Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:58, реферат
Кредитная политика представляет собой систему мер, направленных на установление приоритетов развития кредитных отношений, рациональную организацию и управление процессом кредитования различных категорий заемщиков с целью обеспечения высокой рентабельности и минимизации кредитного риска.
Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4–5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками.
После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности (подробнее см. www.deniskredit.ru и www.kreditbrokeripoteka.ru). Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.
При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:
– материалы, полученные непосредственно от клиента;
– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);
– отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).
Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.
Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.
Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют различные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погашать свой долг.
Полный финансовый анализ
предприятия складывается из трех частей:
анализа его финансовых результатов,
финансового состояния и
При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматривает и такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предоставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Таким образом, обеспечение является страховкой на случай непредвиденного ухудшения положения клиента, тогда как при нормальном состоянии бизнеса клиента кредит будет погашаться по мере осуществления хозяйственного цикла.
Основное внимание при определении кредитоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспечить погашение кредита и уплату процентов по нему.
Финансовое состояние
предприятия определяет его способность
погашать долговые обязательства; оно
является результатом взаимодействия
всех элементов системы финансовых
отношений предприятия и
При оценке кредитоспособности
предприятия основные задачи состоят
в анализе его
Наиболее важными для
оценки кредитоспособности являются показатели
ликвидности баланса и
Основной источник информации
для осуществления анализа
Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика разбивается на два основных этапа:
1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценкой его финансового положения.
2. Рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая стандартную оценку финансового состояния предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.
На этапе общего анализа
кредитоспособности, чтобы получить
описание финансового состояния
заемщика, нужно: составить агрегированный
баланс предприятия; рассчитать систему
финансовых коэффициентов на основе
агрегированных показателей баланса
и провести их анализ; оценить деловую
активность предприятия; сделать прогноз
финансового состояния
Агрегированный баланс предприятия-заемщика основан на его обычном балансе (Приложение 1). Рассчитанные показатели агрегированного баланса будут далее использоваться в оценке различных аспектов кредитоспособности предприятия.
Важную роль в оценке кредитоспособности предприятия играют также агрегированные показатели «Отчета о прибылях и убытках» (Приложение 1).
Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используется система финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или оборачиваемости; коэффициенты прибыльности; коэффициенты ликвидности: коэффициенты обслуживания долга.
Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия (Формулы расчета этих показателей приведены в Приложении 2).
Коэффициенты финансового
левереджа характеризуют
Коэффициенты эффективности,
или оборачиваемости, рассчитываются
в дополнение к коэффициентам
ликвидности. Динамика коэффициентов
оборачиваемости помогает оценить
причину изменений
Коэффициенты прибыльности
характеризуют эффективность
Коэффициенты ликвидности
показывают, способен ли в принципе
заемщик рассчитаться по своим обязательствам,
а также какая часть
По степени ликвидности
все активы можно разделить на
три класса. К первому классу относятся
активы, уже находящиеся в денежной
форме (агрегат в балансе А2). Это
– остатки денежных средств в
рублевой и валютной кассе, остатки
денежных средств на расчетных счетах
предприятия и прочие денежные средства.
Ко второму классу ликвидных активов
относится дебиторская
Коэффициент обслуживания долга
К17 определяется как отношение выручки
от реализации к задолженности перед
банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая
часть прибыли используется для
проплаты процентных платежей по долгу:
чем больше эта часть, тем ниже
кредитоспособность клиента, поскольку
меньшая часть прибыли
Финансовое положение
предприятия обуславливается в
немалой степени и его деловой
активностью. В критерии деловой
активности предприятия включаются
показатели, отражающие качественные
и количественные стороны развития
его деятельности: объем реализации
продукции и услуг, широта рынков
сбыта продукции, прибыль, величина
чистых активов. В мировой практике
с этой целью используется «золотое
правило экономики предприятия»
Тбп > тр > тк > 100 %.
Более высокие темпы роста
прибыли по сравнению с темпами
роста объема реализации свидетельствуют
об относительном снижении издержек
производства, что отражает повышение
экономической эффективности
Более высокие темпы роста
объема реализации по сравнению с
темпами роста активов
Соблюдение «золотого
правила» означает, что экономический
потенциал предприятия
В процессе принятия управленческого решения о выдаче кредита используется ряд классификационных моделей, отделяющих фирмы-банкроты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации информации и способствуют принятию окончательного решения о предоставлении кредита и контроля за его использованием. Наиболее распространенными являются «Z-анализ» Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера.
«Z-анализ» был введен Альтманом, Хальдеманом и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций.
Цель «Z-анализа» – отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам. Линейная модель Альтмана, или уравнение Z-оценки, выглядит следующим образом: