Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:58, реферат

Описание работы

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23.06.2008 г. «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» была поставлена задача:
«сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Файлы: 1 файл

Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса 

 

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23.06.2008 г. «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» была поставлена задача:

«сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения  на длительную перспективу, создав условия  для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит  в будущем.

Здесь необходим  широкий комплекс мер, в том числе  упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными  накоплениями.

Важную роль может  сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния».

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» эти задачи были расширены:

«Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах  ресурсного обеспечения и позволяющей  обеспечить достойный уровень жизни  гражданам старшего поколения.

Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования».

Там же указывалось:

«Формирование современной  пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, требует завершения перехода к новой  структуре ресурсного обеспечения  пенсионной системы в течение  двух лет. Кроме того, необходимо принятие дополнительных решений, направленных на увеличение роли добровольного пенсионного  страхования.

Целевая структура  пенсионной системы должна быть надежной и сбалансированной, располагать  собственной финансовой базой, основу которой составят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Шкала тарифов должна подлежать  ежегодной корректировке в увязке с ростом средней заработной платы  в стране. Должны быть также предусмотрены  достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации, в том  числе за счет средств Фонда национального  благосостояния.

Пенсионная система  должна обеспечивать достойный уровень  жизни граждан пожилого возраста. К 2024 году средний размер трудовых пенсий по старости должен возрасти до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный  потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточного минимума пенсионера). При этом в целях решения проблемы более справедливой оценки ранее  приобретенных пенсионных прав граждан  уже в 2010 году следует произвести их переоценку по следующей формуле: пенсионные права, приобретенные до 2002 года, индексируются на 10 процентов  плюс 1 процент за каждый год трудового  стажа, заработанного до 1991 года. В  итоге уже в 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тыс. рублей в месяц. Должна быть ликвидирована  бедность среди пенсионеров, в том  числе за счет социальных доплат к  пенсиям, размер которых оказывается  меньше прожиточного минимума в субъектах  Российской Федерации».

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 г. «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» предусмотрено:

«Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим  прогнозам в ближайшие 20 лет нас  ждет значительное сокращение численности  населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения  старшего возраста.

Необходимо разработать  ясную программу долгосрочного  развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».

Для продолжения социально-страховой  пенсионной реформы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (КДР-2020), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, были определены целевые ориентиры развития пенсионной системы на долгосрочную перспективу:

- повышение среднего размера  трудовых пенсий по старости  к 2016 - 2020 г.г. до величины, обеспечивающей  не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов  пенсионера;

- обеспечение, начиная  с 2010 года, минимального уровня  материального обеспечения пенсионера  не ниже величины прожиточного  минимума пенсионера;

- создание условий для  повышения индивидуального коэффициента  замещения утраченного заработка,  на который начислялись страховые  взносы, трудовой пенсией по старости  не менее чем до 40 процентов.

Причем для нынешних пенсионеров  планировалось обеспечить соотношение  с ПМП, а для тех, кто, только начинает трудовую деятельность – создание условий для зарабатывания коэффициента замещения.

Совершенствование пенсионной системы, осуществленное в 2010 г., планировалось  в условиях экономического роста, хотя важнейшие для развития пенсионного  обеспечения макропараметры не были достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы в  ВВП - остается на уровне 23-25%. Тем не менее, макроэкономические условия, в  которых разрабатывалась КДР-2020, позволяли своевременно достичь  намеченных целевых ориентиров.

Однако глобальный финансовый кризис радикально изменил внешние  к пенсионной системе макроэкономические параметры: темпы роста и объемы ВВП, структуру занятости, инфляцию и размеры зарплаты и т.д., от которых  непосредственно зависят собственно пенсионные характеристики: размер пенсии, темпы индексации, тариф страховых  взносов и др.

Так, ВВП на 2010 г., прогнозировавшийся до кризиса в объеме 59,1 трлн. руб., в мае 2010 г. оценивался на уровне 44,9 трлн. руб., т.е. на 24% ниже. Величина фонда  заработной платы вместо 15,2 трлн. руб. составит 11,5 трлн. руб. (на 24% меньше).

Кризис существенно скорректировал пенсионную политику большинства стран. Многие пошли на сокращение объемов  выплат, замедление индексации пенсий, сворачивание накопительного компонента, иные меры.

Россия, несмотря на кризис, в 2010 г. реализовала комплекс мер  по дальнейшему развитию принципов  социального страхования в функционировании системы пенсионного обеспечения:

- отменен неэффективный  единый социальный налог, и  восстановлены индивидуально возмездные  страховые взносы на обязательное  пенсионное страхование, ликвидированные  в 2001 г. С 2011 г. тариф страховых  взносов устанавливается на уровне 26%, приближенном к необходимому  для обеспечения финансовой самостоятельности  ПФР (хотя изначально планировалось  реализовать эту меру в 2010 г., что существенно снизило бы  нагрузку на федеральный бюджет);

- устранена несправедливая  дифференциация тарифа для разных  категорий страхователей-работодателей,  которая вела к ущемлению пенсионных  прав застрахованных лиц. Важно отметить, что повышение тарифа страховых взносов проведено не шоковым методом, а поэтапно в течение 5 лет (предоставлен переходный период работодателям, для которых ставка отчислений в ПФР была существенно ниже);

- восстановлены функции  страховщика (ПФР) по администрированию  страховых взносов в органическом  сочетании с ведением страховщиком  индивидуального (персонифицированного) учета формирующихся пенсионных  прав застрахованных лиц;

- отменена экономически  неоправданная регрессивная шкала  и, по опыту подавляющего числа  стран, установлена верхняя граница  заработка, подлежащего страхованию  (415 тыс. руб.), с механизмом ее  ежегодной индексации.

Но главным ориентиром пенсионной политики, проводимой в  условиях финансового кризиса, стало  усиление мер по дополнительной материальной поддержке пенсионеров, особенно самых  бедных. Среди этих мер следует выделить систему социальных доплат пенсионерам, чей уровень материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума в регионе, а также валоризацию – перерасчет пенсионных прав всех лиц, имеющих трудовой стаж до 2002 г. и особенно в советский период - до 1991 г. Все эти социальные мероприятия обеспечиваются финансовыми ресурсами из федерального бюджета не только в период финансового кризиса, но и в течение всего периода их выплаты.

Поддержка уровня жизни малообеспеченных пенсионеров осуществлялась и до 2010 г. В частности, в 2007-2009 г.г. производилось  опережающее увеличение базовой  части трудовой пенсии в целях  решения политической задачи по доведению  среднего размера социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера. Так, в декабре 2007 г. базовая часть  была увеличена на 24%, а в декабре 2009 г. – на 31,4%. В прошлом году на все виды индексации из бюджета ПФР  было израсходовано 300 млрд. руб. В 2010 г. с этой целью на 6,3% проиндексированы все части трудовой пенсии. Общие  расходы на индексацию составят 150 млрд. руб.

Результатом опережающей  индексации базовой части стало  достижение к концу 2009 г. средним  размером трудовой пенсии по старости 162% ПМП.

Второй этан пенсионной реформы, осуществленный в  2010 г., несмотря на негативное влияние глобального финансового кризиса, позволил успешно решить все поставленные задачи по совершенствованию пенсионного обеспечения на основе принципов социального страхования, заложенных в ходе реализации первого этапа пенсионной реформы 2002 г.:

- обеспечена государственная  гарантия для всех категорий  нынешних пенсионеров по минимальному  уровню материального обеспечения  –прожиточный минимум пенсионера;

- восстановлены  утраченные в ходе рыночных  реформ пенсионные права советских  пенсионеров – валоризация;

- заложены объективные  экономические и правовые предпосылки  для формирования пенсионных  прав будущих пенсионеров для  получения трудовой пенсии на  уровне международных норм – индивидуальный коэффициент замещения не менее 40%.

В то же время  финансовый кризис не позволил достичь  главной цели пенсионной системы, построенной  на принципах социального страхования  – долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР. Осталась нерешенной проблема преобразования института досрочно назначаемых  пенсий в самостоятельные профессиональные пенсионные программы, что освобождало  бы общенациональную пенсионную систему  от нестраховых выплат соответствующим категориям пенсионеров.

Справочно:

Все страны переходной экономики начинали пенсионные реформы  с полной ликвидации всех видов льгот  и привилегий. В России также законодательно был определен предельный срок реализации данного мероприятия (ответственный  Минэкономразвития России), однако до сих пор сколько-нибудь адекватный экономический механизм так и не разработан.

Учитывая весь комплекс нерешенных проблем и новых  актуальных задач, необходимо их конкретизировать и последовательно решать, чтобы  подготовить отечественную пенсионную систему к объективно наиболее сложному периоду ее функционирования – 2030-м  г.г.

 

 

2.1 Анализ доходов Пенсионного  фонда РФ за 2008–2010 гг. 
Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем. 
 
 Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. 
 
 В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. 
 
 Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. 
 
 Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда в 2008-2010 годах. 
 
Проанализировав данные доходов Пенсионного Фонда РФ (таблица 1), мы видим что общий объем доходов на 2008 год составляет 2330,6 млрд. руб., на 2009 год  2669,5 млрд. руб., а на 2010 год объем будет составлять 3179,8 млрд.руб.  
 
Основные поступления приходят из Федерального бюджета Российской Федерации, которые составляют на 2008 год 1280,3 млрд. руб., на 2009год 1456,4млрд. руб., а на 2010 год 1801,4млрд.руб.,  долю в поступлениях занимают страховые взносы в 2008году 43,8%, 2009 – 44,0%, 2010 – 42,0%. Средства пенсионных накоплений на конец 2008 года составили 652,7, на 2009 составят 898,0, а на 2010 планируется 1183,5млрд. руб. Суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет на период 2008 – 2010гг. увеличатся на 130,9 млрд.руб.     
 
Таблица1–Доходы (прогнозируемые) бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2008–2010 гг.

 
Показатели  

 
2008   

 
2009   

 
2010 

 
Общий объем доходов, 
 
в том числе          

 
2 330,6

 
2 669,5         

 
3 179,8 

 
за счет страховых взносов, в % к доходам

 
1020,6 
 
43,8%          

 
1175,6 
 
44,0%         

 
1335,2 
 
42,0%

 
за счет федерального бюджета,  
 
из них         

 
1280,3          

 
1 456,4

 
1801,4 

 
на выплату базовой части пенсии       

 
707,7  

 
876,6 

 
1033,0 

 
Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года 

 
652,7  

 
898,0  

 
1 183,5

 
Справочно: суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет      

 
442,8  

 
506,0 

 
573,7

Информация о работе Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса