Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:58, реферат
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23.06.2008 г. «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» была поставлена задача:
«сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.
2.2 Анализ расходной части
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса
РФ – расходование средств государственных
внебюджетных фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Согласно данным таблицы 2 общий объем
расходов на 2008год составил 2099,9 млрд. руб.,
на 2009 – 2464,8млрд. руб., на 2010 планируется
2877,8 млрд. руб. Выплата трудовых пенсий,
на период 2008 – 2010гг. увеличиться на 620,1
млн. руб., в том числе страховой части
на +303,4 млн. руб. Расходы, связанные с осуществлением
ежемесячной денежной выплаты на 2008 год
сост. 251,7 млрд. руб., на 2009 год сост. 266,5
млрд. руб., на 2010 год составят 282,2 млрд.
руб.
Финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей деятельности ПФР
на 2008 год – 46,9 млрд.руб., а на 2009 и 2010 будет
составляет 49,1 млрд.руб.
Таблица 2 – Расходы (прогнозируемые) бюджета
ПФР за 2008-2010гг.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III Совершенствование
пенсионной системы РФ
Развитие (совершенствование) пенсионной
системы
С 2010 года в российской пенсионной системе
произойдут корректировки, направленные
на ее совершенствование, повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность
системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих
законов были подписаны 24 июля 2009 года
Президентом Российской Федерации Дмитрием
Медведевым.
В частности, произойдет замена единого
социального налога на страховые взносы
в государственные внебюджетные фонды
– Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
фонды – Федеральный и территориальные
– обязательного медицинского страхования.
Законы вводят ряд механизмов, направленных
на повышение уровня пенсионного обеспечения
лиц старшего поколения и ликвидации бедности
среди пенсионеров - валоризацию пенсионных
прав, установление социальной помощи,
если размер пенсии в совокупности с иными
мерами социальной поддержки не обеспечивает
пенсионеру прожиточный минимум в Российской
Федерации, назначение пенсии по инвалидности
не по степени ограничения способности
к трудовой деятельности, а по группе инвалидности.
Изменится структура пенсии - базовая
часть трудовой пенсии переводится в систему
обязательного пенсионного страхования,
финансируемую за счет страховых взносов,
и индексируется в составе страховой части
трудовой пенсии с учетом роста доходов
Пенсионного фонда России.
Валоризация - это переоценка денежной
стоимости пенсионных прав, которые были
приобретены гражданами до пенсионной
реформы 2002 года.
Она проводится в отношении всех застрахованных
лиц, имевших стаж до 1.01.2002 года. Проще
говоря, валоризация уже сейчас коснется
всех нынешних пенсионеров, а также всех
россиян, работавших любой период времени
до 2002 года, по мере выхода их на пенсию.
- Как будет проходить валоризация
- Прибавка от
валоризации
- Примеры расчета
пенсии с учетом валоризации
1.В базе данных Пенсионного фонда находятся
сведения о размере расчетного пенсионного
капитала граждан по состоянию на 1 января
2002 года. Он есть практически у всех, кто
имеет стаж работы до 2002 года, различается
только размер. С 1 января 2010 года этот
расчетный пенсионный капитал будет умножен
на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал
будет дополнительно увеличиваться на
1 % за каждый год стажа, выработанного
до 1991 года. Здесь нет никаких максимальных
ограничений. Если Ваш трудовой стаж до
1991 года был 25 лет, то в целом Ваш расчетный
пенсионный капитал по состоянию 1 января
2002 года увеличится на 10% +25%=35%.
Порядок осуществления валоризации
Валоризация с 01.01.2010 года производится
территориальными органами ПФР без истребования
заявления на основании документов, имеющихся
в пенсионном деле.
При представлении пенсионером дополнительных
документов до окончания 2010 года, перерасчет
размера пенсии с учетом суммы валоризации
осуществляется с 01.01.2010 года.
Прибавка от валоризации
В среднем увеличение пенсионного капитала
за счет валоризации составит 1 431 руб.
в месяц. Наибольшим эффект от валоризации
будет для людей старше 80 лет - прибавка
в месяц составит до 1700 руб. Пенсионеры
до 60 лет получат прибавку к пенсии в среднем
в размере 700 руб., от 61-70 лет - 1300 руб., от
71 - 80 лет - на 1600 руб.
При этом на увеличенные таким образом
пенсии будут распространяться все плановые
индексации пенсии, которые производятся
в течение года. Средняя прибавка от валоризации,
руб.
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| ||
|
|
|
Территориальный орган Пенсионного
фонда Российской Федерации по месту
нахождения пенсионного дела получателя
пенсии произведет пересчет размера
получаемой пенсии по документам Вашего
пенсионного дела. Вам необходимо
обратиться в территориальный орган
Пенсионного фонда в том
Замена ЕСН страховыми взносами
С 1 января 2010 единый социальный налог
заменяется страховыми взносами напрямую
в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
фонды - Федеральный и территориальные
- обязательного медицинского страхования.
2010 год будет переходным периодом, в течение
которого сохранится действующая ставка
взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд,
2,9% - в Фонд социального страхования, и
3,1% - в фонды обязательного медицинского
страхования. С 2011 года ставка страховых
взносов возрастет до 34% - 26% будет направляться
в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального
страхования, 5,1% - в фонды - Федеральный
и Территориальный - обязательного медицинского
страхования.
Страховые взносы будут взиматься с фонда
оплаты труда предприятия с учетом предельного
годового заработка 415 тысяч рублей на
одного работника. Сумма заработка свыше
415 тысяч, страховыми взносами облагаться
не будет. Размер предельного годового
заработка будет ежегодно индексироваться
в соответствии с ростом средней заработной
платы.
-Тарифы страховых взносов (начиная с 2011
года)
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
|
|
-Переходный период,
в течение которого для отдельных категорий
плательщиков предусматривается постепенное
повышение тарифов страховых взносов
Для определенных категорий работодателей
повышение ставки совокупных страховых
взносов до 34 % будет происходить постепенно,
до 2015 года. К этим категориям относятся:
сельхозтоваропроизводители, плательщики
единого сельскохозяйственного налога,
резиденты техниковнедренческих особых
экономических зон, инвалиды, если они
работают у обычного работодателя, либо
предприятия, принадлежащие обществам
инвалидов. В 2011-2012 годах они будут уплачивать
в Пенсионный фонд 16%, а в 2013-2014 годах - 21
%, с 2015 перейдут на 34%, в Фонд социального
страхования в 2011-2012 году - 1,9%, в 2013-2014 -
2,4, и, соответственно2,9% с 2015 года, в фонды
обязательного медицинского страхования
в 2011-2012 - 2,3%, в 2013-2014 - 3,7% и 5,1% - с 2015 года.
Социальная доплата до уровня прожиточного
минимума пенсионера в субъекте Российской
Федерации
С 1 января 2010 года устанавливается правило
- размер пенсии с учетом других мер социальной
поддержки пенсионеров не может быть ниже
прожиточного минимума пенсионера, установленного
в субъекте Федерации. Если расчетный
размер пенсии ниже - применяются доплаты
этому пенсионеру из федерального или
регионального бюджета.
Социальная доплата пенсионерам до прожиточного
минимума будет, устанавливается всем
неработающим пенсионерам, совокупная
выплата которым не обеспечивает прожиточный
минимум в субъекте России. В составе совокупной
выплаты учитываются все виды пенсий,
ежемесячная денежная выплата отдельным
категориям граждан, дополнительное материальное
обеспечение.
Величина прожиточного минимума в Российской
Федерации в целях социальной доплаты
устанавливается на очередной финансовый
год в законе о федеральном бюджете, а
величина прожиточного минимума в субъектах
России в целях социальной доплаты устанавливается
на очередной финансовый год в законодательных
актов субъектов РФ и доводится до Пенсионного
фонда.
-По какому принципу
будут назначаться социальные доплаты,
которые позволят довести пенсии до прожиточного
минимума
В установлении такой доплаты возможны
два варианта, так как существует не только
федеральный прожиточный минимум пенсионера,
но и два вида прожиточных минимумов субъектов
России, тот, который ниже федерального,
и тот который выше федерального.
В первом случае, если размер пенсии, с
учетом всех социальных выплат (ЕДВ, и
ДМО) оказался ниже прожиточного минимума
в том субъекте Российской Федерации,
где он не превышает федерального, пенсионеру
будет установлена социальная доплата,
которая обеспечит прожиточный минимум
в этом субъекте Российской Федерации.
Доплата будет производиться за счет средств
федерального бюджета, и будет выплачиваться
Пенсионным фондом Российской Федерации,
который обладает всей информацией о размере
пенсии, ЕДВ и ДМО.
Второй случай, если пенсия оказалась
ниже прожиточного минимума в том субъекте,
где прожиточный минимум выше федерального.
В ряде субъектов, например, в Москве, есть
не только федеральные, но и региональные
выплаты, которые регулируются местным
законом. Поэтому, в этих регионах суммироваться
будут не только размер пенсии, ЕДВ и ДМО,
но и то, что выплачивает субъект. И если
все вместе - ниже прожиточного минимума
в субъекте, будет установлена социальная
доплата, и ее источником будут, прежде
всего, средства субъекта Российской Федерации.
-Особенности
назначения пенсий по инвалидности
С 1 января 2010 года фиксированный базовый
размер трудовой пенсии по инвалидности
будет дифференцироваться по группам
инвалидности, которые до этого применялись,
а не по степеням ограничения способности
к трудовой деятельности. Это позволит
установить более высокие размеры пенсии
инвалидам, потому что для большинства
инвалидов группа - выше, чем степень способности
к трудовой деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перерасчет пенсий по инвалидности
также носит беззаявительный характер
и будет производиться Пенсионным фондом
автоматически.
-Трансформация
трудовых пенсий по инвалидности
Изменение структуры пенсии
С 1 января 2010 года вводится фиксированный
базовый размер пенсии, который включается
в состав страховой части трудовой пенсии.
Фиксированный размер соответствует размерам
базовых частей трудовой пенсии, установленных
на 31.12.2009 г. в зависимости от категории
пенсионера и вида пенсии.
Сейчас базовая часть пенсии - это фиксированная
сумма, которая искусственно отделена
от страховой части из-за того, что источник
у нее - единый социальный налог. С 2010 года,
когда ЕСН заменят страховые взносы в
Пенсионный фонд, пенсии будут целиком
выплачиваться за счет Фонда, необходимость
в делении пенсии на страховую и базовую
части отпадет. Базовая часть перейдет
в страховую в виде фиксированного базового
размера.
У граждан 1967 года рождения и моложе также
как и раньше будет формироваться накопительная
часть пенсии.
Заключение
Социальное обеспечение пенсионеров сопряжено
с решением целого комплекса экономических
проблем, среди которых важнейшая - финансовое
обеспечение полноценной и своевременной
выплаты пенсий. В условиях рыночных социально-трудовых
отношений социальное обеспечение пенсионеров
приобретает ряд особенностей, главная
из которых заключается в том, что пенсионная
система становится финансово независимой
от государственного бюджета. Пенсионный
фонд и его денежные средства находятся
в государственной собственности Российской
Федерации. В основные задачи ПФ РФ входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых
взносов, а также финансирование расходов
в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы по взысканию с работодателей
и граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФ РФ, а также
привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов
за своевременным и полным поступлением
в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным
и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам, относящимся
к компетенции ПФ РФ, участие в разработке
и реализации в установленном законом
порядке межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам пенсий
и пособий.
Денежные средства Пенсионного фонда
формируются за счет: страховых взносов
граждан, ассигнований из федерального
и республиканского бюджетов РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим,
их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет,
добровольных взносов физических и юридических
лиц. Средства бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации имеют целевое назначение
и направляются на: выплату в соответствии
с законодательством Российской Федерации
трудовых пенсий, материальной помощи
престарелым и инвалидам, пособий на детей
от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей
инфицированных вирусом иммунодефицита,
пострадавшим от аварии на Чернобыльской
АЭС, доставку пенсий, выплачиваемых за
счет средств бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации, финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей деятельности страховщика.
Временно свободные средства ПФ РФ могут
быть вложены в ценные бумаги.
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации отдельно учитываются суммы
страховых взносов на накопительную часть трудовой
пенсии, средства, направляемые на инвестирование,
выплаты за счет средств пенсионных накоплений,
а также расходы бюджета Пенсионного фонда,
связанные с формированием и инвестированием
средств пенсионных накоплений, ведением
специальной части индивидуальных лицевых
счетов и выплатой накопительной части
трудовой пенсии. Проанализировав данные
доходов Пенсионного фонда за период 2008
– 2010гг., мы видим что общий объем доходов
на 2008 год составляет 2330,6 млрд. руб., на
2009 год - 2669,5 млрд. руб., а на 2010 год объем
будет составлять 3179,8 млрд.руб. Согласно
данным таблицы 2 ( Расходы бюджета ПФР
за 2008-2010гг.) общий объем расходов на 2008год
- 2099,9 млрд. руб., на 2009 – 2464,8млрд. руб., на
2010 планируется 2877,8 млрд. руб. В 2002 г. была
проведена пенсионная реформа, в результате
которой была введена накопительная часть
трудовой пенсии. Накопительная составляющая
бюджета Фонда сформирована по доходам,
суммарный объем которого на 2007 год –
456,2 млрд. руб., на 2008 год – 652,7 млрд. руб.,
на 2009 год – 898,0 млрд. руб., а на 2010 год –
1183,4 млрд.руб.
С 2010 года в российской пенсионной системе
произойдут корректировки, направленные
на ее совершенствование, повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность
системы по доходам и расходам. В частности,
произойдет замена единого социального
налога на страховые взносы в государственные
внебюджетные фонды. Изменится структура
пенсии - базовая часть трудовой пенсии
переводится в систему обязательного
пенсионного страхования, финансируемую
за счет страховых взносов, и индексируется
в составе страховой части трудовой пенсии
с учетом роста доходов Пенсионного фонда
России.
Валоризация с 01.01.2010 года производится
территориальными органами ПФР без истребования
заявления на основании документов, имеющихся
в пенсионном деле. В среднем увеличение
пенсионного капитала за счет валоризации
составит 1 431 руб. в месяц. Наибольшим эффект
от валоризации будет для людей старше
80 лет - прибавка в месяц составит до 1700
руб. Пенсионеры до 60 лет получат прибавку
к пенсии в среднем в размере 700 руб., от
61-70 лет - 1300 руб., от 71 - 80 лет - на 1600 руб.
2010 год будет переходным периодом, в течение
которого сохранится действующая ставка
взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд,
2,9% - в Фонд социального страхования, и
3,1% - в фонды обязательного медицинского
страхования. С 2011 года ставка страховых
взносов возрастет до 34% - 26% будет направляться
в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального
страхования, 5,1% - в фонды - Федеральный
и Территориальный - обязательного медицинского
страхования.
Переходный период, в течение которого
для отдельных категорий плательщиков
предусматривается постепенное повышение
тарифов страховых взносов, будет происходить
постепенно 2015 года. К этим категориям
относятся: сельхозтоваропроизводители,
плательщики единого сельскохозяйственного
налога, резиденты техниковнедренческих
особых экономических зон, инвалиды, если
они работают у обычного работодателя,
либо предприятия, принадлежащие обществам
инвалидов. В 2011-2012 годах они будут уплачивать
в Пенсионный фонд 16%, а в 2013-2014 годах - 21
%, с 2015 перейдут на 34%, в Фонд социального
страхования в 2011-2012 году - 1,9%, в 2013-2014 -
2,4, и, соответственно2,9% с 2015 года, в фонды
обязательного медицинского страхования
в 2011-2012 - 2,3%, в 2013-2014 - 3,7% и 5,1% - с 2015 года.
С 1 января 2010 года устанавливается правило
- размер пенсии с учетом других мер социальной
поддержки пенсионеров не может быть ниже
прожиточного минимума пенсионера, установленного
в субъекте Федерации.
Список литературы
1. Финансы: учебник / под ред. д-ра экон.
наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук,
проф. В. А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2008.
2. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий:
менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов
в Пенсионный фонд РФ индивидуальными
предпринимателями //Бухгалтерский учет.-
2008.- № 4.-С.33-34
4. Батанов Г. Этапы пути //Социальная защита.-
2008.- № 4.-С.3-6 (Пенсионное обеспечение.-2008.-№
4)
5. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости
Пенсионного фонда России //Вопросы экономики.-
2007.- № 7.-С.106-122
6. Вульф Л. Фиксированный взнос //Социальная
защита.- 2008.- № 2.-С.8-12 (прил. "Пенсионное
обеспечение".-2008.-№ 2)
7. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной
системы //Экономист.-2007.- № 5.-С.59-65
8. Отечественная пенсионная система: причины
и пути преодоления финансовой нестабильности
//Человек и труд.- 2008.- № 9.-С.36-41
9. Павлюченко В. Как исцелить Пенсионный
фонд? //Социальная защита.- 2008.- № 1.-С.З-6.-
"Пенсионное обеспечение" - приложениек
журналу "Социальная защита"
10. Пенсионному фонду - 15 лет //Свободный
курс- 2008.- № 51.-вкладка
11. Трофимов А. О государственных внебюджетных
фондах //Финансы.-2007.- N 10.-С. 20-21.
12. Трофимов Б. Главные цели – повышение
качества услуг и обеспечения пенсионных
прав граждан // Континент Сибирь.–2007.-№
20 (май).–С. 16
13. Трофимов Б. Чтобы старость была в радость
// Российская газета. – 2007г– 29 сент. –
С. 5
14. Федотов Д.Ю. О формировании доходов
внебюджетных фондов России //Финансы.-
2007.- № 7.-С. 61-63.
15. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы
//Финансы.- 2009.- № 1.-С. 58-60.
Информация о работе Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса