Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:58, реферат

Описание работы

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23.06.2008 г. «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» была поставлена задача:
«сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Файлы: 1 файл

Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

 
 
2.2 Анализ расходной части бюджета  Пенсионного Фонда РФ 
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 
 
Согласно данным таблицы 2 общий объем расходов на 2008год составил 2099,9 млрд. руб., на 2009 – 2464,8млрд. руб., на 2010 планируется 2877,8 млрд. руб. Выплата трудовых пенсий, на период 2008 – 2010гг. увеличиться на 620,1 млн. руб., в том числе страховой части на +303,4 млн. руб. Расходы, связанные с осуществлением ежемесячной денежной выплаты на 2008 год сост. 251,7 млрд. руб., на 2009 год сост. 266,5 млрд. руб., на 2010 год составят 282,2 млрд. руб.      
 
Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР на 2008 год – 46,9 млрд.руб., а на 2009 и 2010 будет составляет 49,1 млрд.руб.   
 
Таблица 2 – Расходы (прогнозируемые) бюджета ПФР за 2008-2010гг.

 
Показатели  

 
2008

 
2009   

 
2010 

 
Общий объем расходов, в том числе

 
2 099,9

 
2 464,8

 
2 877,8 

 
Выплата трудовых пенсий, в том числе  страховой части

 
1 615,2 
 
929,2

 
1 923,5         
 
1073,0         

 
2 235,3 
 
1 232,6 

 
Социальные пенсии

 
66,6

 
85,8

 
102,2 

 
Расходы на осуществление ежемесячной  денежной выплаты (монетизация льгот)          

 
251, 7           

 
266,5

 
282,2  

 
Финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности ПФР   

 
46,9

 
49,1   

 
49,1 

 
Расходы на выплату «материнского  капитала»   

 
-         

 
-

 
55 


 

 

III Совершенствование пенсионной системы РФ 
Развитие (совершенствование) пенсионной системы 
 
С 2010 года в российской пенсионной системе произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.  
 
В частности, произойдет замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – Федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования.  
 
Законы вводят ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсионных прав, установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности.  
 
Изменится структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда России.  
 
Валоризация - это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года.  
 
Она проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1.01.2002 года. Проще говоря, валоризация уже сейчас коснется всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших любой период времени до 2002 года, по мере выхода их на пенсию. 

- Как будет проходить валоризация 
 
- Прибавка от валоризации 
 
- Примеры расчета пенсии с учетом валоризации  
 
1.В базе данных Пенсионного фонда находятся сведения о размере расчетного пенсионного капитала граждан по состоянию на 1 января 2002 года. Он есть практически у всех, кто имеет стаж работы до 2002 года, различается только размер. С 1 января 2010 года этот расчетный пенсионный капитал будет умножен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал будет дополнительно увеличиваться на 1 % за каждый год стажа, выработанного до 1991 года. Здесь нет никаких максимальных ограничений. Если Ваш трудовой стаж до 1991 года был 25 лет, то в целом Ваш расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 года увеличится на 10% +25%=35%. 
 
Порядок осуществления валоризации  
 
Валоризация с 01.01.2010 года производится территориальными органами ПФР без истребования заявления на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.  
 
При представлении пенсионером дополнительных документов до окончания 2010 года, перерасчет размера пенсии с учетом суммы валоризации осуществляется с 01.01.2010 года.  
 
Прибавка от валоризации 
 
В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации составит 1 431 руб. в месяц. Наибольшим эффект от валоризации будет для людей старше 80 лет - прибавка в месяц составит до 1700 руб. Пенсионеры до 60 лет получат прибавку к пенсии в среднем в размере 700 руб., от 61-70 лет - 1300 руб., от 71 - 80 лет - на 1600 руб.  
 
При этом на увеличенные таким образом пенсии будут распространяться все плановые индексации пенсии, которые производятся в течение года. Средняя прибавка от валоризации, руб. 

 
Для граждан, вышедших на пенсию до 2002 года в возрасте: 

 
Для граждан, вышедшие на пенсию в: 

 
до 50

 
209

 
2002  

 
1 007

 
51-60

 
738

 
2003

 
865

 
61-70

 
1 313

 
2004

 
871

 
71-80

 
1 648

 
2005

 
937

 
81-90

 
1 732

 
2006

 
845

 
91-100

 
1 733

 
2007

 
902

   

 
2008

 
754

   

 
2009

 
742

 
        

 
 

 
2010

 
499


 
 
 
Территориальный орган Пенсионного  фонда Российской Федерации по месту  нахождения пенсионного дела получателя пенсии произведет пересчет размера  получаемой пенсии по документам Вашего пенсионного дела. Вам необходимо обратиться в территориальный орган  Пенсионного фонда в том случае, если у вас имеются дополнительные документы о стаже и заработке, которые не были учтены при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002, либо если изъявите желание произвести оценку пенсионных прав по другому  варианту.  
 
Замена ЕСН страховыми взносами 
 
С 1 января 2010 единый социальный налог заменяется страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.  
 
2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возрастет до 34% - 26% будет направляться в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в фонды - Федеральный и Территориальный - обязательного медицинского страхования.  
 
Страховые взносы будут взиматься с фонда оплаты труда предприятия с учетом предельного годового заработка 415 тысяч рублей на одного работника. Сумма заработка свыше 415 тысяч, страховыми взносами облагаться не будет. Размер предельного годового заработка будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы.  
 
-Тарифы страховых взносов (начиная с 2011 года) 

 
Пенсионный фонд

 
Фонд социального  
 
страхования

 
Фонды 
 
обязательного  
 
медицинского страхования

 
Итого

 
Федеральный

 
Территориальный

 
26%

 
2,9%

 
2,1%

 
3%

 
34%


 
 
 
-Переходный период, в течение которого для отдельных категорий плательщиков предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов 
 
Для определенных категорий работодателей повышение ставки совокупных страховых взносов до 34 % будет происходить постепенно, до 2015 года. К этим категориям относятся: сельхозтоваропроизводители, плательщики единого сельскохозяйственного налога, резиденты техниковнедренческих особых экономических зон, инвалиды, если они работают у обычного работодателя, либо предприятия, принадлежащие обществам инвалидов. В 2011-2012 годах они будут уплачивать в Пенсионный фонд 16%, а в 2013-2014 годах - 21 %, с 2015 перейдут на 34%, в Фонд социального страхования в 2011-2012 году - 1,9%, в 2013-2014 - 2,4, и, соответственно2,9% с 2015 года, в фонды обязательного медицинского страхования в 2011-2012 - 2,3%, в 2013-2014 - 3,7% и 5,1% - с 2015 года. 
 
Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации 
 
С 1 января 2010 года устанавливается правило - размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Федерации. Если расчетный размер пенсии ниже - применяются доплаты этому пенсионеру из федерального или регионального бюджета.  
 
Социальная доплата пенсионерам до прожиточного минимума будет, устанавливается всем неработающим пенсионерам, совокупная выплата которым не обеспечивает прожиточный минимум в субъекте России. В составе совокупной выплаты учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан, дополнительное материальное обеспечение.  
 
Величина прожиточного минимума в Российской Федерации в целях социальной доплаты устанавливается на очередной финансовый год в законе о федеральном бюджете, а величина прожиточного минимума в субъектах России в целях социальной доплаты устанавливается на очередной финансовый год в законодательных актов субъектов РФ и доводится до Пенсионного фонда. 
 
-По какому принципу будут назначаться социальные доплаты, которые позволят довести пенсии до прожиточного минимума 
 
В установлении такой доплаты возможны два варианта, так как существует не только федеральный прожиточный минимум пенсионера, но и два вида прожиточных минимумов субъектов России, тот, который ниже федерального, и тот который выше федерального.  
 
В первом случае, если размер пенсии, с учетом всех социальных выплат (ЕДВ, и ДМО) оказался ниже прожиточного минимума в том субъекте Российской Федерации, где он не превышает федерального, пенсионеру будет установлена социальная доплата, которая обеспечит прожиточный минимум в этом субъекте Российской Федерации. Доплата будет производиться за счет средств федерального бюджета, и будет выплачиваться Пенсионным фондом Российской Федерации, который обладает всей информацией о размере пенсии, ЕДВ и ДМО.  
 
Второй случай, если пенсия оказалась ниже прожиточного минимума в том субъекте, где прожиточный минимум выше федерального. В ряде субъектов, например, в Москве, есть не только федеральные, но и региональные выплаты, которые регулируются местным законом. Поэтому, в этих регионах суммироваться будут не только размер пенсии, ЕДВ и ДМО, но и то, что выплачивает субъект. И если все вместе - ниже прожиточного минимума в субъекте, будет установлена социальная доплата, и ее источником будут, прежде всего, средства субъекта Российской Федерации. 
 
-Особенности назначения пенсий по инвалидности 
 
С 1 января 2010 года фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности будет дифференцироваться по группам инвалидности, которые до этого применялись, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности. Это позволит установить более высокие размеры пенсии инвалидам, потому что для большинства инвалидов группа - выше, чем степень способности к трудовой деятельности.

 
БЫЛО

 
БУДЕТ

 
1Пенсия назначается инвалидам,  имеющим ограничение способности  к трудовой деятельности 3, 2 и  1 степеней

 
1Пенсия назначается инвалидам  3, 2 и 1 групп инвалидности при  наличии утраты профессиональной  трудоспособности

 
2Размер базовой части дифференцируется  в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности

 
2Базовой размер пенсии дифференцируется  в зависимости от группы инвалидности

 
3При установлении пенсии на определенный срок происходит списание части сумм пенсионного капитала, исходя из периода и размера выплаты пенсии

 
3Пенсионный капитал не списывается  с индивидуального счета

 
4Пенсия по инвалидности может  устанавливаться бессрочно, в  том числе после достижения  пенсионного возраста

 
4Пенсия по инвалидности устанавливается  на срок инвалидности, при достижении  общеустановленного пенсионного  возраста назначается трудовая  пенсия по старости


 
Перерасчет пенсий по инвалидности также носит беззаявительный характер и будет производиться Пенсионным фондом автоматически. 
 
-Трансформация трудовых пенсий по инвалидности 
 
Изменение структуры пенсии 
 
С 1 января 2010 года вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.  
 
Сейчас базовая часть пенсии - это фиксированная сумма, которая искусственно отделена от страховой части из-за того, что источник у нее - единый социальный налог. С 2010 года, когда ЕСН заменят страховые взносы в Пенсионный фонд, пенсии будут целиком выплачиваться за счет Фонда, необходимость в делении пенсии на страховую и базовую части отпадет. Базовая часть перейдет в страховую в виде фиксированного базового размера.  
 
У граждан 1967 года рождения и моложе также как и раньше будет формироваться накопительная часть пенсии. 
Заключение 
Социальное обеспечение пенсионеров сопряжено с решением целого комплекса экономических проблем, среди которых важнейшая - финансовое обеспечение полноценной и своевременной выплаты пенсий. В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой от государственного бюджета. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. В основные задачи ПФ РФ входят: 
 
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ; 
 
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; 
 
- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; 
 
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; 
 
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. 
 
Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет: страховых взносов граждан, ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет, добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовых пенсий, материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. 
 
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Проанализировав данные доходов Пенсионного фонда за период 2008 – 2010гг., мы видим что общий объем доходов на 2008 год составляет 2330,6 млрд. руб., на 2009 год - 2669,5 млрд. руб., а на 2010 год объем будет составлять 3179,8 млрд.руб. Согласно данным таблицы 2 ( Расходы бюджета ПФР за 2008-2010гг.) общий объем расходов на 2008год - 2099,9 млрд. руб., на 2009 – 2464,8млрд. руб., на 2010 планируется 2877,8 млрд. руб. В 2002 г. была проведена пенсионная реформа, в результате которой была введена накопительная часть трудовой пенсии. Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам, суммарный объем которого на 2007 год – 456,2 млрд. руб., на 2008 год – 652,7 млрд. руб., на 2009 год – 898,0 млрд. руб., а на 2010 год – 1183,4 млрд.руб.  
 
 С 2010 года в российской пенсионной системе произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. В частности, произойдет замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Изменится структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда России. 
 
Валоризация с 01.01.2010 года производится территориальными органами ПФР без истребования заявления на основании документов, имеющихся в пенсионном деле. В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации составит 1 431 руб. в месяц. Наибольшим эффект от валоризации будет для людей старше 80 лет - прибавка в месяц составит до 1700 руб. Пенсионеры до 60 лет получат прибавку к пенсии в среднем в размере 700 руб., от 61-70 лет - 1300 руб., от 71 - 80 лет - на 1600 руб.  
 
2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возрастет до 34% - 26% будет направляться в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в фонды - Федеральный и Территориальный - обязательного медицинского страхования.  
 
Переходный период, в течение которого для отдельных категорий плательщиков предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов, будет происходить постепенно 2015 года. К этим категориям относятся: сельхозтоваропроизводители, плательщики единого сельскохозяйственного налога, резиденты техниковнедренческих особых экономических зон, инвалиды, если они работают у обычного работодателя, либо предприятия, принадлежащие обществам инвалидов. В 2011-2012 годах они будут уплачивать в Пенсионный фонд 16%, а в 2013-2014 годах - 21 %, с 2015 перейдут на 34%, в Фонд социального страхования в 2011-2012 году - 1,9%, в 2013-2014 - 2,4, и, соответственно2,9% с 2015 года, в фонды обязательного медицинского страхования в 2011-2012 - 2,3%, в 2013-2014 - 3,7% и 5,1% - с 2015 года. 
 
С 1 января 2010 года устанавливается правило - размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Федерации. 
Список литературы 
 
1.     Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2008. 
 
2.     Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2007. 
 
3.     Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями //Бухгалтерский учет.- 2008.- № 4.-С.33-34 
 
4.  Батанов Г. Этапы пути //Социальная защита.- 2008.- № 4.-С.3-6 (Пенсионное обеспечение.-2008.-№ 4) 
 
5.  Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России //Вопросы экономики.- 2007.- № 7.-С.106-122 
 
6.  Вульф Л. Фиксированный взнос //Социальная защита.- 2008.- № 2.-С.8-12 (прил. "Пенсионное обеспечение".-2008.-№ 2) 
 
7.  Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы //Экономист.-2007.- № 5.-С.59-65 
 
8.  Отечественная пенсионная система: причины и пути преодоления финансовой нестабильности //Человек и труд.- 2008.- № 9.-С.36-41 
 
9.     Павлюченко В. Как исцелить Пенсионный фонд? //Социальная защита.- 2008.- № 1.-С.З-6.- "Пенсионное обеспечение" - приложениек журналу "Социальная защита" 
 
10. Пенсионному фонду - 15 лет //Свободный курс- 2008.- № 51.-вкладка 
 
11. Трофимов А. О государственных внебюджетных фондах //Финансы.-2007.- N 10.-С. 20-21. 
 
12. Трофимов Б. Главные цели – повышение качества услуг и обеспечения пенсионных прав граждан // Континент Сибирь.–2007.-№ 20 (май).–С. 16 
 
13. Трофимов Б. Чтобы старость была в радость // Российская газета. – 2007г– 29 сент. – С. 5 
 
14. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России //Финансы.- 2007.- № 7.-С. 61-63.  
 
15. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы //Финансы.- 2009.- № 1.-С. 58-60.

Информация о работе Пенсионная реформа в условиях финансового кризиса