Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является Пенсионная система Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………. 3
1. Теоретико-методологические аспекты Пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Эволюция Пенсионной системы России………………………………………………..5
1.2 Пенсионная система: сущность, структура……………………………………..……..10
2. Пенсионный Фонд современной России: его становление и задачи
2.1 Причины создания Пенсионного Фонда………………………………………………13
2.2 Источники формирования средств Пенсионного Фонда в Российской Федерации..16
2.3 Характеристика деятельности Пенсионного Фонда в России…………...…………..20
2.4 Виды пенсий……………………………………………………………………..............21
3. Реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации
3.1 Предпосылки пенсионной реформы и формы ее проведения………………………..23
3.2 Современные результаты проведения реформы………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………………..29
Библиографический список ………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Анализ пенсионной системы России.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Пенсионный Фонд Российской Федерации создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ, является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾ средств внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

-   формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

-  страховые взносы в фонды  и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

-   на отношения, связанные  с исчислением, уплатой  и  взысканием взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

-  денежные ресурсы фонда  находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда  России осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются  отделения в республиках в  составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

На схеме предложена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации:  [Приложение№1]

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система  пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в  пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик  не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный  на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе  не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же  время  экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем,  сколько человек  зарабатывал, и тем, какой будет  размер его пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека  преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

 

 

  •     2.2  Источники формирования средств Пенсионного Фонда в России
  •  

    Материальным источником любого внебюджетного  фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

    Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных  местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Расходы на пенсионное обеспечение – это  самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России.

    Основной  источник доходов фонда – это  страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.

     Страховые взносы в Пенсионный  фонд начисляются на все виды  заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

    Источниками формирования средств  Пенсионного фонда являются:

    • страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога,
    • ассигнования из федерального бюджета ( в том числе на выплату государственных пенсий),
    • средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочной пенсии безработным,
    • средства, взыскиваемые с работодателей в результате применения регрессивных требований.
    • доходы от капитализации временно свободных средств,
    • беспроцентные ссуды, займы и кредиты,
    • добровольные взносы юридических и физических лиц,
    • другие поступления.

    Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).

    Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов  пенсионного страхования, к которым относятся:

    • работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
    • крестьянские хозяйства;
    • родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
    • физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
    • физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
    • частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
    • нотариусы, занимающиеся частной практикой .

    Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь  созданные юридические лица и  другие плательщики регистрируются  в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

    В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:

    • средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;
    • средства Фонда социального страхования;
    • доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;
    • средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;
    • пени и финансовые санкции;
    • добровольные взносы юридических и физических лиц.

    Уплата страховых взносов в  ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения  оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.

    В условиях инфляции пенсии гражданам  пересматриваются в сторону повышения  также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

          Главным источником доходов Пенсионного фонда РФ является часть средств единого социального налога, введённого в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 года. Кодекс  определяет также объём средств, перечисляемых Пенсионному фонду. За счёт отчислений от ЕСН формируется около 90% доходов Пенсионного фонда. Второй по объёму поступлений статьёй доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета (10% поступлений). Из других статей дохода ПФ в последние годы наиболее значительными являются средства, поступающие за счёт применения санкций к работодателям и капитализация временно свободных средств ( до 5%).  

    С 1 января 2002 года в связи с реформированием  пенсионной системы средства ЕСН  разбиты на 2 части:

    • необходимые для финансирования выплаты базовой части трудовой пенсии (они зачисляются в Федеральный бюджет, а затем передаются Пенсионному фонду РФ),
    • тариф страховых взносов в пенсионную систему, установленный федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования накопленной части пенсии.

    Информация о работе Пенсионная система РФ