Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является Пенсионная система Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………. 3
1. Теоретико-методологические аспекты Пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Эволюция Пенсионной системы России………………………………………………..5
1.2 Пенсионная система: сущность, структура……………………………………..……..10
2. Пенсионный Фонд современной России: его становление и задачи
2.1 Причины создания Пенсионного Фонда………………………………………………13
2.2 Источники формирования средств Пенсионного Фонда в Российской Федерации..16
2.3 Характеристика деятельности Пенсионного Фонда в России…………...…………..20
2.4 Виды пенсий……………………………………………………………………..............21
3. Реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации
3.1 Предпосылки пенсионной реформы и формы ее проведения………………………..23
3.2 Современные результаты проведения реформы………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………………..29
Библиографический список ………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Анализ пенсионной системы России.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Основным источником средств социального  обеспечения были взносы предприятий, учреждений и хозяйств, пользовавшихся чужим трудом за вознаграждение, за всех без исключения занятых, без каких- либо удержаний из заработной платы. Тарифы взносов периодически устанавливались отделом социального обеспечения и охраны труда Наркомтруда.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного  страхования следует рассматривать  середину 60-х годов, когда с 1 января 1965г. государство установило право на получение пенсий колхозникам в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.

В советский период пенсионная система  приобрела социальнообеспечительный, государственно- патерналистский характер и была ориентирована на решение  текущих задач стимулирования занятости в ведущих отраслях народного хозяйства, вспомоществования по случаю инвалидности и старости широких масс населения.

С финансовой точки зрения все усилия были направлены на обеспечение выполнения текущих обязательств перед пенсионерами, но непреодолимое противоречие между постоянным расширением пенсионных льгот и ограниченными финансовыми ресурсами неуклонно вело к снижению уровня пенсионного обеспечения подавляющей массы пенсионеров.

К 90-м годам ХХ века пенсионная система  сформировалась к тому виду, который сохранился до периода демократических реформ. Пенсионный Фонд РСФСР был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года. С 1 января 1991 года вступило в действие Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР. В состав Правления фонда по должности входили председатель, первый заместитель и заместители председателя.

Одними из важнейших задач в  постсоветском периоде в сфере  пенсионного обеспечения являлись:

  1. преодоление разрыва между материальным положение пенсионеров и уровнем жизни работающего населения;
  2. формирование единого подхода к социальному обеспечению различных категорий и групп населения.

Законопроектами предлагалось  утверждение  пенсионного возраста, механизм исчисления пенсий, в полной мере учитывающий стаж работы и размер материального вознаграждения за вложенный труд..

Важным новшеством стало распространение  равного права на трудовую пенсию для всех лиц, занятых общественно  полезным трудом.

Система пенсионного обеспечения, сложившаяся в СССР к концу 80=х  годов, после начала радикальных экономических реформ (19992 год) оказалась неприспособленной к новым условиям.

В 1992 году в России начало действовать  новое пенсионное законодательство, принятое в пору пребывания РСФСР  в составе СССР.

Главной его особенностью являлась более выраженная социальная направленность:

1.унификация для всех категорий  занятых, включая священнослужителей, творческих работников и т.п.;

2.расширение списка льготных  категорий для более раннего выхода на пенсию;

3.введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа;

4. установление размера пенсий  в равной степени, зависящего  от предыдущего заработка и  трудового стажа, а также многое другое связанное с формой расчетов пенсионных выплат.

Однако главное новшество заключалось  в том, что была введена выплата полного размера пенсий всем работающим пенсионерам без исключения. В результате к настоящему времени все пожилое население России находится на содержании государства.

В связи с либерализацией цен  реальный размер пенсионных выплат в первые месяцы 192 года упал более чем в 2 раза. Началась открытая высокая инфляция. Тем самым, появилась необходимость, во-первых, в компенсации потерь пенсионеров, и во-вторых, регулярной индексации пенсионных выплат.

Правительство РФ приняло решение  и установило в начале 1992 года одинаковый размер для всех получателей размер трудовой песни в размере 342 рубля в месяц, а затем индексировало данную величину. Главным принципом, на котором строилось государственное регулирование пенсий в жестких макроэкономических и финансово-бюджетных условиях, являлась попытка предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера.

Таким образом, в постсоветский  период пенсионное обеспечение осуществлялось в форме обязательного государственного социального страхования трудового населения страны. Новшеством стало создание Пенсионного фонда РФ, где аккумулировались денежные средства на выплату пенсий. Законопроектами предлагалось утверждение пенсионного возраста, механизм исчисления пенсий, в полной мере учитывающий стаж работы и размер материального вознаграждения за вложенный труд.

 

 

 

 

 

 

  1.2. Пенсионная система: сущность, структура

 

Проблема социальной защиты людей, утративших трудоспособность в связи  с возрастом, особенно вопросы их пенсионного обеспечения, актуальны не только в России, но и во всем мире.

Современная пенсионная система представляет собой сложный  организм, объединяющий экономические  и правовые институты, предназначенные  для удовлетворения интересов различных  слоев общества.

Пенсионная система - это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

Пенсия  (от латинского слова pension – платеж)- регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предусмотренных для этих целей.

Основаниями для  пенсионного обеспечения по российскому праву являются достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть; для пенсионного обеспечения отдельных категорий - длительное выполнение профессиональной деятельности.

К основным институтам пенсионной системы относятся: социальное страхование; социальные пенсии, предоставляемые государством; частная страховая инициатива и корпоративные пенсии, финансируемые предприятиями. Неправомерно их противопоставление, поскольку в развитых рыночных экономиках каждый из этих четырех институтов пенсионной системы выполняет свою функцию и обеспечивает определенный уровень социальной защиты.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения дохода.

Современная пенсионная система Российской Федерации имеет следующую структуру:

              1.Обязательное пенсионное страхование;

              2. Государственное пенсионное обеспечение;

              3.Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение.

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Предусматривает выплату трудовых пенсий в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы взносов, финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и счет федерального бюджета, финансируемые за счет страховых взносов работодателя.

Законодательство  РФ об обязательном пенсионном страховании состоит  из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов « Об обязательном пенсионном страховании», « Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в РФ», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Субъектами обязательного пенсионного  страхования являются федеральные  органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком в системе обязательного  пенсионного страхования является Пенсионный Фонд России (ПФР), который является самостоятельным финансово-кредитным учреждение, образованным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ или организация, производящая страхование и принимающая на себя обязательства возместить страхователю или другим лицам, участвующим в страховании, ущерб или выплатить страховую сумму.

Страхователями в системе обязательного  пенсионного страхования являются:

1.лица, производящие выплаты физическим  лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

2.лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Застрахованное  лицо - это лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы на финансирование трудовой пенсии.

Схематично правоотношения по обязательному пенсионному страхованию можно представить в следующем виде:


                      



 


Рисунок 1:  Правоотношения между субъектами по обязательному пенсионному страхованию

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой  индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в  бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечения права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете.

Базовыми принципами функционирования обязательного пенсионного страхования  обязательного пенсионного страхования  являются:

- единство и федеральный характер;

- всеобщность;

- обязательность уплаты страховых  взносов;

- государственная гарантия для  граждан;

- солидарность материальных обязательств  между поколениями, отраслями  экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами;

- общенародный характер собственности  на уплачиваемые страховые взносы;

- автономность бюджета;

- поддержание уровня жизни пенсионеров;

- зависимость размера пенсии  от трудового вклада;

- эквивалентность страховых платежей  и страховых выплат;

- целевое использование страховых  взносов на выплату пенсий;

- индивидуальный (персонифицированный) учет уплачиваемых страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

 

 

 

 

 

2. Пенсионный фонд современной России: Его становление и задачи

 

  •         2.1 Причины создания пенсионного фонда в Российской Федерации
  •  

    Пенсии гражданам России выплачивались  и раньше, но фонд выплаты пенсий формировался за счет государственного бюджета. Взносы на социальное страхование, в том числе пенсионное, вносились предприятиями и были очень небольшими. С работников же взносы совсем не брались. Но зато значительная доля прибыли отчислялась в государственный бюджет. Таким образом, средства социального страхования практически сливались с государственным бюджетом, что давало возможность государству перераспределять их для решения тех или иных первоочередных задач, а на социальные нужды средства выделялись по остаточному принципу. Все это искажало реальную стоимость рабочей силы. Занижало реальные затраты на нее, что существенно сказывалось и на назначаемой пенсии.

    Вот почему еще в недрах СССР был  создан Пенсионный фонд России (ПФР), как самостоятельный финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный бюджет и никакие другие бюджеты и изъятию не подлежат. Главная его идея состоит в том, чтобы пена рабочей силы формировалась на основе реальных доходов, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров, и она отражает идею социального страхования, в том числе и пенсионного, которое осуществляется за счет солидарности трудовых поколений. Независимость Пенсионного фонда от государственного бюджета дает возможность проводить своевременную индексацию пенсий и решать многие социальные программы.

    Информация о работе Пенсионная система РФ