Пенсионное обеспечение в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Тенденция к старению населения планеты выводит проблему заботы о старых
людях на первый план во многих странах мира. Уже со второй половины XX века
в цивилизованных государствах предпринимаются попытки решить проблемы
бедности в старости, систематизировать различные подходы к предоставлению
пенсий для различных категорий населения, улучшить ситуацию с предоставле-
нием социальной помощи старым людям.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.docx

— 36.88 Кб (Скачать файл)

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  В ГЕРМАНИИ

Тенденция к старению населения  планеты выводит проблему заботы о старых

людях на первый план во многих странах мира. Уже со второй половины XX века

в цивилизованных государствах предпринимаются попытки решить проблемы

бедности в старости, систематизировать  различные подходы к предоставлению

пенсий для различных  категорий населения, улучшить ситуацию с предоставле-

нием социальной помощи старым людям.

В Западной Европе, США, Японии и других странах разработаны, внедрены и

успешно функционируют в  настоящее время системы по обеспечению  и помощи

в старости. Одним из наиболее ярких примеров является немецкая система  пенси-

онного обеспечения. Основой поддержки пожилых людей в Германии служит социальная система страхования по старости. Статистика свидетельствует, что уже к 1994 году почти

18 миллионов граждан получали  пенсии и другие услуги, предусмотренные  этой

системой страхования, обеспечиваемой напрямую гарантиями государства [1].

С течением времени пенсионная система пережила несколько видоизменений

(последнее в связи  с проведением пенсионной реформы  1992 года), и в настоящее

время в государстве имеется  значительное количество оснований  для ее дальней-

шего реформирования. Исходным пунктом системы пенсионного страхования

служит «договор поколений», закрепленный в реформе пенсионного  обеспечения

1957 г. Суть его заключается  в том, что, оплачивая взносы  в систему пенсионного

страхования, трудоспособное население напрямую обеспечивает пенсиями старых

людей. Даже такие негативные социальные процессы, как массовая безработица,

снижение рождаемости  и другие могут повлиять только на размер вклада трудя-

щегося в систему страхования. Однако пенсионер при любой неблагоприятной

ситуации имеет право  на получение своей, заработанной в течение трудовой жизни пенсии. Основная пенсия до реформы 1992 года насчитывалась с учетом роста инфля-

ции в стране, то есть базировалась на существующем размере в тот или иной мо-

мент прожиточного минимума, к которому плюсовались различные  надбавки. К

тому же, при ее расчете  учитывались такие факторы, как  стоимость потребитель-

ской корзины пенсионера и достигнутый в обществе уровеньжизни.

Однако пенсионное распределение  в стране не обеспечивается только за счет фондов социального страхования.

С 1992 года в финансировании пенсий принимало участие государство, кото-

рое гарантировало определенные дотации в фонды пенсионного страхования.

Большая же часть расходов фондов пенсионного страхования  оплачивалась все-

таки за счет вкладов работающих людей и их работодателей в  процентном соот-

ношении.

Система социального пенсионного  обеспечения в стране не едина, она  имеет

два основных направления. Существует отдельное пенсионное страхование  рабо-

чих и пенсионное страхование  служащих. Кроме того, государство  обеспечивает

дополнительно пенсионное страхование  сельских жителей и рабочих и  служащих

некоторых промышленных отраслей (например, с XIII века существует горнора-

бочая система социального страхования), имеющих определенную специфику.

Основной проблемой в  начале 1990-х годов в ФРГ являлся  дефицит средств

фондов пенсионного обеспечения, который до сих пор восполняется из федераль-

ного бюджета. Дополнительные гарантии государства по покрытию дефицита

средств фондов социального  страхования приводят к значительному  отягощению

бюджета. Развитие негативных тенденций в системе социального  страхования

типично и для многих государств Европы, имеющих подобные образцы  финанси-

рования пенсионного обеспечения. Причиной такого положения, на взгляд запад-

ногерманских специалистов, является демографическое несоответствие в стране.

Количество людей пенсионного  возраста с каждым годом увеличивается, и их

соотношение с количеством  работающих и платящих взносы людей  не соответст-

вует принятой за норму разнице. Социологи подсчитали, что с января 2020 года

ситуация приобретет угрожающий характер, поскольку количество работающих и

платящих взносы в фонды  пенсионного страхования людей  сравняется с количе-

ством пенсионеров в стране (в настоящее время на одного пенсионера приходится

двое работающих и платящих взносы).

Постепенно, непропорционально  росту рабочих доходов возрастают ставки

вкладов в фонды пенсионного  обеспечения.

Для того чтобы снизить  напряжение в обществе, в 1992 году в  ФРГ вступил в

силу новый федеральный  закон о пенсионном обеспечении. В нем были даны основные принципы дальнейшего развития немецкой системы пенсионного страхования.

Во-первых, размер пенсии должен быть зависим в процентном соотношении

от размеров вкладов в  фонды пенсионного страхования  и длительности времени

пенсионного страхования  в течение трудовой жизни человека. Этот принцип по-

лучил название принципа эквивалентности. 288

Во-вторых, пенсия должна повышаться в зависимости от возможного повыше-

ния средней заработной платы в стране. Этот принцип динамичности пенсии дей-

ствовал, правда, с учетом всех существующих налогов на заработную плату, а

также за вычетом вкладов  в систему социального страхования (ориентировался на

так называемую в стране нетто — зарплату).

В-третьих, сама пенсия должна в соответствии с возможностями  фондов соци-

ального страхования и государственного бюджета поддерживать достигнутый в

обществе жизненный стандарт и уровень жизни пенсионера, который  он вел в

течение своей трудовой жизни. Таким образом, в законе обосновывалась модель

безопасностижизненного стандарта.

В результате произведенных  расчетов, сделанных на основе введения в дейст-

вие нового закона, было установлено, что вклады в государственную систему

пенсионного обеспечения  не должны превышать уровня 19% от заработка  лица,

платящего взносы. Сама сумма взноса складывалась из части, оплачиваемой за-

страхованным работником, и части, выплачиваемой его работодателем  в процент-

ном соотношении.

Обеспечение по старости в  ФРГ не заканчивается действием  системы социаль-

ного страхования. Неблагоприятные демографические прогнозы стимулировали

развитие более широкой  системы, включающей помощь пожилым  со стороны неза-

висимых от государства экономических структур.

 

 

 

 

 

 

 

Солидарное общество способствует поддержанию приемлемого уровня жизни

пенсионера. Закончив трудиться, человек получает право на пенсию и во многих

случаях имеет накопления (денежные средства, материальные ценности, недви-

жимость), с помощью которых он может продолжать жить так, как привык во

время своей трудовой жизни. Пенсионная система в стране ориентируется  на ре-

альную жизнь человека. Существует многообразие видов пенсионных выплат.

Это позволяет максимально  учитывать действительные потребности. В таблице 3

перечислены только самые  основные виды пенсий в ФРГ [3, c. 59].

Как видно из таблицы, система  пенсионного обеспечения предлагает рабочему

самому определить время  выхода на пенсию. Для людей, не имеющих  физических

или иных патологий, время  выхода на пенсию определено в возрасте от 60 до

65 лет, для инвалидов  — с начала срока нетрудоспособности. Дополнительно вы-

плачиваются пенсии людям, потерявшим кормильца, и детям, оставшимся без

попечения родителей.

Несмотря на определенные достижения в немецкой системе обеспечения  по

старости, в ФРГ до сих  пор не решена проблема бедности в  старости. Модель

безопасности жизненного стандарта в старости распространяется только на граж-

дан, которые проработали 40 лет при 40-часовой рабочей неделе. Естественно, что

имеется большое количество людей, которые не смогли достичь  за трудовую

жизнь таких результатов. В Германии значительное время трудоспособной жизни289

человека занимает образование, не включаемое в общий трудовой стаж, сущест-

вует безработица, длящаяся порой не один год. Много времени, особенно у жен-

щин, затрачивается на выполнение домашних обязательств: например, на ведение

хозяйства, на рождение и  воспитание малолетних детей и прочее. Чаще всего бед-

ствуют в стране рабочие семейные пары, которые проживают лишь на пенсию

мужа. К категории бедных относят также вдов рабочих, получающих незначи-

тельные деньги по потере кормильца. Острую нехватку средств испытывают не-

замужние или разведенные  женщины с детьми.

 

 

 

Пожилые женщины, которые  большую часть трудоспособного  возраста посвя-

тили воспитанию детей  или уходу за больными ближайшими родственниками, не

имеющие какого-либо иного  источника средств существования, могут получать в

старости только минимальную  государственную пенсию.

Пенсионная реформа 1992 года внесла лишь некоторые улучшения  в сущест-

вование пожилых людей. Например, в новом законе время воспитания ребенка

засчитывалось в общий  трудовой стаж. Но и в этом случае существовали ограни-

чения, поскольку учитывалось лишь время воспитания одного ребенка в семье в

течение трех лет. Эти годы считались и временем непрерывного пенсионного

страхования.

Улучшение в положении  женщин нивелировалось явной несправедливостью,

допущенной законом при  расчете пенсии для них. Некоторые  женские объедине-

ния Германии выступили с критикой нововведений, поскольку, по их мнению,

один год воспитания ребенка  при расчете пенсии оказался неравноценным  одно-

му трудовому году. В пересчете на денежный эквивалент это означало, что жен-

щина за такой «трудовой» год могла получить только 15 евро ежемесячно или

155 евро в год. Женские  союзы потребовали от государства  изменить ситуацию и

приравнять год воспитания ребенка к году нормального рабочего труда не только

при учете общего трудового  стажа, но и при начислении пенсии. 290

В 1990-е годы в стране не прекращались дебаты по поводу существующего  го-

сударственного минимума трудовой пенсии, поскольку он не соответствует, по

убеждениям многих, достигнутому уровню жизни. С другой стороны, волна  кри-

тики в средствах массовой информации обрушивается на быстро растущие разме-

ры страховых взносов в систему пенсионного обеспечения. Большинство населе-

ния считает, что выплачиваемые взносы намного превышают возможности мно-

гих людей, получающих обычную заработную плату.

Среди предложений по формированию размера трудовой пенсии были и такие,

в которых указывалось, что  учет традиционных параметров при начислении пен-

сии (размер вкладов и  длительность времени страхования) не обязателен. Размер

пенсии должен соответствовать  в момент выплаты пенсии существующему соци-

ально-культурному уровню жизни, а размер вклада в систему пенсионного стра-

хования должен соответствовать положению дел во всеобщем развитии доходов

населения.

Много раз дискутировалось  предложение создать динамичную единую пен-

сию, финансируемую из фондов налогообложения для каждого гражданина в раз-

мере 40% от среднестатистического  рабочего дохода. Если бы эта система  была

осуществима, то трудовая пенсия, например, в 1985 году могла бы составить  при-

мерно 408 евро в месяц. Партия «Союз 90» (зеленые), набравшая на последних

Информация о работе Пенсионное обеспечение в Германии