Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:15, реферат
Тенденция к старению населения планеты выводит проблему заботы о старых
людях на первый план во многих странах мира. Уже со второй половины XX века
в цивилизованных государствах предпринимаются попытки решить проблемы
бедности в старости, систематизировать различные подходы к предоставлению
пенсий для различных категорий населения, улучшить ситуацию с предоставле-
нием социальной помощи старым людям.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ГЕРМАНИИ
Тенденция к старению населения планеты выводит проблему заботы о старых
людях на первый план во многих странах мира. Уже со второй половины XX века
в цивилизованных государствах предпринимаются попытки решить проблемы
бедности в старости, систематизировать
различные подходы к
пенсий для различных категорий населения, улучшить ситуацию с предоставле-
нием социальной помощи старым людям.
В Западной Европе, США, Японии и других странах разработаны, внедрены и
успешно функционируют в настоящее время системы по обеспечению и помощи
в старости. Одним из наиболее ярких примеров является немецкая система пенси-
онного обеспечения. Основой поддержки пожилых людей в Германии служит социальная система страхования по старости. Статистика свидетельствует, что уже к 1994 году почти
18 миллионов граждан получали пенсии и другие услуги, предусмотренные этой
системой страхования, обеспечиваемой напрямую гарантиями государства [1].
С течением времени пенсионная система пережила несколько видоизменений
(последнее в связи
с проведением пенсионной
время в государстве имеется значительное количество оснований для ее дальней-
шего реформирования. Исходным пунктом системы пенсионного страхования
служит «договор поколений», закрепленный в реформе пенсионного обеспечения
1957 г. Суть его заключается в том, что, оплачивая взносы в систему пенсионного
страхования, трудоспособное население напрямую обеспечивает пенсиями старых
людей. Даже такие негативные социальные процессы, как массовая безработица,
снижение рождаемости и другие могут повлиять только на размер вклада трудя-
щегося в систему страхования. Однако пенсионер при любой неблагоприятной
ситуации имеет право на получение своей, заработанной в течение трудовой жизни пенсии. Основная пенсия до реформы 1992 года насчитывалась с учетом роста инфля-
ции в стране, то есть базировалась на существующем размере в тот или иной мо-
мент прожиточного минимума, к которому плюсовались различные надбавки. К
тому же, при ее расчете учитывались такие факторы, как стоимость потребитель-
ской корзины пенсионера и достигнутый в обществе уровеньжизни.
Однако пенсионное распределение в стране не обеспечивается только за счет фондов социального страхования.
С 1992 года в финансировании пенсий принимало участие государство, кото-
рое гарантировало определенные дотации в фонды пенсионного страхования.
Большая же часть расходов фондов пенсионного страхования оплачивалась все-
таки за счет вкладов работающих людей и их работодателей в процентном соот-
ношении.
Система социального пенсионного обеспечения в стране не едина, она имеет
два основных направления. Существует отдельное пенсионное страхование рабо-
чих и пенсионное страхование служащих. Кроме того, государство обеспечивает
дополнительно пенсионное страхование сельских жителей и рабочих и служащих
некоторых промышленных отраслей (например, с XIII века существует горнора-
бочая система социального страхования), имеющих определенную специфику.
Основной проблемой в начале 1990-х годов в ФРГ являлся дефицит средств
фондов пенсионного
ного бюджета. Дополнительные гарантии государства по покрытию дефицита
средств фондов социального страхования приводят к значительному отягощению
бюджета. Развитие негативных
тенденций в системе
типично и для многих государств Европы, имеющих подобные образцы финанси-
рования пенсионного обеспечения. Причиной такого положения, на взгляд запад-
ногерманских специалистов, является демографическое несоответствие в стране.
Количество людей пенсионного возраста с каждым годом увеличивается, и их
соотношение с количеством работающих и платящих взносы людей не соответст-
вует принятой за норму разнице. Социологи подсчитали, что с января 2020 года
ситуация приобретет угрожающий характер, поскольку количество работающих и
платящих взносы в фонды пенсионного страхования людей сравняется с количе-
ством пенсионеров в стране (в настоящее время на одного пенсионера приходится
двое работающих и платящих взносы).
Постепенно, непропорционально
росту рабочих доходов
вкладов в фонды пенсионного обеспечения.
Для того чтобы снизить напряжение в обществе, в 1992 году в ФРГ вступил в
силу новый федеральный закон о пенсионном обеспечении. В нем были даны основные принципы дальнейшего развития немецкой системы пенсионного страхования.
Во-первых, размер пенсии должен быть зависим в процентном соотношении
от размеров вкладов в фонды пенсионного страхования и длительности времени
пенсионного страхования в течение трудовой жизни человека. Этот принцип по-
лучил название принципа эквивалентности. 288
Во-вторых, пенсия должна повышаться в зависимости от возможного повыше-
ния средней заработной платы в стране. Этот принцип динамичности пенсии дей-
ствовал, правда, с учетом всех существующих налогов на заработную плату, а
также за вычетом вкладов
в систему социального
так называемую в стране нетто — зарплату).
В-третьих, сама пенсия должна в соответствии с возможностями фондов соци-
ального страхования и государственного бюджета поддерживать достигнутый в
обществе жизненный стандарт и уровень жизни пенсионера, который он вел в
течение своей трудовой жизни. Таким образом, в законе обосновывалась модель
безопасностижизненного стандарта.
В результате произведенных расчетов, сделанных на основе введения в дейст-
вие нового закона, было установлено, что вклады в государственную систему
пенсионного обеспечения не должны превышать уровня 19% от заработка лица,
платящего взносы. Сама сумма взноса складывалась из части, оплачиваемой за-
страхованным работником,
и части, выплачиваемой его
ном соотношении.
Обеспечение по старости в ФРГ не заканчивается действием системы социаль-
ного страхования. Неблагоприятные демографические прогнозы стимулировали
развитие более широкой системы, включающей помощь пожилым со стороны неза-
висимых от государства экономических структур.
Солидарное общество способствует поддержанию приемлемого уровня жизни
пенсионера. Закончив трудиться, человек получает право на пенсию и во многих
случаях имеет накопления (денежные средства, материальные ценности, недви-
жимость), с помощью которых он может продолжать жить так, как привык во
время своей трудовой жизни. Пенсионная система в стране ориентируется на ре-
альную жизнь человека. Существует многообразие видов пенсионных выплат.
Это позволяет максимально учитывать действительные потребности. В таблице 3
перечислены только самые основные виды пенсий в ФРГ [3, c. 59].
Как видно из таблицы, система
пенсионного обеспечения
самому определить время выхода на пенсию. Для людей, не имеющих физических
или иных патологий, время выхода на пенсию определено в возрасте от 60 до
65 лет, для инвалидов
— с начала срока
плачиваются пенсии людям, потерявшим кормильца, и детям, оставшимся без
попечения родителей.
Несмотря на определенные достижения в немецкой системе обеспечения по
старости, в ФРГ до сих пор не решена проблема бедности в старости. Модель
безопасности жизненного стандарта в старости распространяется только на граж-
дан, которые проработали 40 лет при 40-часовой рабочей неделе. Естественно, что
имеется большое количество людей, которые не смогли достичь за трудовую
жизнь таких результатов. В Германии значительное время трудоспособной жизни289
человека занимает образование, не включаемое в общий трудовой стаж, сущест-
вует безработица, длящаяся порой не один год. Много времени, особенно у жен-
щин, затрачивается на выполнение домашних обязательств: например, на ведение
хозяйства, на рождение и воспитание малолетних детей и прочее. Чаще всего бед-
ствуют в стране рабочие семейные пары, которые проживают лишь на пенсию
мужа. К категории бедных относят также вдов рабочих, получающих незначи-
тельные деньги по потере кормильца. Острую нехватку средств испытывают не-
замужние или разведенные женщины с детьми.
Пожилые женщины, которые большую часть трудоспособного возраста посвя-
тили воспитанию детей или уходу за больными ближайшими родственниками, не
имеющие какого-либо иного
источника средств
старости только минимальную государственную пенсию.
Пенсионная реформа 1992 года внесла лишь некоторые улучшения в сущест-
вование пожилых людей. Например, в новом законе время воспитания ребенка
засчитывалось в общий трудовой стаж. Но и в этом случае существовали ограни-
чения, поскольку учитывалось лишь время воспитания одного ребенка в семье в
течение трех лет. Эти годы считались и временем непрерывного пенсионного
страхования.
Улучшение в положении женщин нивелировалось явной несправедливостью,
допущенной законом при расчете пенсии для них. Некоторые женские объедине-
ния Германии выступили с критикой нововведений, поскольку, по их мнению,
один год воспитания ребенка при расчете пенсии оказался неравноценным одно-
му трудовому году. В пересчете на денежный эквивалент это означало, что жен-
щина за такой «трудовой» год могла получить только 15 евро ежемесячно или
155 евро в год. Женские
союзы потребовали от
приравнять год воспитания ребенка к году нормального рабочего труда не только
при учете общего трудового стажа, но и при начислении пенсии. 290
В 1990-е годы в стране не прекращались дебаты по поводу существующего го-
сударственного минимума трудовой пенсии, поскольку он не соответствует, по
убеждениям многих, достигнутому уровню жизни. С другой стороны, волна кри-
тики в средствах массовой информации обрушивается на быстро растущие разме-
ры страховых взносов в систему пенсионного обеспечения. Большинство населе-
ния считает, что выплачиваемые взносы намного превышают возможности мно-
гих людей, получающих обычную заработную плату.
Среди предложений по формированию размера трудовой пенсии были и такие,
в которых указывалось, что учет традиционных параметров при начислении пен-
сии (размер вкладов и длительность времени страхования) не обязателен. Размер
пенсии должен соответствовать в момент выплаты пенсии существующему соци-
ально-культурному уровню жизни, а размер вклада в систему пенсионного стра-
хования должен соответствовать положению дел во всеобщем развитии доходов
населения.
Много раз дискутировалось предложение создать динамичную единую пен-
сию, финансируемую из фондов налогообложения для каждого гражданина в раз-
мере 40% от среднестатистического рабочего дохода. Если бы эта система была
осуществима, то трудовая пенсия, например, в 1985 году могла бы составить при-
мерно 408 евро в месяц. Партия «Союз 90» (зеленые), набравшая на последних