Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) – это крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.
Так как главной целью Пенсионного фонда РФ является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств, он имеет большое влияние на экономику страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации
1.1. Причины создания Пенсионного фонда в России и основные этапы его развития…………………………………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации……………..9
1.3. Характеристика современной системы организации Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………….11
2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации
2.1. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации………..13
2.2. Динамика и структура Пенсионного фонда Российской Федерации……17
2.3. Основные проблемы развития Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..20
3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской Федерации
3.1. Предложения по развитию Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..21
3.2. Направления по дальнейшему совершенствованию Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………...………......24
Заключение…………………………………………………...………………….26
Список источников……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное пенсионное обеспечение - это добровольное формирование негосударственной пенсии. Негосударственная пенсия выплачивается только негосударственными пенсионными фондами и формируется за счет добровольных пенсионных взносов физических лиц по индивидуальным пенсионным планам или за счет добровольных пенсионных взносов работодателей в пользу работников по корпоративным пенсионным программам.

Государственное пенсионное обеспечение представлено в виде государственных пенсий военнослужащим, государственным служащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособным гражданам.

 Основными целями развития  пенсионной системы РФ в соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 2524-р) являются:

- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

 

- обеспечение сбалансированности  и долгосрочной финансовой устойчивости  пенсионной системы.

Основными задачами развития пенсионной системы РФ в соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации являются:

- обеспечение коэффициента замещения  трудовой пенсией по старости  до 40 % утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

- достижение приемлемого уровня  пенсии для среднего класса  за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

- обеспечение среднего размера  трудовой пенсии по старости  не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов  пенсионера;

- поддержание приемлемого уровня  страховой нагрузки для субъектов  экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

- обеспечение сбалансированности  формируемых пенсионных прав  с источниками их финансового  обеспечения;

- развитие трехуровневой пенсионной  системы для групп с разными  доходами (для среднедоходных и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

- повышение эффективности накопительной  составляющей пенсионной системы.

 

 

 

 

 

 

2. Особенности доходов  и расходов  Пенсионного фонда Российской Федерации

2.1. Доходы и расходы  Пенсионного фонда Российской  Федерации

 

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;

- средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Расходы, связанные с выполнением Пенсионным фондом РФ функций, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда РФ.

        Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

- иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

«Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:

1. Утвердить основные характеристики  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации (далее - Фонд) на 2013 год:

1) прогнозируемый общий объем  доходов бюджета Фонда в сумме 6343331552,8 тыс. рублей, из них 5761462361,2 тыс. рублей в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, в том числе  за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2959989245,9 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5551298,2 тыс. рублей; 2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 6088728194,1 тыс. рублей, из них 5821948049,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1074300,0 тыс. рублей;

3) предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 254603358,7 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 60485688,0 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 315089046,7 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики  бюджета Фонда на плановый  период 2014 и 2015 годов:

1) прогнозируемый общий объем  доходов бюджета Фонда на 2014 год  в сумме 6894721410,0 тыс. рублей, из них 6214917646,4 тыс. рублей в части, не  связанной с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том  числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3082149636,5 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6030489,5 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 7787416081,4 тыс. рублей, из них 6995789069,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3509130953,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6552707,7 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета  Фонда на 2014 год в сумме 6722394551,0 тыс. рублей, из них 6376894846,0 тыс. рублей  в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74100,0 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 7431542013,2 тыс. рублей, из них 6995798157,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74100,0 тыс. рублей;

3) предельный объем профицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 172326859,0 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 161977199,6 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 334304058,6 тыс. рублей, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2015 год в сумме 355874068,2 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 9087,5 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 355883155,7 тыс. рублей»1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Динамика и структура Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Социальное обеспечение в России основано на трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФРФ), Фонде социального страхования (ФСС) и Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС). Взносы в данные фонды отчисляются с доходов, в этих фондах они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов и эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, где деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.

В связи с преобразованием фонды социального страхования превратились из страховых организаций в федеральные филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции и сделало зависимыми от федеральных ассигнований. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов сразу же отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях.

По данным Минэкономразвития по росту суммарного фонда заработной платы в 2011-2013 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2011 году составил 8 921,0 млрд., в 2012 году – 10 299,0 млрд., в 2013 году он составит 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это будет происходить за счет увеличения бюджетных ассигнований.

Рассмотрим и проанализируем доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в 2010-2012 г.г.

Доходы Пенсионного фонда в 2010-2012 гг. составили: общий объем доходов, в том числе за счет страховых взносов; за счет федерального бюджета в 2010 году – 2 669,5 млрд. рублей, в 2011 году – 3 179,8 млрд. рублей, в 2012 году 5 890,4 млрд. рублей.

Данные показывают неблагоприятную обстановку в пенсионной системе РФ. Ежегодно федеральный бюджет РФ будет вливать в Пенсионный фонд РФ в среднем 57% необходимых средств. За три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%.

Расходы Пенсионного фонда РФ в 2010-2012 годах не менее увлекательны, чем доходы. Расходы Пенсионного фонда РФ в 2010-2012 гг. составили: общий объем расходов, в том числе выплата трудовых пенсий, в том числе страховой части; социальные пенсии; расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ; расходы на выплату «материнского капитала» в 2010 году – 2 464,8 млрд. рублей, в 2011 году – 2 877, 8 млрд. рублей, в 2012 году – 5 451,2 млрд. рублей.

Сравнивания реальную величину дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ с официальным данными по дефициту, представленными в проекте бюджета Пенсионного фонда РФ, составленным с учетом федеральных вливаний, можно сделать вывод, что спрогнозированный бюджет фонда не совпадает с фактической ситуацией, сложившейся в сфере пенсионного обеспечения.

Рассмотрев и проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2010-2012 г.г., мы видим, что выявляется увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы РФ. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными факторами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете Пенсионного фонда РФ являются: возложение на Пенсионный фонд РФ дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). В доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда РФ складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сфере