Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 21:18, курсовая работа
Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) – это крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.
Так как главной целью Пенсионного фонда РФ является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств, он имеет большое влияние на экономику страны.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации
1.1. Причины создания Пенсионного фонда в России и основные этапы его развития…………………………………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации……………..9
1.3. Характеристика современной системы организации Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………….11
2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации
2.1. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации………..13
2.2. Динамика и структура Пенсионного фонда Российской Федерации……17
2.3. Основные проблемы развития Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..20
3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской Федерации
3.1. Предложения по развитию Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..21
3.2. Направления по дальнейшему совершенствованию Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………...………......24
Заключение…………………………………………………...………………….26
Список источников……………………………………………………………...
2.3. Основные проблемы
развития Пенсионного фонда
По оценке экспертов состояние пенсионной системы РФ является нестабильным. С момента пенсионной реформы - 1 января 2002 г. – в системе обязательного пенсионного страхования образовалось множество проблем. Первая проблема заключается в нарастающем дефиците Пенсионного фонда РФ.
Вторая проблема заключается в снижении размера пенсий, так как реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.
Следующая проблема заключается в снижении доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. Что соответственно приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.
Данная проблема приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.
В развитии обязательного пенсионного страхования была отмечена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде РФ, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции превышает уровень доходности.
Так же было выявлено, что рост системы добровольного государственного пенсионного страхования по всем показателям замедлился.
3. Перспективы развития Пенсионного фонда Российской Федерации
3.1. Предложения по развитию Пенсионного фонда Российской Федерации
По результатам оценки Министерства финансов РФ, следует, что в связи с уравниванием численности работающего и неработающего населения уже к 2015 году пенсионная система РФ будет переживать сильный кризис.
Как считают специалисты в данной области, дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ придется компенсировать за счет, человеческого фактора, то есть повысить возрастной пенсионный порог. Другого выхода закрыть такие большие бюджетные прорехи в министерстве пока не находят.
К тому же необходимо решать вопрос, касающийся досрочного выхода на пенсию части граждан, занятых в некоторых областях российской экономики. Часть государственного бюджета РФ приходится как раз на таких граждан. Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Так же будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.
Повысить пенсионный возраст и стимулировать работать пенсионеров, возможно, если гарантировать им более высокую пенсию. Со стороны экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для Пенсионного фонда РФ это реальная возможность решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше.
Существенный дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ это прежде всего это результат преобразований в налоговой политике. Это результат принятия на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы, - таких, как выплата ЕДВ и ДЕМО, и в меньшей степени это результат появления в структуре трудовой пенсии ее накопительной части, на которую не раз уже пытались возложить всю полноту ответственности за дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ.
Сохранять систему социального страхования с огромным нарастающим дефицитом – не имеет смысла. Но отказываться от социального страхования – это не единственный выход. Можно решить проблему дефицита – и продолжать реформу дальше.
Что касается обязательств по базовой части пенсии, финансировать их нужно за счет средств федерального бюджета из тех источников, которые определит для данной цели сам законодатель. Размер базовой части пенсии и источники ее финансирования определяются в законах о федеральном бюджете на каждый финансовый год.
Данная схема решения дефицитности бюджета Пенсионного фонда РФ очень проста и технологична. При этом расходы государства на финансирование своих обязательств перед пенсионной системой будут на 30-40% меньше, чем при любом другом финансировании дефицита. Страховая часть государственной пенсионной системы и накопительный механизм будут сохранены. Как будут сохранены система персонифицированного учета, лицевые пенсионные счета граждан и информирование застрахованных о состоянии их счетов. Государство сможет продолжать опережающими темпами повышать размер базовой части пенсии для нынешних пенсионеров и, как предполагалось концепцией пенсионной реформы еще в 2001 г., приближать ее к прожиточному минимуму без ущерба для баланса расходов и доходов пенсионной системы РФ.
Руководитель Центра стратегических разработок М.Дмитриев предлагает еще одно решение проблемы дефицита бюджета и низкого уровня пенсий. По его словам "главным ресурсом, который до сих пор не был задействован в этой сфере, является государственная собственность". Оценки, проведенные Центром стратегических разработок показали, что без ущерба для исполнения государственных функций на покрытие пенсионного дефицита может быть направлено госимущество в объеме около 15% ВВП. Государственные активы могут быть распределены по накопительным счетам работников и пенсионеров, а доходы от их использования и продажи пойдут на финансирование более высоких пенсий как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе.
В таком социальном формате приватизация для общего повышения эффективности российской экономики. Перевод приватизируемых активов на накопительные счета можно использовать для стимулирования более позднего выхода на пенсию и софинансирования добровольных пенсионных накоплений работников и работодателей. Так, за счет передачи приватизируемого имущества возникает возможность компенсировать финансовые потери накопительной системы в результате кризиса.
Передача государственных активов пенсионерам возможно поможет избежать повышения налогов на фонд оплаты труда, что значит, убрать лишние препятствия на пути развития предприятий в после кризисный период. В дальнейшем можно будет устойчиво поддерживать соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%.
3.2. Направления по дальнейшему совершенствованию Пенсионного фонда Российской Федерации
В настоящее время пенсионные системы, отличающиеся многочисленными национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития, переживают период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных на них функций. Поэтому применение опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно безуспешным. Более продуктивным кажется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи и в настоящее время, и на перспективу.
Обеспечивающими стабилизацию факторами финансового положения Пенсионного фонда РФ, будут служить:
1) более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд РФ;
2) учет прогнозируемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
3) обеспечение более конкретного разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом РФ и другими институтами, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды;
4) увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов.
Для укрепления и повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ предлагается провести ряд существенных мероприятий:
1) повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного увеличения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;
2) оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.
А так же необходимо провести ряд комплексных расчетов и дополнительных исследований возможностей дальнейшего реформирования пенсионной системы и по их результатам пересмотреть основные параметры переходного периода – его начало и окончание, последовательность дальнейших действий, ставки отчислений, направляемых на финансирование накопительных пенсий и при разработке законодательных актов основываться на результатах этих исследований.
Заключение
Пенсионное обеспечение – это часть национального дохода, используемого на потребление в целях доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни какой другой вид социального обеспечения не выделяется такими масштабами, как пенсия. Пенсия является формой, видом или способом материального обеспечения в случае нетрудоспособности.
На сегодняшний день пенсионная система РФ является очень важным составляющим финансовой системы страны. Главной задачей Пенсионного фонда РФ является выполнение социальных целей государства.
Что касается доходов Пенсионного фонда РФ, они довольно значительны и сопоставимы с доходами государственного бюджета Российской Федерации. Доходная часть Пенсионного фонда РФ формируется за счет обязательных взносов, добровольных взносов и средств федерального бюджета.
Пенсионный фонд РФ на сегодняшний день играет значительную роль в финансировании социальной сферы страны, об этом говорит статистика пенсионного обеспечения. Пенсионный фонд РФ финансирует выплаты по пенсионному обеспечению и страхованию пенсии, пособий и компенсаций различным категориям людей в зависимости от полной или частичной утратой трудоспособности.
Проанализировав динамику и структуру бюджета Пенсионного фонда РФ за 2010 -2012 года можно сделать вывод, что видна тенденция увеличения системы социального бюджета в финансировании социальной сферы. Но следует отметит, что не смотря на улучшения показателей бюджета пенсионного обеспечения коэффициент замещения снижается, промежуточный минимум пенсионеров остается таким же низким.
Были предприняты меры по решению этих и многих других проблем в сфере пенсионного обеспечения. С 2009 года у населения появилась возможность производить добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены два варианта софинансирования взносов граждан:
1) государство удваивает сумму (взнос должен быть не менее 2000 рублей и не более 12000 рублей);
2) работодатель (на софинансирование
взносов своих работников до 12000
рублей получает налоговый
Список источников
1. Финансы, денежное обращение и
кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред.
В.К. Сенчагова, А.И. Архипова - М.: Проспект,
2004г.
2. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие
/ Под ред. Е.Г. Чернова - М.: Проспект, 2005г.
3. Финансы: Учебник для вузов / Под ред.
Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред.
А.М. Годин, Н.С. Максимов, И.В, Подкорина.:
Дошков и К, 2003.
5. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России): Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 №2122–1 // [Электрон. ресурс]. – Электрон, текст, дан. // БД «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru
6. Первые шаги пенсионной реформы / А. Львов // Пенсионные фонды и инвестиции – 2004
7. Федеральный закон РФ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» от 14 декабря 2001г.№ 164-ФЗ/ «КонсультантПлюс»
8. Федеральный закон РФ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации» от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ/«Консультант
Плюс»
9. Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» от 17 декабря
2001г. №173-ФЗ/«Консультант плюс»
10. Постановление Правления Пенсионного
фонда РФ "О создании управлений ПФР
в федеральных округах" от 9 октября
2000г. № 118/ «КонсультантПлюс»
11. Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию
управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации"
от 27 сентября 2000г. № 1709/ «КонсультантПлюс»
12. www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного
фонда РФ
13. http://info.minfin.ru/pf.php официальной сайт Министерства финансов РФ
14. http://docs.cntd.ru/document/
15. http//base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»
16. Налоговый кодекс Российской федерации
1
http://docs.cntd.ru/document/
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сфере