˗ проведение разъяснительной
работы среди населения и юридических
лиц по вопросам, относящимся к компетенции
Пенсионного фонда РФ
– контроль с участием
налоговых органов за своевременным
и полным поступлением в фонд страховых
взносов, а также за правильным и рациональным
расходованием его средств.1
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых
социальных институтов страны. Это крупнейшая
федеральная система оказания государственных
услуг в области социального обеспечения
в России.2
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением
Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990 г. Это постановление было принято после
принятия Закона РФ «О государственных
пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально
фонд начал функционировать лишь с I января
1992 г.
Пенсионная система основывается
на следующих принципах:
1) каждый гражданин, работающий
по найму, подлежал обязательному
(принудительному) пенсионному страхованию
независимо от его воли и
воли работодателя;
2) все условия и нормы
уплаты страховых взносов, условия
и нормы пенсионного обеспечения
определялись законом и не
могли меняться по соглашению
сторон трудового договора, по
воле Президента РФ или решениями
Правительства РФ;
3) реальный уровень пенсий
находился в неразрывной связи
со страховым стажем и размером
заработка, из расчета которого
уплачиваются страховые взносы;
4) средства обязательного
пенсионного страхования были
неприкосновенны, не могли изыматься
даже временно и расходоваться
на иные цели, кроме пенсионного
обеспечения застрахованных их
семей.
Пенсионная система России
построена по распределительному принципу,
основанному на солидарности поколений.
При этом на выплаты пенсий пожилым людям
используются поступления в фонды пенсионного
страхования от работающего населения.
Лица, платившие страховые взносы, получают
при достижении пенсионного возраста
право на пенсию, которая финансируется,
в свою очередь, следующими поколениями
плательщиков страховых взносов. В данном
случае говорят о так называемом договоре
между поколениями.3
- Структура Пенсионного
фонда РФ
12 июня 1990 г. была принята Декларация
о государственном суверенитете
России. С этого времени ведется
отсчет новой истории страны
и реорганизации всех государственных
институтов. Примечательно, что первыми
полигонами для радикальной модернизации
социально-экономического устройства
новой России стали сферы образования
и социального обеспечения. Уже 20
ноября 1990 года был принят федеральный
закон «О государственных пенсиях
в Российской Федерации». Этот
закон положил начало формированию
в России пенсионной системы
нового типа, полностью автономной
от общесоюзного бюджета СССР, который
прекратил свое существование в конце
1991 года. Новый пенсионный закон России
признавался довольно радикальным для
своего времени, с учетом острого политического
и социально-экономического кризиса на
всем постсоветском пространстве. Были
отменены все ранее действовавшие в стране
системы персональных, отраслевых, региональных
и прочих социальных льгот и дифференцированных
надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась
единая пенсионная система России. В соответствии
со статьей 1 закона «О государственных
пенсиях в Российской Федерации», основным
критерием дифференциации условий и норм
пенсионного обеспечения признавался
«труд и его результаты». Соответственно,
вместо прежней разветвленной и многоуровневой
системы пенсионного обеспечения были
установлены только два вида пенсий: трудовые
и социальные. При этом право на получение пенсии на
общих основаниях с гражданами Российской
Федерации имели все иностранные граждане
(в том числе жители других республик бывшего
СССР), а также лица без гражданства, постоянно
или временно проживающие на территории
РФ.
На первом этапе система пенсионного
обеспечения граждан России продолжала
функционировать на основе распределительной
схемы советского периода. Пенсионный
бюджет пополнялся за счет отчислений
от общего фонда заработной платы предприятий.
Но в условиях перехода к рыночному укладу
экономики, который сопровождался в начале
90-х годов массовой безработицей и банкротством
многих крупных (бюджетообразующих) предприятий,
дальнейшая поддержка консолидированной
пенсионной системы становилась невозможной.
Для выполнения социальных обязательств
государства требовался поиск более совершенных
финансовых механизмов, отвечающих новым
экономическим реалиям.
Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую
организацию - Пенсионный фонд России (ПФР),
который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые
в стране была создана автономная внебюджетная
система финансирования социальных выплат
и формирования источников пенсионных
капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения
Пенсионного фонда России были созданы
во всех субъектах Федерации.
Средства ПФР были формально отделены
от федерального бюджета, но при этом оставались
собственностью Российской Федерации.
Данная структура управления пенсионными
средствами была не характерна для зарубежных
пенсионных моделей, но именно она сыграла
важную роль в дальнейшем развитии системы
социального страхования в России. В том
числе обеспечивая определенную степень
защиты пенсионных капиталов в периоды
финансовой и экономической дестабилизации.
Первый бюджет ПФР формировался в условиях
острого кризиса неплатежей. Поэтому одним
из первых практических шагов вновь созданной
финансовой организации стало привлечение
заемных средств в коммерческих банках
в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом
Пенсионный фонд решил проблему погашения
задолженности союзного и республиканского
бюджетов по выплате пенсий и социальных
пособий за 1991 год.
Уже на первом этапе работы ПРФ (в 1991-1994
гг.), несмотря на многочисленные трудности,
работу пенсионной системы удалось стабилизировать.
Численность российских пенсионеров возросла
за счет распространения новых условий
пенсионного обеспечения на творческих
работников, священнослужителей, индивидуальных
предпринимателей и других категорий
работающих граждан, которые не были по
разным причинам включены в пенсионную
систему страны до 1990 года.
Резкое ухудшение макроэкономической
ситуации и рост инфляции в первой половине
1990-х гг. привели к резкому снижению реальной
покупательной способности пенсионных
выплат. Чтобы не допустить обнищания
пенсионеров, правительство РФ приняло
решение о регулярной индексации пенсии,
отдавая приоритет поддержке наименее
обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года
была введена фиксированная компенсационная
надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая
с минимальным размером пенсии по старости.
Это позволило увеличить доходы пенсионеров
в реальном выражении. Уже в начале 1994
года рост пенсий в России опережал рост
зарплат, а средний размер пенсии превышал
прожиточный минимум пенсионера. Кроме
того, получатели трудовых и социальных
пенсий впервые уступили лидерство в списке
самых бедных категорий граждан России
неполным семьям с детьми и многодетным
семьям.
Модернизация системы социальной защиты
и повышение уровня жизни наиболее уязвимой
части населения стало одной из приоритетных
целей последующих социальных реформ
правительства, которые осуществлялись
при непосредственном участии Пенсионного
фонда России. В ходе целого комплекса
радикальных реформ пенсионного и социального
обеспечения, осуществленных в России
за последние 25 лет, функции Пенсионного
фонда значительно расширились. Помимо
выплаты трудовых и социальных пенсий,
Пенсионный фонд России осуществляет
сбор страховых взносов в
рамках системы обязательного пенсионного
страхования граждан; выплату всех видов
пособий льготным и малоимущим категориям
граждан; выдачу государственных сертификатов
на семейный (материнский) капитал каждой
семье при рождении второго и последующего
ребенка; реализацию программы государственного
софинансирования пенсий; формирование,
инвестирование и выплату средств накопительной
части пенсионных капиталов участников
системы социального страхования и многие
другие функции.
В 2014 году система пенсионного и социального
обеспечения в Российской Федерации насчитывала
более 41 млн пенсионеров, что составляет
более половины экономически активного
населения России (более 75 млн чел.). Участниками программы государственного
софинансирования пенсий стали
около 16 млн человек. Получателями сертификатов
на семейный (материнский) капитал стали
более 5 млн семей с детьми, при этом более
90 процентов из них использовали единовременную
выплату (эквивалент порядка $10,000) на улучшение
жилищных условий.
В настоящее время Пенсионный фонд России
на основании международных соглашений
осуществляет пенсионные выплаты в 109
странах мира. Среди зарубежных государств,
с которыми у Российской Федерации заключены
соглашения по взаимному пенсионному
обеспечению, наибольшее количество адресатов
российских пенсий проживает в Республике
Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и
Украине. В то же время из всех стран, с
которыми у Российской Федерации пока
нет подобных договоров, наибольшее количество
российских пенсионеров проживает в Германии,
Израиле, США, Канаде и Финляндии.4
Но реформирование пенсионной системы
в Российской Федерации еще далеко от
завершения. В 2013 году Пенсионный фонд
России приступил к реализации новой Стратегии
долгосрочного развития пенсионной системы
РФ. Одна из ключевых целей Стратегии -
развитие трехуровневой модели пенсионной
системы на основе обязательного пенсионного
страхования, корпоративных пенсионных
систем и добровольного пенсионного страхования.
Именно такая модель, которая внедряется
в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать
наибольшую сбалансированность пенсионной
системы страны в долгосрочной перспективе.
В структуре Пенсионного фонда
- 8 Управлений в Федеральных округах Российской
Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда
в субъектах РФ, а также почти 2 500 территориальных
управлений во всех регионах страны. В
системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.
Руководит ПФР правление и исполнительная
дирекция. Правление отвечает за выполнение
надлежащих функций фонда, определяет
вектор его дальнейшего развития и ставит
текущие задачи. С июля 2008 года по настоящее
время председателем правления является
Антон Викторович Дроздов. Руководители
ПФР по республикам, а также руководители
ведомств, министерств РФ и Банка России
обладают правом совещательного голоса.
Сейчас в РФ существует двухуровневая
структура пенсионной системы. Первый
уровень – обязательное пенсионное страхование,
включающее в себя трудовую пенсию по
старости или инвалидности (в составе
базовой, страховой и накопительной частей)
и трудовую пенсию по случаю потери кормильца
(в составе базовой и страховой частей);
Второй – добровольное пенсионное
обеспечение, включающее в себя добровольные
взносы работодателя в пользу работников
в негосударственные пенсионные фонды
в рамках пенсионной программы предприятия;
личные накопления граждан в негосударственных
пенсионных фондах к пенсионному возрасту.
Координацию деятельности Пенсионного
фонда Российской Федерации осуществляет
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации. Структура
Пенсионном фонда Российской Федерации
представлена в приложении 1.
В соответствии с Положением
о Пенсионном фонде Российской Федерации,
утвержденным постановлением верховного
совета Российской Федерации от 27 декабря
1991года № 2122-1, руководство Пенсионным
фондом Российской Федерации осуществляется
Правлением ПФР и его постоянно действующим
исполнительным органом – исполнительной
дирекцией ПФР.5
- Современная модель
Пенсионного фонда в РФ
С 1 января 2015 года вступили в силу ряд
Федеральных законов, которые вносят существенные
коррективы в существующую систему пенсионного
обеспечения и страхования. Трудовая пенсия
теперь разделена на две самостоятельные
части – накопительную и страховую. Теперь
в системе обязательного пенсионного
страхования у работающих граждан формируются
страховые пенсии и пенсионные накопления.
Введен новый порядок формирования
и расчета страховой пенсии, согласно
новой пенсионной формуле она рассчитывается
не в рублях, а в пенсионных коэффициентах.
С 1 января текущего года вступил в силу
новый Федеральный закон «О страховых
пенсиях» от 28 декабря 2013 года, который
пришел на смену действовавшему с 2002 года
ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Новый закон содержит целый ряд существенных
изменений, в частности, размер пенсии
зависит от размера уплаченных страховых
взносов, продолжительности трудового
стажа, а также от отказа на неопределенный
период от получения трудовой пенсии.
Эти три фактора значительно влияют на
размер пенсии. В 2015 году по российскому
законодательству страховые взносы составляют 22
% от годового заработка работника в пределах
711 тысяч рублей по каждому месту работы.
Из них 6 % тарифа может идти на формирование
пенсионных накоплений, а 16 % – на формирование
страховой пенсии, а может – по выбору
гражданина – все 22 % идти на формирование
страховой пенсии.
Согласно последним изменениям
в законодательстве, страховая пенсия
рассчитывается в баллах: с 2015 года пенсионные
права граждан формируются в пенсионных
баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах).
Таким образом, все ранее сформированные
пенсионные права были конвертированы
в пенсионные баллы и учитываются при
назначении страховой пенсии. Количество
пенсионных баллов зависит от начисленных
и уплаченных страховых взносов в систему
обязательного пенсионного страхования
и длительности трудового стажа.
Средний размер страховой пенсии
по старости с учетом фиксированной выплаты
на сегодня составляет 12,9 тысяч рублей.
С 2015 года индексация страховых пенсий
осуществляется через индексацию стоимости
пенсионного балла. С 1 февраля 2015 года
его стоимость увеличилась с 64 рублей
10 копеек до 71 рубля 41 копейки.
Накопительная пенсия (6 %) –
это «живые» деньги, взносы, отчисляемые
за гражданина его работодателем, которые
инвестируются на фондовом рынке, приносят
реальный доход и могут стать существенной
прибавкой к пенсии в будущем.
Накопительная пенсия формируется:
в обязательном порядке у работающих
граждан 1967 года рождения и моложе за счет
уплаты работодателем в ПФР страховых
взносов (6 % от фонда оплаты труда гражданина);
в добровольном порядке у участников
Программы государственного софинансирования
пенсии за счет собственных добровольных
страховых взносов, средств государственного
софинансирования и взносов работодателей,
если они являются третьей стороной Программы.
Отметим, что накопительная
пенсия также есть у мужчин 1953–1966 года
рождения и женщин 1957–1966 года рождения,
в пользу которых в период с 2002 по 2004 годы
включительно уплачивались страховые
взносы на накопительную пенсию. Указанная
категория граждан также вправе осуществлять
выбор УК или НПФ для инвестирования средств
пенсионных накоплений с целью увеличения
своей пенсии.
Средства накопительной пенсии
учитываются ПФР в специальной части индивидуального
лицевого счета гражданина. По его желанию
эти средства могут быть переданы негосударственному
пенсионному фонду (НПФ) или управляющей
компаний (УК) для инвестирования пенсионных
накоплений на фондовом рынке.
Формировать свои пенсионные
накопления можно:
через ПФР, выбрав одну из управляющих
компаний (государственную управляющую
компанию (ГУК) – Внешэкономбанк, либо
частную УК). В этом случае назначение
и выплату накопительной пенсии гражданина
будет осуществлять ПФР;