Пенсионный фонд РФ: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации. Цель данной работы - определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
- проследить динамику и перспективы развития пенсионного фонда России;
- ознакомиться с сущностью и результатами пенсионной реформы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...
3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ …………………………………………………

5
1.1.
Пенсионный фонд РФ: структура, особенности, значение….
5
1.2.
Нормативно-правовая база регулирования пенсионного фонда в России………………………………………………

9
ГЛАВА 2.
Особенности развития пенсионного фонда в российских условиях………………………………………………


13
2.1.
Анализ развития пенсионного фонда РФ с 1990 г. по 2001г.
13
2.2.


Анализ развития пенсионного фонда РФ с 2002 г. по 2008г.

14
2.3.
Анализ современного состояния исследуемого объекта с 2009 г. по настоящий момент………………………………..
18
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………


21
3.1.
Основные проблемы пенсионного фонда в Российской Федерации……………………………………………………

21
3.2.
Перспективы развития пенсионного фонда в Российской Федерации……………………………………………………
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
27

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

 

                                                  МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Санкт-петербургский государственный 

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра финансов и банковского  дела

 

                                       Курсовая работа по дисциплине

 

финансы

на тему «Пенсионный фонд РФ: проблемы и перспективы развития»

 

Выполнил: Ибрагимова Наталья Сергеевна

(Фамилия  И.О.)

студент __2__ курса, срок обучения ___4 года_______

 

группа № __э/2845___ № зачетной книжки _ПП 045/11_

 

Подпись:__________________________________________

 

Преподаватель: ____________________________________ 

 

Должность:________________________________________

 

Оценка:________________ Дата:______________________

 

Подпись:__________________________________________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

                                         Содержание

                         

                    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...

3

ГЛАВА 1.

СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ  ПЕНСИОННОГО  ФОНДА РФ …………………………………………………

 

5

1.1.

Пенсионный фонд РФ: структура, особенности, значение….

5

1.2.

Нормативно-правовая база регулирования  пенсионного фонда в России………………………………………………

 

9

ГЛАВА 2.

Особенности развития пенсионного фонда в российских условиях………………………………………………

 

 

13

2.1.

Анализ развития пенсионного  фонда РФ с 1990 г. по 2001г.

13

2.2.

 

    

Анализ развития пенсионного  фонда РФ с 2002 г. по 2008г.

 

14

2.3.

Анализ современного состояния исследуемого объекта с 2009 г. по настоящий момент………………………………..

18

ГЛАВА 3.

 ПРОБЛЕМЫ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО  ФОНДА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………

 

 

21

3.1.

Основные проблемы пенсионного  фонда в Российской Федерации……………………………………………………

 

21

3.2.

Перспективы развития пенсионного  фонда в Российской Федерации……………………………………………………

23

                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………

26

                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

27




 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и  наиболее важных социальных институтов России.  Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Далеко не секрет, что  все люди беспокоятся о своей  старости и пытаются каким-то образом  себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости.

Объем получаемых ПФР доходов  и выполняемых им пенсионных платежей в 2007 году составил более 1,9 триллиона  рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально–экономических  реформ, когда сложившиеся отношения  между социальными объектами  изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального  страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально  важным является изучение теоретических  основ социального страхования.

Объектом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации. Цель данной работы - определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- описать структуру, и  состояние пенсионного фонда  РФ;

- проследить динамику  и перспективы развития пенсионного  фонда России;

- ознакомиться с сущностью  и результатами пенсионной реформы.

Особое внимание уделяется  вопросу о Пенсионном фонде Российской Федерации: рассказывается о причинах его создания, источниках формирования и направлениях расходования средств  Пенсионного фонда, описывается  процесс управления Пенсионным фондом и его средствами.

ГЛАВА1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО  ФОНДА РФ

           1.1. Пенсионный фонд РФ: структура, особенности, значения

 

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации  – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный  для финансового обеспечения  защиты граждан от особого вида социального  риска – утраты заработка (или  другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении  старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ[3]; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ[4]; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

 

 

 

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Основными задачами Пенсионного  фонда являются:

  1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
  2. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  3. капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  4. контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  5. проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  6. разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может принимать  участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие  основные функции:

    1. получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
    2. организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
    3. индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
    4.   межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

    1. фонд запланирован органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;
    2. денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    3. формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    4. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными
    5. на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ.
    6. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    7. расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

 

 

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии. 

 

В России установлены следующие  виды трудовых пенсий:

    1. трудовая пенсия по старости (по возрасту);
    2. трудовая пенсия по инвалидности;
    3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

 

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих  частей: базовой части; страховой  части; накопительной части. Право на трудовую пенсию по старости имеют:

    1. мужчины, достигшие возраста 60 лет;
    2. женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее  пяти лет страхового стажа. Государственные  пенсии назначаются и выплачиваются  в соответствии с Законом <<О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации>> [отдельным

категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному  обеспечению — ежемесячная государственная  денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

 

1.2.Нормативно-правовая база регулирования пенсионного фонда РФ

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №958 «О передаче в ведение Совета Министров - Правительства  Российской Федерации организаций  и учреждений» Пенсионный фонд Российской Федерации находился в ведении  Совета Министров - Правительства Российской Федерации и был ему подотчетен. Указом Президента Российской Федерации  от 27.09.2000 №1709 «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации  и его территориальными органами были закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий. С 2001 года в Российской Федерации началось преобразование пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных актов, ставших основой для новой пенсионной системы. Одновременно положениями Федерального закона от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. С 1 января 2002 года вступили в силу два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности по вопросам внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации. Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимо также отметить, что в развитие положений статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации приняты Федеральные законы от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и от 30.04.2008 №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», которые частично вступают в силу с 1 октября 2008 года. Федеральные законы разработаны в целях повышения уровня пенсионного обеспечения лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, за счет введения механизма уплаты ими добровольных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, которая осуществляется за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ: проблемы и перспективы развития