Рис. 1. Структура Пенсионного
фонда
ПФР и подчиненные ему
органы составляют единую централизованную
многоуровневую систему, управляющую
средствами обязательного пенсионного
страхования в России:
- федеральный уровень — ПФР (правление, исполнительная дирекция);
- федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
- уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
- местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО
ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1. Основные проблемы пенсионного фонда
в Российской Федерации.
Состояние пенсионной системы
России оценивается экспертами как
нестабильное. С начала старта пенсионной
реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного
пенсионного страхования накопила
ряд проблем.
Говоря о сложностях развития
этой системы, в качестве первой проблемы
выделяется:
- нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.
- снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.( В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.)
- снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.
- низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.
Рост системы государственного
(добровольного) пенсионного страхования
по всем показателям замедлился. По
ее мнению, в результате пенсионной
реформы у граждан оказался "подорван"
как спрос, так и интерес на
услуги негосударственных пенсионных
фондов (НПФ). В качестве мер для
преодоления сложившейся ситуации
планируется усовершенствование системы
налогообложения НПФ, которая в
настоящее время является "запретительной",
и расширение спроса граждан на их
услуги через предоставление адекватной
информации об их деятельности.
По оценкам Министерства
финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная
система России будет переживать
серьезнейший кризис, связанный с
уравниванием численности работающего
и неработающего населения. К
тому времени даже для поддержания
сегодняшнего уровня пенсий государству
придется привлекать дополнительные средства
в размере 2% ВВП. Возможно, дефицит
бюджета ПФР (Пенсионного фонда
России) придется компенсировать за счет,
так называемого, человеческого
фактора или, другими словами, повысить
возрастной пенсионный порог. Иного
способа закрыть столь крупные
бюджетные дыры в министерстве пока
не находят. Хотя в финансовых расчетах
на 2008-2010 годы повышение пенсионного
возраста не закладывается. С другой
стороны, назрела потребность решения
вопроса, касающегося досрочного выхода
на пенсию части россиян, занятых
в некоторых областях российской
экономики. Треть государственного бюджета
уходит именно на "досрочников". Оплачивать
такие расходы в новом законопроекте о
профессиональных пенсионных
системах предлагается работодателям,
которым в случае принятия закона придется
отчислять на социальные нужды на 3-7% больше.
Одновременно с этим будет корректироваться
перечень профессий, имеющих возможность
досрочного выхода на пенсию.
3.2. Перспективы развития
пенсионного фонда в Российской Федерации
Во всем мире пенсионные
системы, характеризуемые многочисленными
национальными особенностями, которые
обусловлены процессами исторического
развития и влиянием тех или идей,
переживают в настоящее время
период осмысления и подвергаются постоянной
трансформации, направленной на совершенствование
возложенных на них функций. Поэтому слепое
заимствование опыта других стран при
реформировании системы пенсионного обеспечения
в России является достаточно бесперспективным.
Более продуктивным представляется анализ
этого опыта с целью выявления подходов,
которые позволяют наиболее эффективно
решать возложенные на пенсионную систему
задачи не только в настоящее время, но
и в перспективе.
Факторами, обеспечивающими
стабилизацию финансового положения
Пенсионного фонда, будут
служить:
- более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд
- обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды;
- увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов.
- учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
Для повышения финансовой
устойчивости Пенсионного фонда
предлагается провести ряд дополнительных
мероприятий:
- повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;
- оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.
Также необходимо провести
серию комплексных расчетов и
дополнительных исследований вариантов
дальнейшего реформирования пенсионной
системы и по их результатам пересмотреть
основные параметры переходного
периода – его начало и окончание,
последовательность дальнейших шагов,
ставки отчислений, направляемых на финансирование
накопительных пенсий и при разработке
законодательных актов основываться
на результатах этих исследований. Действующее с 2002 г. пенсионное
законодательство определяет следующих
основных участников пенсионной системы:
население (работники – застрахованные
и пенсионеры).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас необходимо пересмотреть
систему связей между Пенсионным
фондом, государством и работодателями.
На данный момент льготные пенсии составляют
20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование
должно лечь на плечи некоторых профессиональных
систем. Надбавки к пенсиям таких
категорий лиц, как участники
войны, должно компенсировать государство
из бюджета, а не Пенсионный фонд. Особое
значение имеет законодательное
обеспечение пенсионной системы. Должна
функционировать четкая система
защиты интересов пенсионеров. Не менее
важно выработать общественное мнение,
убедить людей в необходимости
реформ, объяснять предпринимаемые
шаги.
В ряду реорганизаций необходимо
отметить вырабатывание современной
структуры социальной помощи населению,
гармонизацию интересов государства,
предпринимателей и граждан, расширение
страховых форм защиты доходов россиян.
Преобразования можно разделить
на три пункта:
- необходимо разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.
- необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы
- нужно усилить взаимозависимость между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.
Необходима
целенаправленная работа по созданию
актуарной службы в Пенсионном
фонде России для установления
государственных обязательств перед
застрахованными лицами. Поскольку
производится переход на полное
пенсионное страхование, то соответственно
необходимо четко проводить эту
политику и знать динамику
численности работающих, демографическую
ситуацию и другие необходимые данные.
Исходя из этих данных в дальнейшем можно
было бы выстраивать оптимальные схемы
с возможными системами дополнительного
профессионального пенсионного страхования
Необходимость
проведения пенсионной реформы
в нашей стране общепризнана.
Нынешняя пенсионная система
не удовлетворяет многих: пенсионеров
– из-за явно низкого размера
пенсий; работодателей – вследствие
непомерно высоких страховых
взносов в ПФ РФ; власть –
по причине недовольства значительной
части населения низким прожиточным
уровнем пенсионеров; регионы
– поскольку одни из них
– доноры, должны в существенной мере
делится с другими. Основания назначения пенсий
– достижение определенного возраста,
наступление инвалидности и потеря кормильца
– остались теми же, что и в прежнем законодательстве.
Пенсии за выслугу лет для всех категорий
пенсионеров, кроме бывших федеральных
государственных служащих учитывают теперь
в составе трудовых пенсий по старости
(табл. 3). Новое законодательство вводит
две категории – трудовые пенсии, право
на получение которых определяется предшествующей
трудовой деятельностью, и пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, получение которых
связано с определенными событиями в жизни
человека – работой в качестве федерального
служащего, инвалидностью с детства, военной
травмой, инвалидностью вследствие радиационных
катастроф и пр.
Список использованной
литературы
Учебная литература:
- Финансы: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2010.-345с.
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов/ СПбГУЭиФ; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.- 2-е изд. перераб. и доп..- М.: ЮРАЙТ, 2010.- 714 с-456.
- Финансы и кредит: Учебник / СПбГУЭФ; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой - М.: Высшее образование, 2009.
- Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право. Под ред. В.П.Галаганова. - 2002. - № 12. - С. 38.
- Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы России. - С.Г. Ерошенков,. М.: Юрист, 2007. - С. 11.
- Пенсионное обеспечение как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования.
М. Ю. Федорова- Омск: Омега, 2007.
- С. 84.
- Принцип начисления пенсий рассчитан на молодых. Под ред. Г.К. Филимоновой. Пенсия. 2002. №4. С. 45
- Право социального обеспечения Российской Федерации. – Под ред. В.Ш. Шайхатдинова,. Екатеринбург: Апрель, 2006. - С. 83.
- Мировой опыт реформирования пенсионных систем и его использование в условиях переходной экономики. – Р.М. Далимов М.: Право, 2007. - С. 32.
- Справочник кадровика: оформление пенсии. – В.Г. Юсупов М.: Юрист, 2009. - С. 96.
Периодические издания:
- Финансы. – Ежемесячный журнал
- Вопросы экономики. – Ежемесячный журнал.
- Мировая экономика и международные отношения. – Ежемесячный журнал.
Сайты сети Интернет:
- Пенсионный Фонд Российской Федерации - www.pfrf.ru
- Законодательство РФ «Консультант Плюс» – www.consultant.ru
- Пенсионный терминал - www.soglasie-npf.ru
- Административно-управленческий портал - www.aup.ru
- Министерство финансов Российской Федерации – www.minfin.ru.
- Центральный банк Российской Федерации – www.cbr.ru.
- Система ГАРАНТ – законодательство с коммментариями – www.garant.ru.