Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Целью работы является определение роли Пенсионного фонда в пенсионной реформе.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить историю и развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть сущность Пенсионного фонда РФ;
разобрать основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ;
определить основной порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ;
выявить основные проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ;
ознакомиться с сущностью и результатами пенсионной реформы.
Введение 3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его история, сущность и значение 5
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 5
1.2 Сущность, роль и источники формирования средств Пенсионного фонда 10
1.3 Основные задачи Пенсионного фонда РФ 12
1.4 Структура Пенсионного фонда РФ 15
1.5 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда 18
2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 25
2.1 Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ 25
2.2 Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ 26
2.3 Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ 29
3. Роль Пенсионного фонда РФ в осуществлении пенсионной реформы 31
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения 40
Бюджет ПФ РФ как основной
документ, определяющий повседневную
жизнь крупнейшего и наиболее
общественно значимого
Состояние пенсионной системы
России оценивается экспертами как
нестабильное. С начала старта пенсионной
реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного
пенсионного страхования
В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.
Таблица 1 - Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 годы
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб. |
12 920 |
15 304 |
17 723 |
20 395 |
Среднегодовой размер пенсии, руб. |
3 284 |
3 928 |
4 760 |
5 098 |
Коэффициент замещения |
25,4% |
25,7% |
26,9% |
25,0% |
В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.
В качестве следующей проблемы
можно выделить снижение доли пенсионного
страхования в системе
Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.
К проблемным аспектам развития
обязательного пенсионного
Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался "подорван" как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения НПФ, которая в настоящее время является "запретительной", и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.
По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.
Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят.
Хотя в финансовых расчетах
на 2008-2010 годы повышение пенсионного
возраста не закладывается. С другой
стороны, назрела потребность решения
вопроса, касающегося досрочного выхода
на пенсию части россиян, занятых
в некоторых областях российской
экономики. Треть государственного
бюджета уходит именно на "досрочников".
Оплачивать такие расходы в новом
законопроекте о
Повысить пенсионный возраст
и стимулировать работать пенсионеров,
можно, если пообещать им более высокую
пенсию. С точки зрения экономической
эффективности, эти изменения были
бы вполне оправданы. Для Пенсионного
фонда это реальная возможность
решить проблемы бюджетного дефицита.
Но в нашей стране подобные меры
невозможны по двум причинам: во-первых,
они непопулярны среди
Критический дефицит бюджета ПФР никак не является следствием реформы пенсионной системы. Это результат других преобразований – прежде всего в налоговой политике. Это результат принятия на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы, - таких, как выплата ЕДВ и ДЕМО, и в меньшей степени это результат появления в структуре трудовой пенсии ее накопительной части, на которую не раз уже пытались возложить всю полноту ответственности за дефицит бюджета ПФР.
Безусловно, сохранять систему
социального страхования с
Там, где речь идет об обязательствах
по базовой части пенсии, финансировать
их нужно за счет средств федерального
бюджета из тех источников, которые
определить для данной цели сам законодатель.
Размер базовой части пенсии и
источники ее финансирования определяются
в законах о федеральном
Предлагаемая схема
Еще одно решение проблемы дефицита бюджета и низкого уровня пенсий предлагает руководитель Центра стратегических разработок М.Дмитриев. По его словам "главным ресурсом, который до сих пор не был задействован в этой сфере, является государственная собственность". Оценки, проведенные ЦСР, показали, что без ущерба для исполнения государственных функций на покрытие пенсионного дефицита может быть направлено госимущество в объеме около 15% ВВП. Государственные активы могут быть распределены по накопительным счетам работников и пенсионеров, а доходы от их использования и продажи пойдут на финансирование более высоких пенсий как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе.
Приватизация в таком
социальном формате будет полезна
не только для укрепления пенсионных
финансов, но и для общего повышения
эффективности российской экономики.
Перевод приватизируемых
Еще одним плюсом передачи
госактивов пенсионерам станет возможность
избежать повышения налогов на фонд
оплаты труда, а значит, убрать лишние
препятствия на пути развития предприятий
в посткризисный период. В перспективе
можно будет устойчиво
Во всем мире пенсионные
системы, характеризуемые
Факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения Пенсионного фонда, будут служить:
- более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд;
- учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
- обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды.
Для повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда предлагается провести ряд дополнительных мероприятий:
- повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;
- оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.
Также необходимо провести
серию комплексных расчетов и
дополнительных исследований вариантов
дальнейшего реформирования пенсионной
системы и по их результатам пересмотреть
основные параметры переходного
периода – его начало и окончание,
последовательность дальнейших шагов,
ставки отчислений, направляемых на финансирование
накопительных пенсий и при разработке
законодательных актов
В целях предотвращения снижения минимальных пенсий до уровня менее 50% прожиточного минимума пенсионера в условиях резко сократившихся реальных поступлений в Пенсионный фонд целесообразно осуществить декомпрессию шкалы путем опережающей индексации пенсий, находящихся на уровне минимальной пенсии с компенсацией. Это предполагает отказ от существующих принципов индексации пенсий. Фактически, в данном случае государственные трудовые пенсии утрачивают страховую природу.
Возможно, дифференциацию
трудовых пенсий целесообразно будет
сохранить применительно к
В дальнейшем, в процессе
возобновления экономического роста
и увеличения поступлений страховых
взносов в Пенсионный фонд, целесообразно
будет не производить декомпрессию
пенсий, а равномерно повышать все
государственные пенсии, избегая, тем
самым, дальнейшего роста их дифференциации.
Это позволит в более короткие
сроки вывести минимальную
Важное преимущество
подобного подхода заключается
в том, что выравнивание размеров
государственных пенсий позволяет
существенно ограничить применение
категориального подхода к