Пенсионный Фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение роли Пенсионного фонда в пенсионной реформе.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить историю и развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть сущность Пенсионного фонда РФ;
разобрать основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ;
определить основной порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ;
выявить основные проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ;
ознакомиться с сущностью и результатами пенсионной реформы.

Содержание работы

Введение 3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его история, сущность и значение 5
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 5
1.2 Сущность, роль и источники формирования средств Пенсионного фонда 10
1.3 Основные задачи Пенсионного фонда РФ 12
1.4 Структура Пенсионного фонда РФ 15
1.5 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда 18
2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 25
2.1 Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ 25
2.2 Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ 26
2.3 Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ 29
3. Роль Пенсионного фонда РФ в осуществлении пенсионной реформы 31
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения 40

Файлы: 1 файл

МОЯ!!!!.docx

— 117.72 Кб (Скачать файл)

Равномерное увеличение государственных пенсий без их декомпрессии в условиях возобновления экономического роста позволит ограничить возможности  дальнейшего расширения пенсионных привилегий, нежелательных как с  точки зрения социальной справедливости, так и с точки зрения финансовой устойчивости пенсионной системы. Со временем, основным фактором дифференциации пенсий на страховых принципах может  стать государственная пенсия, финансируемая  на накопительной основе. При этом основной социальной функцией пенсии, финансируемой на распределительных  принципах, станет обеспечение гарантированного минимума доходов для всех граждан, достигших общеустановленного пенсионного  возраста.

Предложенный сценарий компрессии государственных пенсий, финансируемых на распределительных  принципах, предполагает внесение существенных изменений в Федеральный закон  “О государственных пенсиях” для  закрепления уменьшенной дифференциации пенсий и измененного порядка  их индексации. Однако характер этих изменений  во многом зависит от специфики процесса компрессии пенсий, а также от политической ситуации в стране. Поэтому в настоящее  время предлагать комплексные поправки к закону “О государственных пенсиях” было бы преждевременно.

В течение нескольких ближайших лет средняя ставка замещения (соотношение между средней  пенсией и средней начисленной  заработной платой в стране) для  государственных пенсий, финансируемых  на распределительных принципах, может  поддерживаться на уровне 33%, который  фактически сложился к началу 1999 г. По существу это предполагает индексацию государственных пенсий в указанный  период по заработной плате, что позволит постепенно приблизить их размер к  уровню прожиточного минимума пенсионера.

 


Рис. 1 Средняя  пенсия в распределительной и  в накопительной системах в процентах  к средней заработной плате (предлагаемые варианты реформы)

 

В более отдаленной перспективе (через 5-7 лет), когда начнутся более  или менее значительные выплаты  государственных накопительных  пенсий, речь должна идти о поддержании  на уровне 33% суммарной ставки замещения  для государственных пенсий, финансируемых  на распределительных и накопительных  принципах. Это означает, что ставка замещения для государственных  распределительных пенсий должна снижаться  по мере роста выплат государственных  накопительных пенсий Соответственно, это предполагает неполную индексацию по заработной плате государственных  пенсий, финансируемых на распределительных  принципах. Вместе с тем, рост пенсий, финансируемых на распределительных  принципах, будет опережать индекс потребительских цен и динамику прожиточного минимума пенсионера. За прогнозный период (до 2056 г.) суммарное  превышение темпов роста распределительной  пенсии по отношению к индексу  потребительских цен составит приблизительно 100% (см. рис. 1).

Для поддержания ставки замещения на уровне 33% ставка страховых  взносов, направляемых на текущее финансирование государственных пенсий, в первые годы реформы может поддерживаться на уровне 27,7% для предприятий в  пересчете на единую ставку для работодателей по существующей базе для начисления страховых взносов. Такой уровень ставки синхронизируется с предложениями по уменьшению совокупного бремени налогообложения фонда оплаты труда, которые предполагают установление суммарной ставки страховых взносов в социальные внебюджетные фонды для предприятий на уровне 35,4%.

В процессе введения обязательных страховых накопительных взносов, ставку которых предлагается поэтапно повысить с 2 до 8% в течение первых 4 лет после начала реформы, ставка взносов в распределительную  систему будет снижаться на величину накопительных взносов (см. рис.2). Согласно представленным актуарным расчетам, благодаря повышению собираемости страховых взносов вследствие персонификации их накопительной составляющей, а  также в связи с началом  повышения пенсионного возраста и реформирования досрочного выхода на пенсию, это снижение не вызовет  дефицита средств для выплаты  пенсий, финансируемых на распределительной  основе.

В результате введения накопительных  элементов финансирования пенсий, на 5-й год реформы ставка страховых  взносов для финансирования распределительных  пенсий должна составить для предприятий 19,7%. В более отдаленной перспективе, по мере роста удельного веса накопительной  составляющей в совокупных выплатах государственных пенсий, возможно дальнейшее постепенное снижение ставки страховых  взносов для финансирования распределительных  пенсий примерно до 13% для предприятий  к концу прогнозного периода. При этом создаются финансовые предпосылки  для повышения суммарной средней  ставки замещения для государственных  накопительных и распределительных  пенсий до 35% или выше.

В свете предлагаемых условий начисления обязательных страховых  взносов нуждается в дальнейшем обсуждении вопрос об органах, ответственных  за их сбор.

С точки зрения максимизации собираемости страховых взносов  и подоходного налога предпочтительным было бы, чтобы один и тот же орган  осуществлял сбор страховых взносов, подлежащих персонификации на именных  накопительных пенсионных счетах граждан, неперсонифицируемых страховых  взносов и подоходного налога. Если функции сбора этих платежей будут организационно разделены, то повышаются возможности для уклонения  от выплаты неперсонифицированных взносов и подоходного налога при относительно полной уплате взносов на именные накопительные счета. Данное обстоятельство служит аргументом в пользу передачи функции сбора всех страховых взносов от Пенсионного фонда России налоговым органам.

В то же время, если сбор страховых взносов будут полностью  осуществлять налоговые органы, а  не Пенсионный фонд России, это приведет к нежелательному и дорогостоящему дублированию информационных потоков, поскольку и налоговые органы, и Пенсионный фонд будут вынуждены  собирать одну и ту же информацию, связанную  с отнесением накопительных страховых  взносов на именные накопительные  счета конкретных физических лиц. При  этом будет затруднен контроль со стороны Пенсионного фонда России за достоверностью сведений по персонификации взносов, поступающих от плательщиков. С этой точки зрения, более предпочтительным является вариант закрепления функции  сбора страховых пенсионных взносов  за Пенсионным фондом России.



Рис. 2 Ставка страховых взносов в предлагаемом сценарии реформы, (%)

 

Заключение

 

Программа пенсионной реформы  РФ, утвержденная в мае 1998 года, в  долгосрочной перспективе предусматривает  переход от действующей распределительной  к смешанной системе пенсионного  обеспечения, которая будет в  себя включать:

  • государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;
  • государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;
  • дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для сокращения дефицита бюджета  Пенсионного фонда Правительство  РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между  Пенсионным фондом, государством и  работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета  ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких  категорий лиц, как участники  войны, должно выплачивать государство  из бюджета, а не Пенсионный фонд.

Особое значение имеет  законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости  реформ, разъяснять предпринимаемые  шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов  предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные  процессы установить оптимальное соотношение  в распределении вновь созданной  стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП  и издержках производства.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной  структуры социальной поддержки  населения, гармонизацию интересов  государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов  россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:

а) требуется разработать  научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования  соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.

б) необходимо предусмотреть  новый порядок сбалансированного  участия основных социальных субъектов  в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:

  • повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;
  • снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов
  • поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников

в) нужно усилить взаимозависимость  между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для  определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку  производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности  работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.

 

 

Список литературы

Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // Пенсия. – 1998.- № 5.- С.12 – 13

Бюджетный Кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский  и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. – с. 621

Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2001.

Лазаревский А. А., Сушкевич А. Г., «Наизнанку и вверх ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)»// Финансы и кредит, 2009 №3.

Мудраков В.И., «Принципы построения «идеального» негосударственного пенсионного фонда»// Пенсия, 2003 №3

Налоговый кодекс Российской федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ

О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2007 год: федеральный закон от 19 декабря 2006 года №236-ФЗ.

О негосударственных пенсионных фондах: федеральный закон от 7 мая 1998 года N75-ФЗ (ред 16.10.2006г.)

Сажина М. А., Конышева А. Н. , «Пенсионная  реформа в России: страхование  или социальная помощь?»// Вопросы  экономики, 2008 №7

Соловьев А.К. Проблемы развития системы  государственного пенсионного страхования  в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- c. 31 – 48

Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г. – c. 336

Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2003 г. c. 214

Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2001

Якушев Л.П. О мировом  опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. – 1998.- № 3.- c.20, 201

http://www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Приложения

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 


 

 

 


Информация о работе Пенсионный Фонд РФ