Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Целью работы является определение роли Пенсионного фонда в пенсионной реформе.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить историю и развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть сущность Пенсионного фонда РФ;
разобрать основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ;
определить основной порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ;
выявить основные проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ;
ознакомиться с сущностью и результатами пенсионной реформы.
Введение 3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его история, сущность и значение 5
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 5
1.2 Сущность, роль и источники формирования средств Пенсионного фонда 10
1.3 Основные задачи Пенсионного фонда РФ 12
1.4 Структура Пенсионного фонда РФ 15
1.5 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда 18
2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 25
2.1 Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ 25
2.2 Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ 26
2.3 Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ 29
3. Роль Пенсионного фонда РФ в осуществлении пенсионной реформы 31
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения 40
Равномерное увеличение государственных пенсий без их декомпрессии в условиях возобновления экономического роста позволит ограничить возможности дальнейшего расширения пенсионных привилегий, нежелательных как с точки зрения социальной справедливости, так и с точки зрения финансовой устойчивости пенсионной системы. Со временем, основным фактором дифференциации пенсий на страховых принципах может стать государственная пенсия, финансируемая на накопительной основе. При этом основной социальной функцией пенсии, финансируемой на распределительных принципах, станет обеспечение гарантированного минимума доходов для всех граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
Предложенный сценарий
компрессии государственных пенсий,
финансируемых на распределительных
принципах, предполагает внесение существенных
изменений в Федеральный закон
“О государственных пенсиях” для
закрепления уменьшенной
В течение нескольких ближайших лет средняя ставка замещения (соотношение между средней пенсией и средней начисленной заработной платой в стране) для государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах, может поддерживаться на уровне 33%, который фактически сложился к началу 1999 г. По существу это предполагает индексацию государственных пенсий в указанный период по заработной плате, что позволит постепенно приблизить их размер к уровню прожиточного минимума пенсионера.
Рис. 1 Средняя пенсия в распределительной и в накопительной системах в процентах к средней заработной плате (предлагаемые варианты реформы)
В более отдаленной перспективе
(через 5-7 лет), когда начнутся более
или менее значительные выплаты
государственных накопительных
пенсий, речь должна идти о поддержании
на уровне 33% суммарной ставки замещения
для государственных пенсий, финансируемых
на распределительных и
Для поддержания ставки замещения на уровне 33% ставка страховых взносов, направляемых на текущее финансирование государственных пенсий, в первые годы реформы может поддерживаться на уровне 27,7% для предприятий в пересчете на единую ставку для работодателей по существующей базе для начисления страховых взносов. Такой уровень ставки синхронизируется с предложениями по уменьшению совокупного бремени налогообложения фонда оплаты труда, которые предполагают установление суммарной ставки страховых взносов в социальные внебюджетные фонды для предприятий на уровне 35,4%.
В процессе введения обязательных
страховых накопительных
В результате введения накопительных
элементов финансирования пенсий, на
5-й год реформы ставка страховых
взносов для финансирования распределительных
пенсий должна составить для предприятий
19,7%. В более отдаленной перспективе,
по мере роста удельного веса накопительной
составляющей в совокупных выплатах
государственных пенсий, возможно дальнейшее
постепенное снижение ставки страховых
взносов для финансирования распределительных
пенсий примерно до 13% для предприятий
к концу прогнозного периода.
При этом создаются финансовые предпосылки
для повышения суммарной
В свете предлагаемых условий начисления обязательных страховых взносов нуждается в дальнейшем обсуждении вопрос об органах, ответственных за их сбор.
С точки зрения максимизации собираемости страховых взносов и подоходного налога предпочтительным было бы, чтобы один и тот же орган осуществлял сбор страховых взносов, подлежащих персонификации на именных накопительных пенсионных счетах граждан, неперсонифицируемых страховых взносов и подоходного налога. Если функции сбора этих платежей будут организационно разделены, то повышаются возможности для уклонения от выплаты неперсонифицированных взносов и подоходного налога при относительно полной уплате взносов на именные накопительные счета. Данное обстоятельство служит аргументом в пользу передачи функции сбора всех страховых взносов от Пенсионного фонда России налоговым органам.
В то же время, если сбор
страховых взносов будут
Рис. 2 Ставка
страховых взносов в
Программа пенсионной реформы
РФ, утвержденная в мае 1998 года, в
долгосрочной перспективе предусматривает
переход от действующей распределительной
к смешанной системе
Для сокращения дефицита бюджета
Пенсионного фонда
Сейчас необходимо пересмотреть
систему взаимоотношений между
Пенсионным фондом, государством и
работодателями. Сейчас льготные пенсии
составляют 20 процентов бюджета
ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на
плечи отдельных
Особое значение имеет
законодательное обеспечение
Необходимая составляющая политики
экономического роста – усиление
социальной ориентации системы государственного
регулирования экономического развития,
сопряжение социальных гарантий и финансовых
возможностей. В политике доходов
предстоит путем усиления государственного
воздействия на распределительные
процессы установить оптимальное соотношение
в распределении вновь
В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:
а) требуется разработать
научный инструментарий для оценки
социальных рисков и обоснования
соответствующих уровней
б) необходимо предусмотреть
новый порядок
в) нужно усилить
Необходима целенаправленная
работа по созданию актуарной службы
в Пенсионном фонде России для
определения государственных
Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // Пенсия. – 1998.- № 5.- С.12 – 13
Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. – с. 621
Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2001.
Лазаревский А. А., Сушкевич А. Г., «Наизнанку и вверх ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)»// Финансы и кредит, 2009 №3.
Мудраков В.И., «Принципы построения «идеального» негосударственного пенсионного фонда»// Пенсия, 2003 №3
Налоговый кодекс Российской федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ
О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год: федеральный закон от 19 декабря 2006 года №236-ФЗ.
О негосударственных пенсионных фондах: федеральный закон от 7 мая 1998 года N75-ФЗ (ред 16.10.2006г.)
Сажина М. А., Конышева А. Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?»// Вопросы экономики, 2008 №7
Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- c. 31 – 48
Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г. – c. 336
Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2003 г. c. 214
Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2001
Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. – 1998.- № 3.- c.20, 201
http://www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации
Приложение 1
Приложение 2