Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности ПФР в соответствии с проводимой пенсионной реформой, выявление проблем при накоплении и расходовании денежных средств, пути их решения и оценка его значения в финансировании социальной сферы страны. Для реализации постановленных целей необходимо решить следующие задачи:
- показать причины создания ПФР и основные этапы его развития;
- раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами ПФР;
- рассмотреть источники формирования бюджета ПФР и выявить основные направления использования его финансов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………….3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ…………….....5
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России…………......5
1.2 Развитие Пенсионного фонда РФ…………………………………….......7
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………………………...10
2.1 Цели и задачи фонда……………………………………………………...10
2.2 Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного РФ………….12
2.3 Направления и порядок использования средств фонда………………...17
2.4 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ……………….20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ…………………………….……………....25
3.1 Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ……..25
3.2 Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..33

Файлы: 1 файл

пенсионный фонд рф.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

    С 2010 года - ЕСН отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволит существенно увеличить уровень пенсий в стране.

    Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

    В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:

- доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;

- пени и финансовые санкции.

    При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней. Сейчас размер пени составляет 0,13 % от суммы задолженности. Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФ РФ с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке.

    За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями ПФ РФ с банков.

    Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФ РФ путем списания на счете ПФ РФ средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ.[11,133]

    Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.

                    2.3. Направления и порядок использования средств фонда

    Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.[2]

   Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

- государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

- пенсий по инвалидности;

- пенсий военнослужащим;

- компенсации пенсионерам;

- материальной помощи престарелым и инвалидам;

- пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;

- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

- также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

    За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

    Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.[14,150]

    В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

    Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с ФЗ от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.[7]

    Еще одна статья расходов бюджета Пенсионного фонда, появившаяся в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

    Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.[14,156]

    Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий.

                     2.4.Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ

    Российское социальное обеспечение держится на трех страховых китах, трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.[14,110]

    За годы преобразований фонды социального страхования превратились из страховых организаций в федеральные филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции и сделало зависимыми от федеральных ассигнований. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях.

    Прогноз Минэкономразвития по росту фонда заработной платы в 2012-2013 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2012 году составил 8 921,0 млрд., в 2013 году – 10 299,0 млрд., в 2014 году он составит 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований .

Проанализируем доходы и  расходы бюджета Пенсионного фонда в 2009-2011

                                                                                                                   Таблица 1

Доходы ПФР в 2009-2011 гг. (млрд. рублей)

Показатели 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общий объем доходов, в  том числе

2330,6

2669,5

3179,8

За счет страховых взносов

1020,6

1175,6

1335,2

за счет федерального бюджета,из них:

1280,3

1456,4

1801,4

на выплату базовой  части пенсии

707,7

876,6

1033,0

Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года

652,7

898,0

1183,5

Справочно: суммарные поступления  от ЕСН в федеральный бюджет

442,8

506,0

573,7


 

    Данные иллюстрируют неблагоприятную обстановку в российской пенсионной системе. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств. За три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2009 году составила 19,3%, в 2010 году – 19,5%, в 2011 году составит 22,3%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.

    Есть еще один нюанс, который нам пригодится ниже. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2009 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2010 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2011 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей. [14,113]

Расходы ПФР в 2009-2011годах  не менее занимательны, чем доходы.

                                                                                                                   Таблица 2

Расходы ПФР в 2009-2011 гг. (млрд. рублей)    

Показатели 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общий объем расходов, в  том числе

2099,9

2464,8

2877,8

Выплата трудовых пенсии,

В том числе страховой  части

1 615,2

929,2

1 923,5

1073,0

2 235,3

1232,6

Социальные пенсии

66,6

85,8

102,2

Расходы на осуществление  ежемесячной денежной выплаты (монетизация  льгот)

251,7

266,5

282,2

Финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности ПФР

46,9

49,1

49,1

Расходы на выплату "материнского капитала"

-

-

55


 

Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.

    Поступления от ЕСН в 2009 году составили 442,8 млрд., в 2010 году – 506,0 млрд., в 2011году – 573,7 млрд. рублей. Трансферты, перечисляемые из бюджета в ПФР, представлены в первой таблице. Таким образом, только по базовой части пенсии дефицит пенсионной системы в 2009 году составил 264,9 млрд., в 2010 году – 370,6 млрд., в 2011 году составит 459,3 млрд. рублей.

Дефицит ПФР по страховой  части в 2009 году составил 119,2 млрд., в 2010 году - 150,4 млрд., в 2011 году – 196,7 млрд. рублей.

Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2009году составил 384,1 млрд. рублей, в 2010 году – 521,0 млрд. рублей, в 2011 году – 656,0 млрд. рублей.

    Сравним с официальными данными по дефициту, представленными в проекте бюджета ПФР, составленным с учетом федеральных вливаний. Бюджет фонда по распределительной составляющей сформирован в 2009 году с профицитом в сумме 27,6 млрд. рублей, в 2010году с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. рублей, в 2011 году с профицитом в сумме 16,5 млрд. рублей.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ