Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы и пенсионного страхования в России;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
- изучить нормативно-правовую базу ПФР;
- провести анализ деятельности Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда по Находкинскому городскому округу;
- рассмотреть перспективу развития пенсионного фонда в российской экономике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Этапы становления Пенсионного фонда РФ
1.1. Этапы формирования системы пенсионного страхования
в России
1.2. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации,
его структура, задачи и функции
1.2.1. Создание Пенсионного фонда РФ
1.2.2. Задачи и функции Пенсионного фонда РФ
1.2.3. Структура Пенсионного фонда РФ
1.3. Правовое регулирование деятельности Пенсионного
фонда Российской Федерации
Глава 2. Основные направления деятельности, перспективы
развития
2.1. Основные направления деятельности ПФР
2.2. Анализ деятельности ПФР за 2008 год
2.3. Перспективы развития
Глава 3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на примере
Управления Пенсионного фонда по Находкинскому
городскому округу
3.1. Общее положение, задачи деятельности
3.2. Итоги реализации социальных программ на территории
г. Находка 2007-2008 гг
3.3. Анализ деятельности Управления ПФ по г. Находка
за 2008 год и перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

Главной проблемой любой  пенсионной системы традиционно  является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного  бюджета. В результате этого финансово-ресурсная  обеспеченность выплаты пенсий к  середине восьмидесятых годов снизилась  настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

Даже повышение тарифов  взносов на социальное страхование  в 1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Таким образом, развитие пенсионной системы до периода радикальных  рыночных реформ 1990 г. свидетельствует  о накоплении в ней большого числа  экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.[40,с. 661]

 

1.2.Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции

 

1.2.1 Создание Пенсионного фонда РФ

Масштабность и глубина  радикально-рыночных преобразований в  экономике потребовали применения принципиально новых экономических  и правовых оснований в сфере  пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой  уже через полгода после утверждения  упомянутого закона принятие самостоятельного российского закона «О государственных пенсиях в РФ» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который, в то же время, привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.[40, 661].

Сейчас в РФ существует двухуровневая структура пенсионной системы. Первый уровень – обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей); второй – добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя добровольные взносы работодателя в пользу работников в негосударственные пенсионные фонды в рамках пенсионной программы предприятия; личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах к пенсионному возрасту.

Формирование негосударственных  пенсионных фондов в России началось в конце 1992 года, после выхода в  свет Указа Президента Российской Федерации  от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании призваны служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам.3 Однако теоретические и практические аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации еще нужно развивать и развивать. Опыт функционирования негосударственных пенсионных фондов в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов. Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации осуществляют свою деятельность 133 Негосударственных Пенсионных фонда4.

С созданием Пенсионного  фонда в России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий.

Российский пенсионный закон 1990 года — по существу стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования5. Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о  том, что денежные средства Фонда  не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью). Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда.

Развитие собственных  источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости тарифов взносов на указанные  цели. Переориентация каналов поступления  финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущественное использование страховых методов имела глубокое экономическое содержание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.

В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий была сохранена прежняя система — через государственные органы социального обеспечения (в последующем — социальной защиты населения). [40, с.662]. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118 «О создании управлений ПФР в федеральных округах» с целью координации и контроля за деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе; взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации; координации программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан; взаимодействия с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда созданы управления Пенсионного фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе.

В 1996 году вступил в  силу федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в пяти субъектах РФ, а с 01 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня.

До 2001 года источником формирования бюджета ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал  целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный  сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

2002 год – начало  пенсионной реформы. Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, на сегодняшний день крупнейший социальный проект в Российской Федерации.

Структура пенсии в настоящее  время состоит из базовой, страховой  и накопительной частей.

Большое значение приобрело  внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.

Важным результатом  реформирования пенсионной системы  стало то, что люди начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем  и что нужно сделать уже  сейчас, чтобы пенсия была достойной.

В 2004 году осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации6.

Совершенно новое направление  в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации - это работа с материнским (семейным) капиталом.

С 1 января 2007 года в Пенсионный фонд создает федеральный регистр  семей, имеющих право на дополнительную государственную поддержку в  связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей7.

С 1 января 2009 года стартовала Программа государственного софинансирования пенсии - государство будет осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов на накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство.

 

Год

Основные этапы развития ПФ России

1990

 

1996-1998

1999-2001

 

2001

 

2002

2004

2007

2009

Образование Пенсионного Фонда  России с целью сбора и аккумуляции  страховых взносов на пенсионное обеспечение

Развитие системы персонифицированного учета

Передача функций по назначению и выплате государственных пенсий из органов социальной защиты в органы Пенсионного фонда

Передача функций по сбору страховых  взносов в налоговые органы Пенсионного  фонда

Начало пенсионной реформы

«Монетизация льгот»

«Материнский капитал»

Программа «Софинансирования»


 

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионная система  России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.

 

1.2.2 Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

Информация о работе Пенсионный фонд РФ