Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
• изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
• проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 4
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 4
1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ 7
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ЗА 2004-2006 Г. 10
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре 10
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре 14
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ НА ПЕРСПЕКТИВУ 18
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г. 18
3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ.
Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств.
Субъектом исследования является Российская Федерация.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили
Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов за период 2004-2006г. и периодические издания и личные наблюдения автора.
В работе применялись научные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Курсовая работа изложена на 30 страницах машинописного текста, включает в себя введение, 3 главы, заключение, списка литературы, 12 приложений. Библиографический список составляет 26 литературных источников.
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат [15, с 212]. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной [8, с 440], Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая [6, с 282]. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю [16, с 507] Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.
Все авторы выражают схожую точку зрения, однако мы считаем, что профессор А.Г. Грязнова и профессор Е.В. Маркина наиболее полно определяют данный термин.
В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках [15, с 211].
Основными задачами Пенсионного фонда являются [14, с 276]:
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
ПФР осуществляет следующие основные функции [6, с 283]:
Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников [9, с 382]:
В настоящее время в состав ЕСН работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 20% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии [10, с 55]:
Базовая часть обеспечивает минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется законодательством.
Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона "О государственных пенсиях Российской Федерации" от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наиболее весомая часть бюджета Пенсионного фонда РФ – страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.
Для данных категорий с 1 января 2006г. Установлены соответствующие процентные ставки: [15, с 216]:
Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на [9, с 383]:
Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".
С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда [18, с 53].
Средства Пенсионного Фонда РФ формируются за счет:
Проанализируем источники формирования средств Пенсионного фонда (Приложение 1).
Доходы бюджета Фонда на 2006г. были запланированы в размере 1608,7 млрд. руб., что превосходит кассовое исполнение бюджета 2005г. на 259,1 млрд. руб. и на 592,9 млрд. руб. кассовое исполнение бюджет 2004г.
Определим долю доходов Фонда за период с 2004г. по 2006г. в объеме ВВП за соответствующие годы (Приложение 2). В 2004г. она составляла 5,96%, в 2005г. – 6,24%, а в 2006г. – 6,01%.
Рассмотрим долю доходов Фонда в объеме ВВП в 2006г. по отношению к 2004 и 2005 годами. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. увеличился на 0,05%, а 2006г. по отношению к 2005г. снизился на 0,23%.
Наибольшая доля доходов Фонда в объеме ВВП была в 2005г., а наименьшая в 2004г. Доходов Пенсионного Фонда в 2004г. составили 1015,8 млрд. руб., а в 2005г они были равны 1349,6 млрд. руб. То есть доходы Фонда в 2005г. увеличились на 333,8 млрд. руб. В то время как ВВП увеличилось на 4572 млрд. руб.
Бюджет Пенсионного фонда РФ является 2 по величине после федерального. Рассмотрим долю доходов Фонда в доходах Федерального бюджета (Приложение 2а). В 2004г. она составила 29,96%, в 2005г. – 26,33%, в 2006г. – 25,63%. Рассмотрим отношение доходов Фонда к доходам Федерального бюджета, которое представлено в Приложении 3.
Максимальное значение было отмечено в 2004, оно составило 29,62%, а минимальное в 2006г. (25,63%). В период с 2005г. по 2006г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.
Наибольшую долю в доходах Фонда за 2004г. составляет сумма страховые взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2005г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2006г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим. Наиболее наглядно формирование доходов Фонда представлено в Приложении 4.
Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2004г. В 2005г. она составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2004г., а в 2006г. эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2005г.