Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
• изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
• проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 4
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 4
1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ 7
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ЗА 2004-2006 Г. 10
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре 10
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре 14
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ НА ПЕРСПЕКТИВУ 18
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г. 18
3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
4) средства
Федерального бюджета, передаваемые
Фонду на выплату
5) средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан;
6) средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита средств на выплату страховой части пенсии, в сумме 88,2 млрд. руб. или 8,76%
Бюджетная политика в области расходов представлена в Приложении 12. Затраты на пенсионное обеспечение в 2007 году запланированы в сумме 1458,7 млрд. руб., что на 168,2 млрд. руб. выше уровня 2006 года.
На выплату базовой части пенсии планируется направить 559,8 млрд. руб. или 31,61%, на выплату страховой части трудовой пенсии - 797,2 млрд. руб. (45,02%), на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 100,1 млрд. руб. или 5,65%.
В рамках представляемого проекта бюджета Фонда на 2007 год запланированы средства на увеличение (индексацию) пенсий в объеме 107 млрд. руб.
Страховая часть трудовых пенсий будет увеличена на 9,2%, исходя из финансовых результатов работы Фонда за 2006 год,
В бюджете учтены расходы на обеспечение увеличения размера страховой части трудовой пенсии пенсионерам, осуществлявшим трудовую деятельность в течение 12-ти месяцев после назначения пенсии, в результате перерасчета на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов, а также корректировки размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, в бюджете Фонда на 2007 год предусмотрены средства на увеличение размера пенсии в среднем на 15,4%, в том числе размера трудовых пенсий на 15,2%, социальных пенсий на 21,7%.
Вместе с тем параметры бюджета Фонда на 2007 год ориентированы на выполнение положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации об увеличении пенсий на 20%. В этих целях необходимо учесть произведенную с 1 августа 2006 года индексацию страховой части трудовой пенсии на 6,2%, проведение которой по бюджету Фонда на 2006 год не планировалось.
За 2006 год пенсия по старости увеличилась в среднем по Российской Федерации на 323 руб. и составит на конец года 3087 руб.
У пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, пенсия по старости увеличилась на 435 руб. и на конец года составит 4060 руб.
В 2007 году пенсия по старости возрастет на 469 руб. и составит на конец года 3556 руб., инвалиды вследствие военной травмы будут получать 8297 руб., участники войны - 7997 руб., вдовы военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, - 6084 руб.
На 2007 год предусмотрены средства на повышение компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами с 1 января 2007 года, со 120 до 500 руб., а также средства на выплату второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы.
Предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 242,5 млрд. руб. или 13,96% на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан с учетом стоимости набора социальных услуг.
На реализацию Указов Президента Российской Федерации от 30.03. 2005 г. № 363 и от 01.08. 2005 г. № 887 Фонду передаются средства федерального бюджета в общей сумме 15,2 млрд. руб. (0,86%) на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам вследствие военной травмы, семьям погибших и другим категориям граждан, состоящим на учете в органах ПФР.
Предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 0,2 млрд. руб. или 0,01% на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в 2005 году – 0,1 млрд. руб., в 2006 году – 0,2 млрд. руб).
На реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы предусмотрено 0,01 млрд. руб. (0,001%).
На дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан в 2007 году будет направлено 2,75 млрд. руб. Из них свыше 1,2 млрд. руб. – на доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и 1,5 млрд. руб. – на выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда согласованы в сумме 42,4 млад руб., что составляет менее 2,4% расходов бюджета.
Накопительная составляющая бюджета ПФР сформирована в 2007 году по доходам в сумме 119,8 млрд. руб., по расходам - 8,9 млрд. руб.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии запланированы в сумме 112,2 млрд. руб. или 93,66% по мере поступления в соответствии с законодательством будут направляться на временное размещение в разрешенные виды активов.
Доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений 2007 года запланированы в сумме 7,1 млрд. руб. (3,73% от суммы размещаемых средств).
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями, определены в сумме 0,5 млрд. руб. (0,42%)
Учтены средства, которые будут поступать в Фонд от негосударственных пенсионных фондов для передачи в управляющие компании согласно заявлениям застрахованных лиц (по оценке, указанный объем средств может составить 0,03 млрд. руб. - 0,34% средств, переданных в НПФ).
Расходование средств будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством по следующим направлениям:
1) передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды – 6,8 млрд. руб., или около 2% от общей суммы средств, передаваемой в соответствии с заявлениями застрахованных лиц; затраты, связанные с направлением уведомлений застрахованным лицам о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов.
2) затраты
на обработку заявлений
3) оплата
расходов, связанных с временным
размещением пенсионных
В результате за 2007 год расчетный объем средств пенсионных накоплений увеличится с 345,3 до 456,2 млрд. руб., или на 110,9 млрд. руб. При этом объем средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, увеличится с 253,6 млрд. руб. до 323,1 млрд. руб., или на 69,5 млрд. руб. Таким образом, основная часть пенсионных накоплений (73%) будет находиться в доверительном управлении, из них в государственной управляющей компании 96% указанных средств.
Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды принимает положительную динамику.
Если за 2004-2005 годы передано в НПФ – 1,9 млрд. руб., то в 2006 году объем передаваемых средств составит около 6,0 млрд. руб., в 2007 году – по оценке, 6,8 млрд. руб.
Выстраивание
российской пенсионной системы, концепция
организации которой в современном виде
была сформулирована в "Программе пенсионной
реформы в Российской Федерации" в 1998
г., несмотря на десятилетнюю историю все
еще далеко от завершения. Наряду с очевидными
успехами реформирования, такими как переход
от чисто распределительной пенсионной
системы к смешанной распределительно-
До настоящего времени без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда. Проект Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" был принят в первом чтении Государственной Думой в 2002 г. и с тех пор не рассматривался. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не учтены в размерах этих взносов.
На основе всестороннего анализа состояния пенсионной системы объединение НПФ Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) выработало следующий ряд предложений по ее совершенствованию [20].
Из структуры единого социального налога должны быть исключены перечисления в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии (в настоящее время - 6% от заработной платы без учета регрессивной шкалы). Финансирование базовых пенсий, которое уже сейчас в значительной мере осуществляется за счет дополнительных отчислений из Федерального бюджета, должно быть полностью возложено на бюджет. Часть единого социального налога в размере 3% от фонда заработной платы, ранее направлявшаяся в бюджет, в этом случае может быть направлена на увеличение тарифа страховых взносов, используемых для финансирования страховой части трудовых пенсий, а остальная часть (также в размере 3%) – на стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.
Если же работники откажутся от использования такого механизма, то эта часть налога будет по-прежнему уплачиваться в федеральный бюджет.
С целью повышения заинтересованности населения в формировании своих пенсионных накоплений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также государственное стимулирование более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении.
Предлагается следующая организация системы дополнительного пенсионного обеспечения: работник имеет право добровольно платить взносы в НПФ в размере до 3% своей заработной платы, а на работодателя возлагается обязанность уплачивать такую же сумму в пользу этого работника в тот же НПФ. Платеж работодателя принимается в зачет оставшейся доли единого социального налога в размере 3% фонда оплаты труда.
Предлагаемый институт позволяет сочетать добровольность для работника и обязательность для работодателя (после выбора работником участия в дополнительном пенсионном обеспечении) платежей на формирование дополнительной пенсии.
При реализации дополнительного пенсионного обеспечения происходит вовлечение работников в формирование собственной пенсии, поступление средств в пенсионную систему увеличивается за счет отчислений самих работников. При этом на начальном периоде уменьшается выпадающая часть доходов федерального бюджета, поскольку, пока не все работники выбрали систему дополнительного пенсионного обеспечения, вторая часть единого социального налога (3% от фонда оплаты труда) за работников, не сделавших такой выбор, будет направляться в бюджет на финансирование базовой пенсии.
Одновременно должны быть приняты меры по повышению уровня контроля со стороны государства за соблюдением требований законодательства участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения. Целесообразно также создание системы гарантирования пенсионных сбережений граждан, – как в отношении обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения, так и в части негосударственного пенсионного обеспечения.
Необходимым дальнейшее развитие накопительной части трудовой пенсии, для чего должно быть реализовано намеченное на 2008 г. увеличение размера отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 4 до 6%.
Вместе с тем необходимо существенно повысить уровень организационной и разъяснительной работы в области пенсионной реформы, добиваясь такого положения, чтобы каждый участник обязательного накопительного пенсионного страхования реально высказал свое мнение о порядке инвестирования его пенсионных накоплений.
Введение системы дополнительного пенсионного обеспечения позволит несколько снизить остроту проблемы так называемых "молчунов" (застрахованных лиц, которые не желают активно управлять своими пенсионными накоплениями путем их перевода в НПФ или передачи в частные управляющие компании), поскольку в процессе его реализации застрахованные лица получат больший объем информации о накопительной пенсионной системе вообще и о работе НПФ в частности, что облегчит для них выбор негосударственных пенсионных фондов.
В части повышения эффективности инвестирования пенсионных накоплений граждан НАПФ считает необходимым расширить инструментарий для инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов.
В части совершенствования финансовых потоков в пенсионной системе необходимо совершенствовать администрирование страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этого следует реализовать прямое ежемесячное направление этих средств, а также средств дополнительного пенсионного обеспечения в адрес страховщиков (НПФ). С целью повышения эффективности контроля за прохождением средств отчетность по этим средствам должна поступать в Пенсионный фонд РФ с двух сторон: и от работодателя, перечисляющего средства, и от страховщика, получившего эти средства. Введение такого порядка перечисления средств позволит существенно повысить эффективность инвестирования пенсионных накоплений.
Важнейшим условием поступательной реализации пенсионной реформы является формирование пенсионной культуры населения, повышение уровня его осведомленности о ходе и задачах реформы. С этой целью необходима разработка серии информационных кампаний, целевым образом ориентированных на различные группы населения, например: бюджетная поддержка издания популярного журнала, посвященного пенсионной тематике; запуск на ведущих телеканалах, введение соответствующих учебных курсов в средних школах и т.п.
Позиция НАПФ по имеющимся проблемам в пенсионной сфере и мерам их решения совпадает с взглядами объединения работодателей – Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Представители РСПП неоднократно высказывались за введение дополнительной накопительной пенсии на принципе добровольности для застрахованных лиц и обязательности для работодателей, формируемой в порядке, аналогичном предложенному НАПФ.