Пенсионный фонд Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Современнaя сиcтема пенcионного обеспечения граждан находитcя на этапе реформирования, в уcловиях, когда определены основные направления системы пенcионного обеcпечения, но многие аcпекты требуют развития. Оcновные причины тaкого положения дел проявляются, во-первых, в экономических диспропорциях и в сущеcтвующем уровне пенсионного обеспечения нacеления. Низкая производительность трудa, региональные различия, низкая заработная плата, структурные диспропорции в потреблении и производстве - все это прямо и непосредственно влияет на уровень пенсий и, главное, на отношение трудоспособной части населения к методам их формирования. Вторым фактором, влияющим на выбор направлений рaзвития cиcтемы пенсионного обеспечения и на ее структуризацию, является cоциально - демографический фактор.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации 5
1.1 Структура, функции и задачи Пенсионного фонда РФ 5
1.2 Пенсионная реформа Российской Федерации 11
Глава 2. Анализ деятельности Пенсионного Фонда РФ за 2010-2012 гг. 19
2.1 Доходы и расходы бюджета Пенсионного Фонда РФ 19
2.2 Анализ реализации функций ПФ РФ за 2010-2012 гг. 22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного Фонда РФ 34
3.1 Основные проблемы действующей пенсионной системы 34
3.2 Пути решения проблем Пенсионного Фонда РФ 38
Заключение 40
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Pensionny_fond_Rossii Рожкова.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

 

Кафедра «Теория финансов»

 

 

                                                                          Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансы»

на тему:

«Пенсионный фонд Российской федерации»


 

 

 

 

 

 

Студента (ки) группы 1Б-ЭФ311     

Рожкова Виктория Юрьевна

Ф.И.О.

Научный руководитель:

Доцент, кафедры теории

финансов  

Дуброва Марина Викторовна

 

 

Москва – 2013

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Современнaя сиcтема пенcионного обеспечения граждан находитcя на этапе реформирования, в уcловиях, когда определены основные направления системы пенcионного обеcпечения, но многие аcпекты требуют развития. Оcновные причины тaкого положения дел проявляются, во-первых, в экономических диспропорциях и в сущеcтвующем уровне пенсионного обеспечения нacеления. Низкая производительность трудa, региональные различия, низкая заработная плата, структурные диспропорции в потреблении и производстве - все это прямо и непосредственно влияет на уровень пенсий и, главное, на отношение трудоспособной части населения к методам их формирования. Вторым фактором, влияющим на выбор направлений рaзвития cиcтемы пенсионного обеспечения и на ее структуризацию, является cоциально - демографический фактор. Обостряющаяся демографическая ситуация в cтране, уменьшение доли работоспособного населения в общей его численности влекут за cобой роcт пенсионного давления на экономически активную часть наcеления. Это ознaчaет, что рaботающее в наcтоящем периоде нaселение не в соcтоянии «прокормить» пенсионеров. Это потребовало реорганизации действующей системы пенсионного обеспечения. Cоциально-психологический фактор, выражающийся в непринятии отдельными слоями населения рыночных условий пенсионного обеcпечения и, негосударственного пенcионного страхования, также оказывает свое влияние на ход пенсионной реформы.

Актуальность темы обостряется нерешенными проблемами развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций, а также фактическим отсутствием рынка долгосрочного накопительного страхования жизни.

Вопросы пенсионных фондов и пенсионного страхования в широком аспекте нашли свое освещение в трудах известных теоретиков и практиков страхового дела нашего времени. При подготовке материла для работы примером послужили работы Архипова А.П., Воронина Ю. В., Гомелли В.Б., Зубца А.Н., Ивашкина Е.И., Кагаловской Э.Т., Коломина Е.В., Люблина Ю.З., Соловьева А.К., Шахова В.В., а также других ученых и практиков.

Целью данной работы является рассмотрение пенсионного фонда Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить задачи:

1. Раскрыть теоретические основы  деятельности Пенсионного фонда 

2. Провести анализ роли Пенсионного  фонда России в пенсионном  обеспечении граждан.

3. Разработать пути совершенствования  системы пенсионного обеспечения  в РФ и направления повышения  её эффективности.

Объектом работы является Пенсионный фонд РФ.

Предметом выступает деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе работы рассмотрены теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ и его роль в осуществлении пенсионной реформы, раскрыта социально-экономическая сущность пенсионного страхования, роль пенсионного страхования в системе социального обеспечения.

Во второй главе работы проведен анализ системы пенсионного обеспечения РФ, рассмотрена роль Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан, проведен анализ доходов и расходов ПФР и оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан.

В третьей главе разрабатываются пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ и направления повышения её эффективности.

В качестве теоретической базы работы были использованы учебные пособия, а также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.

 

Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

1.1 Структура, функции и задачи Пенсионного фонда РФ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ [14].

Структура ПФР включает в себя Правление ПФР, которому подчиняются Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный центр персонифицированного учета. На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также территориальными управлениями и центрами по назначению, перерасчету и выплате пенсий. Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, руководство ПФР осуществляется Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - Исполнительной дирекцией ПФР.

В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации и Банка России.  
Правление ПФР:

  • отвечает за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
  • определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
  • формирует бюджет и сметы расходов ПФР, утверждает отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты;
  • утверждает положения об Исполнительной дирекции ПФР, Ревизионной комиссии ПФР и территориальных органах ПФР, назначает и освобождает от должности их руководителей;
  • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР.

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ревизионная комиссия ПФР создана в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. В функции Ревизионной комиссии ПФР входят общая организация и методическое обеспечение внутриведомственного финансового контроля в ПФР.

Ревизионная комиссия ПФР непосредственно осуществляет финансовый контроль над:

  • подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета ПФР (отделениями ПФР, Исполнительной дирекцией ПФР и ИЦПУ) в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств;
  • подведомственными администраторами доходов бюджета ПФР (территориальными органами ПФР) по осуществлению ими функций администрирования доходов;
  • подведомственными территориальными органами ПФР по осуществлению ими индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и обеспечению прав застрахованных лиц, а также по осуществлению ими пенсионного обеспечения;
  • использованием средств из бюджета ПФР организациями, осуществляющими доставку пенсий, и другими организациями, использующими средства из бюджета ПФР.

Ревизионная комиссия ПФР организует и контролирует работу контрольно-ревизионных отделов (управлений, групп) отделений ПФР.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА

Федеральное учреждение «Информационный центр персонифицированного учета» (ИЦПУ) создано решением Правительства Российской Федерации для осуществления работ по обработке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету прав граждан в системе государственного пенсионного страхования.

Основные функции ИЦПУ:

  • эксплуатация программно-технического комплекса системы персонифицированного учета ПФР;
  • ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
  • ведение общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий;
  • информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных (лицевых) счетов (печать и рассылка извещений ПФР).

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

В субъектах Российской Федерации действуют отделения ПФР, созданные постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения населения в субъектах Российской Федерации. В своей деятельности отделения ПФР подчиняются Правлению Пенсионного фонда Российской Федерации.

В непосредственном подчинении отделений ПФР находятся территориальные управления, осуществляющие свою деятельность в районах региона.

На рисунке 1 представлена типовая структура управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Федеральном округе, утвержденная Постановлением Правления ПФ РФ от 09.10.2000 № 118 "О создании Управлений ПФР в федеральных округах" (вместе с "Типовым Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе").  
 

 

Рисунок 1 – Типовая структура управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Федеральном округе [15]

К основным функциям отделений ПФР относятся [16]:

  • своевременное установление и выплата пенсий и социальных пособий, находящихся в компетенции ПФР;
  • ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и своевременная актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц;
  • своевременное формирование документов на выплату пенсий и пособий;
  • ежемесячное перечисление начисленных к доставке сумм пенсий, пособий и иных выплат на счета организаций, осуществляющих доставку пенсий, пособий и иных выплат;
  • формирование информации о получателях пенсий и пособий, проживающих на территории региона;
  • регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование;
  • контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в т.ч. проведение проверок правильности исчисления плательщиками страховых взносов;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджеты ПФР, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), пеней и штрафов, в том числе в судебном порядке;
  • организация работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием средств пенсионных накоплений;
  • ведение учета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования пенсий;
  • прием и обработка заявлений правопреемников умерших застрахованных лиц и выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;
  • своевременное и полное рассмотрение обращений, а также прием граждан, представителей организаций и страхователей по вопросам, отнесенным к компетенции ПФР;
  • информационно-разъяснительная работа по вопросам, отнесенным к компетенции ПФР и др.

К социально значимым функциям можно отнести:

1. Назначение и выплата  пенсий.

2. Назначение и реализация  социальных выплат.

3. Учет участников системы обязательного пенсионного страхования.

4. Взаимодействие со страхователями.

5. Выдача сертификатов  на получение материнского капитала.

6. Управление средствами  пенсионной системы.

7. Проведение научно-исследовательской  работы в области пенсионного страхования.

8. Управление средствами  пенсионной системы.

9. Международное сотрудничество  по вопросам, касающимся пенсионной  системы.

Это одни из основных социально значимых функций. Естественно, они играют большую роль в деятельности  Пенсионного фонда и помогают ему проникать во все сферы социальных отношений.

У Пенсионного фонда имеются 3 функции:

1. Фискальная – сбор  денежных средств для проведения  мероприятий, которые относятся  к пенсионному обеспечению.

2. Перераспределительная  – выплата пособий и пенсий гражданам, которые в первую очередь нуждаются в финансовой помощи (инвалидам; лицам, которые потеряли кормильца и так далее).

3. Контрольная – наблюдение  за сложившимися в стране условиями  в сфере пенсионного обеспечения.

Формирование дохода Пенсионного фонда [9, с. 45]:

Доход Фонда формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов лиц, которые занимаются индивидуальной деятельностью, страховых взносов граждан других категорий, добровольных взносов и выплат из бюджета Российской Федерации. А все налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Пенсионный фонд Российской Федерации составляет очень большую и важную часть системы социального обеспечения. Благодаря ряду функций Фонд может обеспечивать материальной поддержкой все слои населения. И с каждым годом социальная система Российской Федерации становиться более совершенной благодаря работе Пенсионного фонда.

Основная цель ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

1) целевой сбор и аккумуляция  средств для выплаты пенсий  и пособия для детей, а также организация их финансирования;

2) участие на долговременной  основе в финансовых федеральной  и региональных программах по  социальной поддержке населения;

Информация о работе Пенсионный фонд Российской федерации