Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:52, курсовая работа
Современнaя сиcтема пенcионного обеспечения граждан находитcя на этапе реформирования, в уcловиях, когда определены основные направления системы пенcионного обеcпечения, но многие аcпекты требуют развития. Оcновные причины тaкого положения дел проявляются, во-первых, в экономических диспропорциях и в сущеcтвующем уровне пенсионного обеспечения нacеления. Низкая производительность трудa, региональные различия, низкая заработная плата, структурные диспропорции в потреблении и производстве - все это прямо и непосредственно влияет на уровень пенсий и, главное, на отношение трудоспособной части населения к методам их формирования. Вторым фактором, влияющим на выбор направлений рaзвития cиcтемы пенсионного обеспечения и на ее структуризацию, является cоциально - демографический фактор.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации 5
1.1 Структура, функции и задачи Пенсионного фонда РФ 5
1.2 Пенсионная реформа Российской Федерации 11
Глава 2. Анализ деятельности Пенсионного Фонда РФ за 2010-2012 гг. 19
2.1 Доходы и расходы бюджета Пенсионного Фонда РФ 19
2.2 Анализ реализации функций ПФ РФ за 2010-2012 гг. 22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного Фонда РФ 34
3.1 Основные проблемы действующей пенсионной системы 34
3.2 Пути решения проблем Пенсионного Фонда РФ 38
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Минимальные отчисления участника Программы – 2 000 рублей в год, максимальный размер не ограничен.
Максимальный размер софинансирования со стороны государства – 12 000 рублей в год.
Государство софинансирует взносы в течение 10 лет с момента первой уплаты взносов участником. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года.
Заключить с негосударственным пенсионным фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), согласно которому за счет регулярных добровольных отчислений в НПФ у гражданина будет формироваться дополнительная пенсия. Регулярные взносы не только накапливаются, но и приносят ежегодный доход за счет размещения НПФ пенсионных средств в различные ценные бумаги и инвестиционные проекты. Договор НПО может заключить как сам работающий гражданин, так и его работодатель.
Бюджет ПФР за 2012 год исполнен по доходам в сумме 5,89 трлн рублей (9,6% к ВВП Российской Федерации), что на 0,63 трлн рублей больше, чем в 2011 году.
По расходам бюджет ПФР исполнен в сумме 5,45 трлн рублей (8,9% к ВВП Российской Федерации), что на 0,53 трлн рублей больше, чем в 2011 году.
Общий профицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год составляет 439,1 млрд рублей. В том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, – 218,4 млрд рублей.
Все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат по линии Пенсионного фонда Российской Федерации выполнены в полном объеме. Индексация пенсий, пособий, ЕДВ и других выплат осуществлялась в установленные законодательством сроки.
Рисунок 2. Исполнение бюджета ПФР в 2010 – 2012 гг. (трлн руб.) [17]
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2012 год поступили в общей сумме 3,0 трлн рублей, что превышает аналогичные показатели 2011 года на 0,2 трлн рублей. При этом тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был снижен в 2012 году с 26% до 22%.
Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2012 год составили 476,9 млрд рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 440,3 млрд рублей, что на 63,7 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений граждан за 2012 год увеличился на 220,8 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2013 года превысил 1,6 трлн рублей (без учета средств пенсионных накоплений, формирующихся в НПФ).
Рисунок 3. Доля доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП Российской Федерации в 2010–2012 гг. [17]
В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2012 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и работодателей на общую сумму 6,2 млрд рублей. В сравнении с 2011 годом эта сумма увеличилась на 2,2 млрд рублей.
Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили средства в сумме 2,8 трлн рублей (в 2011 году поступило на 0,4 трлн рублей больше), в том числе:
На выплату пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году.
На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2012 году направлено 212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд рублей больше, чем в 2011 году.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей по сравнению с 2011 годом и составили 34,8 млрд рублей.
На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011 году.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд больше, чем в 2011 году.
Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ в 2012 году стало осуществление выплат за счет средств пенсионных накоплений граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В 2012 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд рублей, на выплату накопительной части трудовых пенсий – 11 млн рублей, на срочную пенсионную выплату – 1,6 млн рублей.
Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает и выплачивает гражданам пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые виды пенсий военнослужащим и членам их семей, пенсии федеральным государственным гражданским служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).
Таблица 1
Численность пенсионеров, получающих пенсии через ПФР (тел.чел.) [17]
В течение 2012 года ПФР обеспечил выплату всех видов пенсий своевременно и в полном объеме.
В целом в 2012 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 4,2 трлн рублей, что на 402 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Факторами увеличения расходов бюджета ПФР на выплату пенсий стали прирост числа пенсионеров и осуществление плановых индексаций пенсий.
Территориальные органы ПФР в 2012 году вынесли 2 772 125 решений о назначении пенсий, в том числе 356 108 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В августе 2012 года ПФР произвел корректировку размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности 13,7 млн работающих пенсионеров. Корректировка в беззаявительном порядке производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших за работающих пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые ранее не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении (переводе с одной пенсии на другую) или перерасчете.
Способ получения пенсии каждый гражданин выбирает самостоятельно. В 2012 году доставка пенсии 44,8% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 47,7% – путем зачисления на счета в кредитных организациях, 6,5% – через иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.
Доплаты к пенсии отдельным профессиональным категориям работников [17]:
В 2012 году Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливал и производил доплаты к пенсии отдельным профессиональным категориям работников:
l работникам организаций угольной промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Численность пенсионеров, получающих эту доплату к пенсии, по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 66 954 человек. Средний по Российской Федерации размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года – 2 294,96 рубля;
членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».Численность пенсионеров, получавших эту доплату к пенсии, по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 42 729 человек. Средний размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года – 10 334,12 рубля.
Индексация пенсий в Российской Федерации [17]:
В 2012 году ПФР обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Повышен уровень пенсионного обеспечения 40,6 млн пенсионеров.
Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:
с 1 февраля – индексация трудовых пенсий на 7%, исходя из уровня роста потребительских цен за 2011 год (6,1%);
с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 3,41%. С учетом двух индексаций повышены пенсии 37 млн пенсионеров;
l с 1 апреля – индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2011 год. Повышены пенсии 3,6 млн человек, из которых 2,9 млн человек – получатели социальных пенсий.
Таблица 2
Динамика средних размеров пенсий в РФ (руб.) [17]
В целом за 2012 год пенсии увеличились на 10,6% при росте индекса потребительских цен на 6,6%.
В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 895 рублей и на конец года составил 9 405 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости за 2012 год увеличился на 914 рублей и на конец года составил 9 790 рублей, что в 1,9 раза превысило величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
Средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны составил 23 043 рубля и 23 709 рублей соответственно, а с учетом мер социальной поддержки (ЕДВ и ДЕМО) уровень их доходов соответственно составил 27 878 рублей и 28 544 рубля (увеличение в течение года в среднем на 2 497–2 809 рублей).
Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии, составил 20 678 рублей (увеличился в течение 2012 года в среднем на 1 971 рубль).
Средний размер социальной пенсии увеличился на 712 рублей и составил на конец 2012 года 5 919 рублей.
В 2012 году минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии был обеспечен на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за рубеж, как в рамках национальной системы сохранения пенсионных прав при переселении, так и международной системы, правовой базой которой являются международные договоры Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.
Общая численность граждан, проживающих за границей Российской Федерации и являющихся получателями российской пенсии, в 2012 году достигла 231 664 человек. Они проживают в 109 странах мира. По сравнению с 2011 годом их численность выросла на 6%.
Наибольшее количество российских пенсионеров проживает в таких странах, как Германия, Израиль, США, Латвия и Беларусь.
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, назначение пенсий осуществляется гражданам РФ независимо от их места жительства. Выплата пенсии (кроме социальной), назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится независимо от страны проживания и гражданства получателя.