Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает – особенности современной финансовой политики в РФ.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
Изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме
Рассмотрение финансовой политики России;
Охарактеризовать основные направления финансовой политики;
Введение
Глава 1. Экономическое содержание финансовой политики государства и её направления
1.1 Финансовая политика: сущность и цели
1.2 Направления финансовой политики
Вывод
Глава 2. Современная финансовая политика государства в России
2.1 Налоговая политика
2.2 Таможенная политика
2.3 Бюджетная политика
2.4 Денежно-кредитная политика
Вывод
Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее
Вывод
Заключение
Список литературы
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:
1) Отказ от увеличения
номинального налогового
2) Унификация налоговых
ставок, повышение эффективности
и нейтральности налоговой
Отчасти подобные проблемы могут
быть решены с помощью адаптации
широко используемых инструментов налоговой
политики к современным условиям
российской экономики, примером чего является
успешное использование в России
плоской ставки налога на доходы физических
лиц. Вместе с тем, во многих случаях
неэффективность налоговой
2.2 Таможенная политика
Таможенная политика представляет
собой целенаправленную деятельность
государства по регулированию внешнеторгового
обмена (объема, структуры и условий
экспорта и импорта) через установление
соответствующего таможенного режима
перемещения товаров и
Таможенная система России
имеет богатейший опыт защиты экономического
суверенитета и безопасности государства,
внутреннего рынка, отечественной
торговли и промышленности. Осуществление
этих стратегических мероприятий всегда
было неразрывно связано с проводимой
в стране таможенной политикой, являющейся
составной частью как внешней, так
и внутренней политики государства.
И хотя действующий Таможенный кодекс
РФ не дает определения таможенной
политики, в общем виде ее можно
представить как систему
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.
Основной целью таможенной
политики любого государства является обеспечен
Цели таможенной политики России сформулированы в ст. 2 ТК РФ1:
1) Обеспечение наиболее
эффективного использования
2) Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.
3) Стимулирование развития национальной экономики.
4) Содействие проведению
структурной перестройки и
5) Иные цели, определяемые
Президентом, Федеральным
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 4) относятся:
Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.
Единство системы
Единство политики экспортного контроля.
Единство таможенной территории Российской Федерации.
Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.
Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Таможенная политика должна
содействовать обеспечению
Статья 2 ТК2закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Направленность целей
таможенной политики на защиту российского
рынка товаров и на стимулирование
развития национальной экономики обусловливает
ее тесную связь с внутренней политикой
российского государства. Как составная
часть внешней политики государства,
таможенная политика России призвана
таким образом реализовывать
внешнеэкономические интересы государства,
чтобы не только защищать находящуюся
в кризисном состоянии
Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.
Таможенная политика - часть внешнеэкономической
деятельности государства. Исторически
она стала первой формой государственного
регулирования внешней торговли. Сущность
таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном
законодательстве, организации таможенных
союзов, заключении таможенных конвенций,
создании свободных таможенных зон и т.д.
Таможенная политика - неотъемлемая часть
экономической и внешнеторговой политики
государства, и поэтому она зависит от
целей и задач общей экономической стратегии
правительства. Формирование таможенной
политики любого государства предполагает
два важных подхода к определению ее направленности
— это протекционизм ифритредерст
Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Административные инструменты
регулирования внешней торговли
просто необходимы на современном этапе.
С их помощью государство в
условиях самостоятельного осуществления
большим числом компаний коммерческих
операций может остановить рост внешнеторгового
дефицита и выровнять торговый и
платежный балансы, более рационально
распорядиться иностранной
2.3 Бюджетная политика
На предшествующих этапах
формирования бюджетной политики главной
задачей Правительства РФ была сбалансированность
федерального бюджета. Высокие цены
на нефть и газ, а также последствия
дефолта автоматически решили эту
задачу. Доходы от экспорта превысили
все планы и ожидания. В Минфине
был создан Стабилизационный фонд (за
счет профицита бюджета), который
уже в 2007 году достиг 160 млрд. долл. В
2008 году Стабфонд был разделен на два
фонда: Резервный фонд и Фонд благосостояния.
Таким образом, бюджетная политика
на данном этапе развития формируется
в условиях финансовой и экономической
стабильности. Впервые появилась
реальная возможность для выхода
страны на траекторию устойчивого роста
экономики. Для этого накоплены
необходимые валютные резервы и
сложилась благоприятная
В то же время остается острой проблема формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными и недостаточными остаются пока муниципальные бюджеты - основа развития и обустройства России на местах. Возникла проблема с бюджетами крупных городов - доноров территорий. Их реальные бюджеты уменьшились в несколько раз в долях от консолидированных бюджетов регионов по сравнению с 1999 годом. Связано это с тем, что в 1999 году городам-донорам оставлялось около 50% налоговых сборов с их территорий, а в 2006-08гг. около 20%. Отсюда и снижение их инвестиционной привлекательности, ухудшение их инфраструктуры. В то же время крупные города и мегаполисы только способны стать очагами роста постиндустриальной экономики.
В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Его накопительные депозиты в государственных кредитных организациях обесцениваются из-за высокой инфляции. Это означает неэффективность пенсионной системы страны и невыполнение государством своих обязательств перед будущими пенсионерами.
Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются: стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификация ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение уровня и качества жизни населения.
Для достижения этих целей используются следующие меры:
-закрепление доходных
и разграничение расходных
-формирование бюджетов
всех уровней в рамках
-выработка критериев
Информация о работе Перспективы финансовой политики России на будущее