Перспективы и риски развития банковского рынка в интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:27, научная работа

Описание работы

С момента зарождения в конце 80-х годов прошлого века и до настоящего времени российский банковский сектор развивался в основном в рамках экстенсивной модели. Основными характеристиками данной модели являются ограниченный перечень и недостаточное качество предоставляемых банковских услуг, агрессивная политика на рынке активов и обязательств, их низкая диверсификация, высокая концентрация рисков, недостаточный уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, надежда на государственную поддержку в стрессовых ситуациях.

Содержание работы

Введение 2
Возможности банковского рынка в интернете 4
Функциональность системы банковского рынка в интернете 5
Перспективы развития банковского рынка в интернете 7
Риски развития банковского рынка в интернете 11
Отличия банковского рынка России от Запада 14
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Перспективы и риски развития банковского рынка в интернете.docx

— 65.58 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

     Введение                                                                                                              2

  1. Возможности банковского рынка в интернете                                           4
  2. Функциональность системы банковского рынка в интернете                  5
  3. Перспективы развития банковского рынка в интернете                           7
  4. Риски развития банковского рынка в интернете                                      11
  5. Отличия банковского рынка России от Запада                                        14

      Заключение                                                                                                       16

     Список литературы                                                                                          18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

С момента зарождения в конце 80-х  годов прошлого века и до настоящего времени российский банковский сектор развивался в основном в рамках экстенсивной модели. Основными характеристиками данной модели являются ограниченный перечень и недостаточное качество предоставляемых банковских услуг, агрессивная политика на рынке активов  и обязательств, их низкая диверсификация, высокая концентрация рисков, недостаточный  уровень развития конкурентной среды  и рыночной дисциплины, надежда на государственную поддержку в  стрессовых ситуациях.

Преимущественно экстенсивный характер развития оказал негативное влияние  на состояние устойчивости банковского  сектора, что проявилось в условиях международного финансового кризиса  и потребовало принятия Правительством Российской Федерации и Банком России  мер по обеспечению системной  стабильности.

Одновременно очевидной стала  необходимость более решительного перехода от преимущественно экстенсивной модели развития российского банковского  сектора к интенсивной.

Последняя характеризуется  активным использованием информационных и банковских инноваций, наличием развитой инфраструктуры и предоставлением  на этой основе широкого перечня современных  банковских услуг для населения  и предприятий, высоким уровнем  конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины участников, развитыми системами  корпоративного управления и управления рисками.

Для достижения указанной  цели Правительством Российской Федерации и Банком России принята стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

Конкуренция на рынке банковских услуг заставляет банки предлагать новые продукты с использованием интернет - технологий. Они позволяют повысить качество обслуживания клиентов при одновременном снижении затрат. Банковские интернет - технологии — сравнительно новое для многих округов и республик направление, но использование данной отрасли уже довольно давно осуществляется в Европе, США и России.

В целом для банковского сектора  Российской Федерации последнее  десятилетие было годами бурного  роста и расширения предложения  банковских услуг населению и  предприятиям.1

 

1 Возможности банковского рынка в интернете:

  • осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);     
  • оплачивать счета за связь (IP - телефония, сотовая и пейджинговая связь, интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);
  • производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;  
  • переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через интернет - магазины;  
  • покупать и продавать иностранную валюту; 
  • пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;  
  • открывать различные виды счетов (срочный, сберегательный, пенсионный) и переводить на них денежные средства; 
  • получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах; 
  • получать информацию о поступивших платежах в режиме реального времени;
  • получать информацию об осуществленных платежах и при необходимости отказываться от неоплаченного платежа;
  • другие дополнительные услуги: подписку на журналы и газеты, брокерское обслуживание.

2 Функциональность системы банковского рынка в интернете

Банковский  рынок в интернете с хорошей  функциональностью стал одним из важных факторов, на которые обращают внимание клиенты. Физические лица охотнее  пополняют счета, над которыми у  них больший контроль: можно быстро посмотреть состояние счетов и совершить  необходимые транзакции. По оценкам  агентства, банки, располагающие лучшим банковским рынком в интернете, активнее привлекают средства физических лиц (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Клиентам больше нравятся банки с хорошими системами банковского рынка  в интернете

Группа банков по рейтингу общей функциональности

Средний темп прироста средств ФЛ на счетах 01.01.12/01.01.11

1-10

37%

11-30

28%

30-50

27%

Прочие

16%


   Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков и ЦБ РФ2

 

Наиболее  востребованы пользователями такие  сервисные функции как         он - лайн операции с депозитными счетами и погашение кредитов в банке. Стоит отметить, что отдельные банки предлагают более выгодные условия по депозитным продуктам, открытым с использованием систем ДБО.

 Доля  систем банковского рынка в  интернете, поддерживающих открытие  виртуальной карты или пополнение  брокерских счетов, сохраняется  на низком уровне, что свидетельствует  о слабом спросе на эти услуги.

График 1. Основные виды деятельности банков постепенно переносятся в интернет-пространство

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

 

Современные системы банковского рынка в интернете становятся всё более неприхотливыми к веб-обозревателям, используемым клиентом. Большое число систем поддерживает несколько браузеров и позволяет пользователю получать полнофункциональный доступ к системе посредством привычного интерфейса.

 

График 2. Системы банковского рынка в интернете поддерживают все больше браузеров

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным анкет  банков

3 Перспективы развития банковского рынка в интернете

Сегодня с помощью систем банковского рынка в интернете, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Растущая популярность банковского рынка в интернете, не только на Западе, но и в России, лишний раз подтверждает, что на этот нетрадиционный вид банковских услуг появился устойчивый и платежеспособный спрос.

Существуют  два пути дальнейшего развития банковского рынка в интернете: совершенствование уже созданных систем без коренной переработки или их идейное развитие.

 Первый  путь подразумевает ориентацию  на среднего пользователя и,  как следствие, некоторое упрощение  интерфейса, слабый прогресс в  функциональности акцент на привлечение  миллионов клиентов. Маркетинговые  усилия банков и клубных операторов  по привлечению клиентов уже  в ближайшие год-два могут привести  к росту доли активных пользователей   выше 10%. Считается, что этот уровень  активных пользователей – порог,  после которого может начаться  этап взрывного роста числа  активных пользователей и, как  следствие, объема комиссионных  доходов от систем банковского рынка в интернете.

«Рынок уже  демонстрирует высокие темпы  роста и мы ожидаем в ближайшие  годы роста, близкого к взрывному», - говорит Дмитрий Гондусов, генеральный  директор системы Handy Bank.

 Второй  путь – это ориентация на  продвинутого пользователя,  работу  в качестве витрины финансового  супермаркета с индивидуально  формирующимися предложениями для  пользователей. Он более затратен, и имеет смысл для тех кредитных организаций, которые видят свою ключевую нишу именно в предоставлении он – лайн - сервисов.

 Продвинутые  пользователи хотят, чтобы банковский рынок в интернете превратился в систему управления семейным бюджетом. Она дает возможность работы с нескольких аккаунтов с различными лимитами, настройками безопасности и, возможно, персонифицированными интерфейсами. Например, старшее поколение семьи сможет пользоваться адаптированным и упрошенным управлением счетами. Младшее – получит ограничения по лимитам. Другая особенность – возможность выгрузки статистики не только во временном разрезе, но и в разрезе типов операций. В таком банковском рынке пользователь легко сможет сформировать, например, отчет по тратам на продукты питания за несколько лет.

 Важнейший  фактор развития банковского  рынка в интернете – взятый  государством курс на снижение  доли наличного оборота. Это  даст рост объема транзакций  через интернет в денежном  выражении и подтолкнет банки  вкладывать большие средства  в развитие своих систем. При  этом банки, перешедшие от технического  подхода к оценке субъективного  восприятия пользователей, смогут  существенно укрепить свои позиции.

Возможности современных систем банковского  рынка в интернете для физических лиц значительно расширились. Всего  за 2-3 года такие системы из простой  информационной услуги для узкой  группы клиентов превратились в реально  работающий инструмент по совершению разнообразных операций «он - лайн». Ударными темпами растет число пользователей ДБО (см. график 3). С 2009 года доля счетов физических лиц, доступных через интернет, выросла с 12% до 25%, а доля счетом с «мобильным» доступом и того больше – в три раза.  По своему функционалу лучшие системы банковского рынка в интернете уже сегодня удовлетворяют среднего пользователя. Оплата сотовой связи, платежей ЖКХ, погашение кредитов – это стандартные функции большинства систем банковского рынка в интернете

 По своему  функционалу лучшие системы банковского  рынка в интернете уже сегодня  удовлетворяют потребности большинства  клиентов.

Однако банки  не останавливаются на достигнутом  и продолжают расширять функционал систем в ответ на потребности клиентов (см. график 4). К началу 2012 года половина опрошенных кредитных организаций стала предоставлять услугу автоматических платежей по графику (в начале 2011 года таких было только треть). Аналогичный прогресс наблюдается в части оформления заявок на кредит (31% сегодня против 18% годом ранее) и предоставления дополнительных услуг (он – лайн - бронирование и оплата авиабилетов, пополнение счетов в системах электронных денег), и этот перечень можно продолжать.

 Крупные  банки со своими командами  разработчиков далеко превзошли  требования среднего клиента,  то же самое удалось и средним  и небольшим банкам, подключившимся  к клубным системам. Последние  переживают рост: например, число  клиентов системы Handy Bank выросло  за год практически вдвое –  с 36 до 85 банков.

 

График 3. Доступность услуг ДБО для ФЛ интенсивно растет

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

 

В то же время  создатели систем продолжают добавлять  все новые возможности. ОАО "Московский Кредитный Банк" уже после составления итогового рейтинга функциональности подключил SMS и e - mail информирование об операциях в системе. ЗАО "Банк Русский Стандарт" постоянно проводит модернизацию своего интернет-банка в соответствии с пожеланиями пользователей, что нашло отражение в таких дистанционных сервисах, как, например, предоставление счета-выписки по картам в формате CSV.

 

График 4. Банки активно расширяют базу получателей платежей

 

Вместе с  маркетинговыми усилиями рост функциональности позволил банкам заметно, с 8% до 26% (см. график 5),  нарастить долю транзакций, проводимых с использованием интернет - банкинга (в общем числе транзакций).  Значительную роль сыграл здесь Сбербанк России, активно подключавший дистанционный доступ физическим лицам. Таким образом, банки перевели в интернет множество небольших платежей, разгрузив свои операционные офисы. Но это только одна из задач, которую способна решать хорошая система банковского рынка в интернете. Вторая задача – рост комиссионных доходов за счет увеличения объемов операций в интернете – пока не решена, о чем говорит слабый рост доли банковского рынка в объемах платежей. По итогам 2011 года только 8% банковских платежей физических лиц было совершено через интернет, при этом за последние четыре года данный показатель практически не изменился.

Информация о работе Перспективы и риски развития банковского рынка в интернете