Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:49, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение кредитной системы государства. Мы поставили следующие задачи: описать состав, механизмы функционирования и основные функции кредитной системы государства; рассмотреть эволюцию и современную ситуацию банковских систем, функционирование специализированных небанковских кредитных институтов; выделить особенности развития банковских систем и небанковских кредитных институтов в РФ, а также изучить современные тенденции в развитии кредитной системы Российской Федерации и. Все исследования проведены в рамках 2008-2009 года. В ходе работы мы пользовались методами анализа, индукции, дедукции, а также абстрактно-логический, графический и табличный методы.
Введение …………………………………………………………………………4
1.Теоретические аспекты развития кредитной системы в РФ
1.1. Понятие кредитной системы…………………………………………...5-6
1.2.Механизм функционирования кредитной системы………………….7-10
1.3. Типы кредитных систем……………………………………………...11-15
2. Анализ развития кредитной системы
2.1. Особенности кредитной системы России…………………………..16-18
2.2. Анализ состояния кредитной системы России в условиях кризиса 2008- 2009гг………………………………………………………………………...19-21
2.3. Развитие кредитной системы РФ в период кризиса 2008 – 2009 гг..22-31
3. Перспективы развития кредитной системы России……………………32-35
3.1. Современные аспекты и стратегия развития кредитной системы….36-41
Заключение…………………………………………………………………..42-44
Список использованных источников………………………………………45-46
2.3. Развитие кредитной системы РФ в период кризиса 2008 – 2009 гг
Банк России совместно с Правительством в сентябре 2008 г. – мае 2009 г. осуществили комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь – на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономики страны.
2. Банк России продолжает
работу по повышению
Положение от
12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления
Банком России кредитным организациям
кредитов, обеспеченных активами» является основополагающим нормативным
актом Банка России, регулирующим получение
кредитными организациями кредитов Банка
России, выдаваемых под обеспечение. Таким
обеспечением до недавнего времени являлись
облигации, векселя, а также права требования
по кредитным договорам.
Содержание данного Положения было дополнено
Указанием от 16.12.2008 № 2151-У. Цель этих дополнений
– расширение возможностей банков для
получения дополнительной ликвидности.
Теперь кредиты Банка России, предоставляемые
кредитным организациям (кроме внутридневных
кредитов и кредитов овернайт), могут быть
обеспечены не только активами, но и поручительствами
банков.
Кроме того, расширен перечень видов экономический
деятельности, которые могут осуществлять
организации, чьи обязательства принимаются
в обеспечение кредитов Банка России,
предоставляемых в соответствии с Положением
Банка России № 312-П (в том числе за счет
сельского хозяйства, оптовой и розничной
торговли). Предоставлена возможность
кредитным организациям получить в Банке
России рефинансирование в соответствии
с Положением № 312-П под кредиты, предоставленные
субъектам Российской Федерации, соответствующим
требованиям, установленным Банком России,
государственным унитарным предприятиям,
обществам с ограниченной ответственностью,
субъектам малого предпринимательства.
Были приняты решения о снижении уровня
рейтинга организаций, обязанных по векселям,
правам требования по кредитным договорам,
принимаемым в обеспечение кредитов Банка
России в соответствии с Положением №
312-П (пункт 1.6. Указания № 2151-У).
Также Банк России принял
решение о снижении процентных ставок
по кредитам Банка России, обеспеченным
активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии
с Положением Банка России № 312-П. Процентная
ставка по кредитам установлена на следующем
уровне: на срок до 90 календарных дней
– в размере 11% годовых; на срок от 91 до
180 календарных дней – в размере 11,5% годовых;
на срок от 181 до 365 календарных дней –
в размере 12 % годовых.
3. Важным шагом в направлении расширения
возможностей банковского сектора по
привлечению денежных средств, позволяющих
поддерживать кредитную активность банков,
стало Положение Банка России от
16 октября 2008 г. № 323-П «О предоставлении
Банком России российским кредитным организациям
кредитов без обеспечения». Разработка
этого нормативного акта стала возможной
в связи с внесением соответствующих изменений
в Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
(последние изменения внесены Федеральным
законом от 30.12.2008 № 317-ФЗ «О внесении изменений
в ст. 46 и 76 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»).
В рамках данного Положения были установлены
порядок и условия предоставления Банком
России кредитов в валюте Российской Федерации
без обеспечения российским кредитным
организациям, а также перечень рейтинговых
агентств, рейтинги которых применяются
для определения кредитоспособности кредитных
организаций, и требования к кредитным
организациям, которым предоставляются
указанные кредиты.
Данный инструмент был позитивно воспринят
кредитными организациями, и о его востребованности
наглядно свидетельствуют объемы уже
предоставленных Банком России кредитов
без обеспечения (более 1,5 трлн. руб.).
В соответствии с указанным Положением
для каждой кредитной организации, заключившей
с Банком России генеральное соглашение,
Банк России устанавливает:
Лимит по кредитному риску
для кредитной организации
В случае снижения рейтинга кредитной
организации, с которой Банк России ранее
заключал кредитный договор (имеет заключенный
кредитный договор), в соответствии с настоящим
Положением ниже минимальных уровней,
установленных Банком России в настоящем
Положении или в соответствии с ним, но
не ниже чем на два уровня от таких минимальных
уровней, Банк России может принять решение
о продолжении заключения с указанной
кредитной организацией кредитных договоров
на период до трех месяцев с даты такого
снижения.
Банк России готов оказать финансовую помощь банкам при их слиянии и присоединении. Это делается для поддержки процесса консолидации российского банковского сектора.
Таким образом, в случае, если банки, планирующие реорганизацию, столкнутся с необходимостью досрочно погасить требования кредиторов по своим долговым обязательствам, они могут сообщить об этом в Банк России и им может быть повышен лимит на аукционе по предоставлению кредитов без обеспечения.
В апреле 2009 г. было принято Указание № 2202-У «О внесении изменений в Положение Банка России № 323-П», в соответствии с которым срок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения увеличен до 1 года. Кроме того, форма генерального соглашения о предоставлении кредитов без обеспечения была исключена из названного нормативного акта и доводится до сведения кредитных организаций Банком России.
4. Еще одной важной
Он был расширен путем включения ряда выпусков субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в рублях, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, акций юридических лиц – резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями, а также биржевых облигаций. Например, была предусмотрена возможность включения в Ломбардный список Банка России облигаций с ипотечным покрытием, выпущенных в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», при условии, что обязательства эмитента по указанным облигациям обеспечены солидарным поручительством «АИЖК»
Кроме того, уточнены требования к отдельным видам ценных бумаг для включения их в Ломбардный список Банка России или исключения из него. Указание Банка России от 27 ноября 2008 г. № 2134-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России» дополнено положением, в соответствии с которым для включения в Ломбардный список Банка России облигаций юридических лиц – резидентов Российской Федерации, в том числе биржевых облигаций, а также акций юридических лиц – резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями, должны соблюдаться следующие условия:
5. В январе 2009 г. территориальные
учреждения Банка России
В соответствии с Положением № 329-П на
Фондовой бирже ММВБ совершаются сделки
по покупке Банком России (продаже кредитной
организацией) ценных бумаг с обязательством
Банка России по обратной продаже (обязательством
кредитной организации по обратной покупке)
ценных бумаг того же выпуска в том же
количестве по истечении определенного
условиями такой сделки срока. Сделки
совершаются с акциями и облигациями,
включенными в Ломбардный список Банка
России и допущенными к обращению на Фондовой
бирже ММВБ.
6. Для нормализации ситуации в финансовой
системе важнейшей задачей также является
повышение капитализации банковского
сектора. Капитал традиционно играет роль
«буфера», компенсируя текущие потери
банка. Без повышения уровня капитализации
кредитных организаций невозможно поддержание
устойчивого темпа кредитования российской
экономики и покрытие принятых рисков,
недооцененных банками в период активной
экспансии.
В текущих условиях важным источником
роста капитала банков являются субординированные
кредиты.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных
мерах по поддержке финансовой системы
Российской Федерации» в рамках антикризисного пакета субординированные
кредиты предоставлены ряду крупных банков
В результате реализации указанных мер
величина капитала банковского сектора
за ноябрь 2008 г. увеличилась на 9,2% (в декабре
тенденция увеличения капитала сохранилась:
без учета Сбербанка России он увеличился
на 3,2% против 7,0% в ноябре). Показатель достаточности
капитала увеличился с 15,5% на 1 января 2008
г. до 16,3% на 1 декабря 2008 года.
В отношении банков, не имеющих достаточной
ликвидности для своевременного удовлетворения
заявленных требований вкладчиков и кредиторов
и объем обязательств, которых существенно
превышает объем активов в их реальной
оценке, Банком России совместно с государственной
корпорацией «Агентство по страхованию
вкладов» (АСВ) проводится работа по предотвращению
банкротства таких кредитных организаций
на основании Федерального закона «О дополнительных
мерах для укрепления стабильности банковской
системы в период до 31 декабря 2011 года».
В соответствии с указанным законом АСВ
вправе оказывать финансовую помощь лицам,
приобретающим в соответствии с согласованным
планом участия АСВ в предупреждении банкротства
банка акции (доли в уставном капитале)
банка в размере, позволяющем определять
решения банка по вопросам, отнесенным
к компетенции общего собрания его учредителей
(участников). На 1 января 2009 г. сумма предоставленных
Банком России кредитов АСВ в соответствии
с указанным законом для осуществления
мероприятий по предупреждению банкротства
отдельных кредитных организаций составила
114,3 млрд. рублей.
7. В феврале 2009 г. был принят Федеральный закон от 28.02.2009
№ 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О банках и банковской деятельности»,
предусматривающий, в частности, необходимость
достижения действующими банками требуемого
размера собственных средств (капитала)
не менее 90 млн. руб. к 01.01.2010 г. и 180 млн.
руб. к 1 января 2012 г. Принятие законодательных
мер, направленных на повышение требований
к размеру собственных средств (капитала)
кредитных организаций, послужит стимулом
для реорганизации банков, которые не
имеют ресурсов для увеличения собственных
средств (капитала), в форме слияния и присоединения,
а также ухода с рынка банковских услуг
кредитных организаций, не имеющих перспектив
развития.
8. Дополнительные меры по упрощению реорганизационных
процедур предусмотрены Указанием Банка России «О
внесении изменений в Инструкцию № 109-И
«О порядке принятия Банком России решения
о государственной регистрации кредитных
организаций и выдаче лицензий» и Указанием Банка России «О
внесении изменений в Положение № 230-П
«О реорганизации кредитных организаций
в форме слияния и присоединения».
Предусматривается, в том числе, сокращение
до 1 месяца срока рассмотрения документов
для государственной регистрации кредитной
организации, создаваемой в результате
слияния, за счет направления их непосредственно
в центральный аппарат Банка России (минуя
его территориальное учреждение).
9. Для минимизации воздействия падения
фондового рынка на финансовые результаты
Банк России предоставил кредитным организациям
право разового изменения учетной политики
в 2008 г., в том числе позволяющее перевести
ценные бумаги из торгового в инвестиционный
портфель с целью предотвращения фиксации
убытков от падения рыночной стоимости
ценных бумаг в случае намерения банка
удерживать бум.
10. В рамках комплекса
антикризисных мер Банк России
временно смягчает требования
по формированию кредитными
11. В части усиления
контроля за использованием
12. В ряде случаев Банк России изменил порядок и критерии оценки доходности банков. Анализ применения Банком России Указания от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» показал, что в условиях мирового финансового кризиса и экономического спада использование показателей оценки доходности для оценки экономического положения банков в некоторых случаях может вести к получению содержательно некорректных результатов общей оценки экономического положения банков.
Информация о работе Перспективы развития кредитной системы России