Перспективы развития кредитной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение кредитной системы государства. Мы поставили следующие задачи: описать состав, механизмы функционирования и основные функции кредитной системы государства; рассмотреть эволюцию и современную ситуацию банковских систем, функционирование специализированных небанковских кредитных институтов; выделить особенности развития банковских систем и небанковских кредитных институтов в РФ, а также изучить современные тенденции в развитии кредитной системы Российской Федерации и. Все исследования проведены в рамках 2008-2009 года. В ходе работы мы пользовались методами анализа, индукции, дедукции, а также абстрактно-логический, графический и табличный методы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………4
1.Теоретические аспекты развития кредитной системы в РФ
1.1. Понятие кредитной системы…………………………………………...5-6
1.2.Механизм функционирования кредитной системы………………….7-10
1.3. Типы кредитных систем……………………………………………...11-15
2. Анализ развития кредитной системы
2.1. Особенности кредитной системы России…………………………..16-18
2.2. Анализ состояния кредитной системы России в условиях кризиса 2008- 2009гг………………………………………………………………………...19-21
2.3. Развитие кредитной системы РФ в период кризиса 2008 – 2009 гг..22-31
3. Перспективы развития кредитной системы России……………………32-35
3.1. Современные аспекты и стратегия развития кредитной системы….36-41
Заключение…………………………………………………………………..42-44
Список использованных источников………………………………………45-46

Файлы: 1 файл

1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Для урегулирования сложившейся  негативной ситуации Банком России принято  решение о введении до 31 декабря 2010 г. моратория на использование  результатов оценки доходности при  осуществлении классификации банков.

13. Совет директоров  Банка России принял решение повысить отчисления в Фонд обязательных резервов (ФОР) в четыре этапа: 1 мая, 1 июня, 1 июля и 1 августа по 0,5 процентного пункта вместо того, чтобы осуществить это в два этапа: с 1 мая и с 1 июня, как планировалось ранее (январь 2009 г.). Состояние банковского сектора в настоящее время таково, что повышение нормативов обязательного резервирования не приведет к существенным сложностям.

Таким образом, принципиальное решение о необходимости повышения этих значений остается в силе, но это произойдет несколько медленнее, что удобно для кредитных организаций.

14. В целях расширения  возможностей кредитных организаций  по управлению краткосрочной  ликвидностью в иностранной валюте  Банк России с 1 декабря 2008 г.  заключает договоры корреспондентского  счета с кредитными организациями в долларах США и евро. На данном этапе на этих счетах находятся достаточно значительные суммы.

 

 

 

3. Перспективы развития кредитной системы России

Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся в 2008 - 2009гг. с масштабным экономическим кризисом и кризисом кредитной системы в частности. Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов, происходивших как в самой стране, так и (в большей части) за ее пределами, последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому, что мы имеем сейчас. 
В 2008 г. инфляция снова выросла вследствие мягкой денежно-кредитной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Это существенно увеличивало совокупный спрос в экономике и привело к кредитному буму. Прирост кредитов строительству составил на 1 октября 2007 г. 85,8%, а на 1 октября 2008 г. — 54%, транспорту и связи — соответственно 81,5 и 38,2%. Поддержание таких темпов кредитования в длительном периоде невозможно, поскольку в результате возникает кредитный пузырь. Кредитный бум в среднесрочной перспективе может натолкнуться на снижение кредитоспособности заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно приводит к «жесткой посадке» перегретых отраслей и невозврату кредитов, ухудшению кредитного портфеля банков. При инерционном наращивании кредитов заметное снижение стабильности пассивной базы вызывает острую нехватку ликвидности. Ситуацию в реальном секторе также осложняет рост процентных ставок. Высокая стоимость ресурсов для предприятий кроме инфляционного фактора определяется тем, что рынок сигнализирует о существенном уровне неопределенности: вновь произведенные товары и услуги могут быть не востребованы. В результате кредитами могут воспользоваться только производства с высокой доходностью или быстрой отдачей. 
С кредитными ставками выше 15% российские банки работали до 2003 г. Именно тогда наша страна перешла к экономическому росту. Но эти ставки были приемлемы только для ограниченного числа отраслей с быстрой отдачей. Условия для развития базовых отраслей промышленности возникают только на основе снижения инфляции и ставок кредита. При достижении равновесного курса дополнительное накачивание экономики денежными средствами может снова привести к избытку ликвидности и дополнительному росту инфляции, а задача создания «длинных» денег вновь отодвинется на несколько лет. Это означает, что одно из важнейших условий для обеспечения долгосрочного роста — контроль над инфляцией. Поэтому в ведущих странах низкая инфляция выступает главным индикатором экономической политики. Таким образом, политика Банка России по повышению ставок в экономике оправдана. Другие страны снижают ставки, поскольку у них очень высок риск сильной дефляции. 
В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб., Банку России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств.  
Важным шагом по оздоровлению кредитных организаций, затронутых кризисом, является установление контроля над ними. Главным направлением рекапитализации является списание с баланса банков убыточных операций и пополнение их капиталов за счет средств государства. Начиная с сентября 2008 года, в России уже было совершено несколько операций покупки проблемных банков финансовыми структурами, приближенными к государству. Кроме того, на поддержание банковской системы была пущена значительная часть распакованных золотовалютных резервов страны. 
Возникает закономерный вопрос: если чрезмерная склонность частных банков к рискам, в конечном счете привела к кризису и потребовала чрезвычайных мер со стороны государства, не следует ли взять курс на повышение его роли как финансового посредника? 
Опыт ряда стран позволяет дать обоснованный ответ на этот вопрос. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что частные банки существенно более эффективно, чем государственные, распределяют финансовые ресурсы в экономике, имеют меньшую маржу (разность между стоимостью привлеченных и предоставленных кредитных ресурсов) и, более того, снижают степень финансовой нестабильности (в том числе вероятность банковского кризиса). Вот почему многие страны стремятся приватизировать свои банки. Анализ подтверждает, что после приватизации показатели эффективности банков существенно улучшаются.

Таким образом, хотя государство  вынуждено активно вмешиваться  в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.

При разработке антикризисных  программ необходимо учитывать накопленный  мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний. 
Также необходима девальвация рубля.  Удержание курса рубля, с одной стороны, истощает резервы, которые могут пригодиться в скором будущем, с другой - сдерживает рост конкурентоспособности российских производителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Укрепление доллара избежать не удастся, но лучше, чтобы это произошло быстро, поскольку это сформирует новые правила взаимоотношений участников рынка. Пока все выжидают, на какой отметке остановится курс доллара к рублю, не предпринимая каких-либо серьезных действий. Стоит кредитный рынок, в частности, рынок рублевых кредитов. Как только ситуация с курсом рубля стабилизируется, банки смогут возобновить кредитование, понимая новые правила игры и будущий валютный курс. 
Если не произойдут разрушительные внутренние или внешние политические катаклизмы, российская кредитная система имеет перспективы возрождения и дальнейшего успешного развития, поскольку даже в современной кризисной обстановке немало кредитных институтов, преодолевая трудности, добиваются хороших результатов.

Кредитная система может  и должна стать реформатором отечественной экономики, помогая ей интегрироваться в мировые рыночные связи.

 

 

3.1. Современные  аспекты и стратегия развития  кредитной системы

Кредитно-банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и  обращения шло параллельно и  тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная кредитно-банковская система - это сфера многообразных  услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших экономических задач.

В механизме функционирования банковской системы государства  большая роль принадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки - это старейшая  и наиболее массовая группа кредитных  учреждений, выполняющих большинство  финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике.

Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных  секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных  ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчет на обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и другие.

Сегодня коммерческий банк способен предложить своим клиентам до 200 разнообразных продуктов и услуг. Такая широкая диверсификация операций позволяет коммерческим банкам сохранять своих клиентов и оставаться прибыльными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре.

Убытки одних операций перекрываются прибылями других, которые в данной ситуации имеют для выполнения их благоприятные условия, не случайно во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки остаются главным операционным звеном кредитной системы. Они показывают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитно-денежного рынка.

В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря  их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении  бесперебойного денежного оборота  и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления.

Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономике.

Напомним, что на сегодняшний  день в России действует около 1200 банков. Эксперты полагают, что с  восстановлением зарубежных рынков капитала темпы роста потребительского кредитования в РФ вновь вырастут до высоких значений. Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты.

К положительным можно  отнести:

- получение банками  стабильно высокой прибыли;

- увеличение объема  продаж торговыми организациями  и автосалонами;

- увеличение покупательской  платежеспособности;

- увеличение клиентской  базы, как для банков, так и  для торговых организаций;

К отрицательным:

- повышенные риски  невозвратности денежных средств,  для банков;

- значительные переплаты  за товар, который покупает клиент.

Тем не менее, реализация потребительского кредитования несет  для экономики страны больше положительных  тенденций, нежели отрицательных.

Однако, сохранение кредитования в тех формах, которые оно носит  сейчас весьма проблематично. В настоящее время стало реализовываться нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт; развита инфраструктура принятия пластиковых карт к оплате (большое количество POS-терминалов, банкоматов).

Кредитование частных  лиц сегодня является самым перспективным  направлением с точки зрения развития банковского бизнеса в России. Рынок крупных корпоративных клиентов сильно насыщен, а предоставление ссуд малому бизнесу для финансовых институтов пока не слишком привлекательно - в частности, из-за непрозрачности малых предприятий и законодательных барьеров.

Рынок кредитования частных  лиц растет очень быстро. Однако по мере роста рынка потребительских  кредитов повышается и процент просрочки. До той поры, пока кредитный портфель растет быстро, проблемные долги могут  составлять незначительную часть предоставленных ссуд. Но бурный рост не будет бесконечным, и в определенный момент просрочка может оказаться серьезной проблемой для банков, активно развивающих розницу.

Глава правительства  Владимир Путин 20 января 2009 года подписал стратегию развития финансового рынка на период до 2020 года,  подготовленную Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).  
Целью Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в РФ.  
До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

  • повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
  • обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
  • формирование благоприятного налогового климата для его участников;
  • совершенствование правового регулирования на финансовом рынке
  • и т.д.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется: 
внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка; создание возможности для секьюритизации широкого круга активов; повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается: унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка; создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры; создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента; повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

Задача по формированию благоприятного налогового климата  для участников финансового рынка  должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Информация о работе Перспективы развития кредитной системы России