Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:39, лекция
1. Московский финансово-экономический институт НКФ РСФСР (1919 - 1921)
2. Московский промышленно-экономический институт (1919 - 1929)
3. Воссоздание Московского финансово-экономического института НКФ СССР (1930 - 1934)
4. Московский учетно-экономический и Московский кредитно-экономический институты Госбанка СССР (1931 - 1941)
5. Финансово-экономические вузы в годы Великой Отечественной войны
В отличие от других вузов того времени, МФЭИ не имел предшественников, был организован без опоры на какую-либо основу в виде коммерческого учебного заведения, существовавшего еще до революции. Хотя институт просуществовал неполных три года, он внес заметный вклад в становление финансово-экономического образования. МФЭИ выполнил задачу подготовки кадров и повышения квалификации первых советских работников Наркомфина, губернских и уездных финансовых органов в условиях гражданской войны и политики, направленной на создание безденежного хозяйства.
Закрытие МФЭИ было неоправданной мерой. Возрождение «правильной» финансовой политики в 1922 г. диктовало свои условия. Финансово-экономическое образование оказывалось важным фактором в восстановлении страны из разрухи. В марте 1922 г. при Наркомфине были созданы центральные курсы по подготовке финансовых работников, просуществовавшие до 1941 г.
(1919 – 1929)
Утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе» заложило новые принципы организации образования. Оно становилось бесплатным, внедрялись элементы самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство. Все частные и общественные учебные заведения дореволюционной России становились государственными, а их капиталы насильственно перешли в собственность новой власти. Менялось ведомственное подчинение. Так, коммерческие институты, высшие курсы и училища были переданы в подчинение Наркомату торговли и промышленности (НТиП), который в соответствии с коммунистической идеологией изменил их названия. Провозгласив торговлю спекуляцией, новая власть отказалась от употребления термина «коммерция», ассоциировавшегося с наживой, получаемой купцами и фабрикантами. Бывшие коммерческие училища стали назваться промышленно-экономическими или народнохозяйственными.
В Москве еще с конца XIX в. одним из самых известных и по уровню преподавания близкого к высшему учебному заведению было Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества. То как сложилась его судьба в первые послереволюционные годы, вскрывает особенности становления советского финансово-экономического образования.
В 1918 г. связи с началом учебного года учебный отдел НТиП обсуждал вопрос о бывших коммерческих училищах. Член коллегии Наркомпроса П.И.Шелков, участвовавший в этом заседании, предложил создать из старших классов коммерческих училищ промышленно-экономические группы, а младших учеников рассредоточить по школам второй ступени (средние общеобразовательные). Он заявил, что «если эта реорганизация не будет проведена к началу учебного года, обучающиеся в коммерческих училищах распылятся», и ряды финансовых работников не получат пополнения еще долго.
П.И.Шелков, выпускник Московского коммерческого института, не случайно защищал интересы бывших коммерческих училищ. Он еще с 1910-х гг. был известным деятелем в области коммерческого образования. Предложение П.И.Шелкова было принято. Тогда же, в сентябре 1918 г. старшие классы бывшего Александровского коммерческого училища были реорганизованы в промышленно-экономические группы, а в октябре – в промышленно-экономический техникум. Он управлялся Советом, в который наряду с деканами входили представители от преподавательского состава, слушателей и профсоюзов. На этом реорганизация не прекратилась. В 1919 г. техникум, созданный на основе Московского Александровского коммерческого училища был преобразован в Московский практический промышленно-экономический институт. Первым ректором МПЭИ стал П.И.Шелков.
Повышение статуса этого учебного заведения
обуславливалось тем, что учебные программы,
состав преподавательского корпуса (в
основном университетские профессора),
уровень подготовки соответствовали вузу. Важной особенностью,
приближавшей практические институты
к вузам, являлось право профессорско-
Московское Александровское коммерческое училище сыграло роль связующего звена в передаче учебно-методических и, в известной степени, научных традиций дореволюционных коммерческих училищ советской системе финансово-экономического образования. Это был один из способов преобразования дореволюционных учебных заведений финансово-экономического профиля в советские. Так, на примере одного из предшественников современной Финакадемии мы видим, что финансово-экономические вузы первого послеоктябрьского десятилетия создавались не на пустом месте. Подтверждением этому служат слова П.И.Шелкова, неоднократно заявлявшего, что «промышленно-экономические практические институты возникли из бывших коммерческих учебных заведений, в которых новейшие методические течения в педагогике особенно быстро учитывались и воспринимались».
МПЭИ стал тем институтом, где финансово-экономическое образование получило дальнейшее развитие в эпоху нэпа. В отличие от МФЭИ, положение Московского практического промышленно-экономического института, имевшего прочные исторические корни, сохранившего в тяжелые годы военного коммунизма «чутких и восприимчивых ко всякого рода методическим нововведениям» преподавателей, и открытого для более широкого состава слушателей, и потому более многолюдного, упрочилось. Его статус повысился с началом либерализации экономической жизни, легализации товарно-денежных отношений, восстановления бюджетной и налоговой политики, банковской системы. Необходимость широкого распространения промышленно-экономических знаний и скорейшей подготовки бухгалтеров, товароведов, экономистов, статистиков, коммерческих агентов и т.п. становилась очевидной на всех уровнях государственной власти. Выдвинулась также в качестве насущной задача подготовки руководителей для промышленности и центральных финансовых органов.
Решающими в судьбе МПЭИ стали 1923 – 1925 гг. Именно тогда он превратился в один из ведущих московских вузов. Подчиняясь распоряжениям правительства и Наркомпроса, руководство МПЭИ предприняло шаги по созданию планов и учебных программ для 3-х и 4-х годичных курсов обучения, а также условия приема, которые предусматривали обязательное успешное участие во вступительных экзаменах. Создание «Правил приема» означало серьезный шаг по упорядочению и улучшению подготовки студентов по сравнению с 1918 – 1920 гг., когда действовал декрет Совнаркома о праве любого быть принятым в любой вуз без какого-либо свидетельства об образовании. Начиналась новая эпоха не только в экономической, но и образовательной политике. Радикализм, свойственный Наркомпросу в первые послеоктябрьские годы, уступал место трезвому отношению к организации учебно-методической работы институтов, хотя идеологический контроль усиливался. «Дальнейшие упущения в этой области могут, - признавался Наркомпрос, - чрезвычайно губительно отразиться на подготовке соответствующего кадра работников, не только обладающих специальными знаниями», но безусловно преданных партии и проводящих ее политику».
23 апреля 1923 г. руководство МПЭИ
обратилось в Наркомфин с
Главная работа по превращению в вуз заключалась в создании новых типовых учебных планов и программ совместно с Главпрофобром. С 1925 г. на первом курсе студенты всех отделений получали подготовку по базовым дисциплинам на основе новых программ. В 1921 г. ЦК РКП(б) ставил в одном из своих писем перед партийными организациями вузов цель подчинить идеологическому контролю содержание преподавания финансово-экономических дисциплин. Работа по внедрению марксистской теории в преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин с тем, чтобы «пропитать своим идейным влиянием самую работу школы» широко развернулась в МПЭИ.
Из специальных предметов в качестве общих для всех циклов читались экономические дисциплины – учение о народном хозяйстве, история хозяйственного развития в новое время, энциклопедия промышленности, экономическая география, учение о праве и государстве, счетоведение, элементы высшей математики, финансовые вычисления. Специализация осуществлялась на втором и третьем курсах. По традиции, шедшей от дореволюционных коммерческих институтов, существовал еще и педагогический цикл, дававший право преподавать специальные дисциплины в техникумах и практических институтах. Наряду с лекциями проводились семинары и практика на предприятиях.
Значительное участие в судьбе МПЭИ принимал Наркомфин. С 1921 г. институт отчитывался не только Наркомпросу, но и главному финансовому ведомству страны, так как получал субсидии для финансового цикла. В одном из сохранившихся приказов НКФ отмечалось, что «2 млн. руб. назначаются Московскому промышленно-экономическому институту…За счет ассигнуемой суммы должна быть произведена выдача стипендий его слушателям…В остальной части ассигнованная сумма предназначается на улучшение постановки финансового цикла в институте». На основании двухлетнего опыта финансирования МПЭИ в 1923 г. Наркомфин разработал «Положение о субсидировании НКФ вузов, ставящих своей задачей подготовку финансовых работников». Этот документ узаконил права Наркомфина на участие в управлении институтами, получавших от него кредиты. Предусматривалось, что в Совет вуза будет входить один представитель НКФ, который следил за соответствием учебных программ требованиям Наркомфина к подготовке специалистов. Представителем НКФ до 1928 г. в институте был К.К.Шмаков. Кроме него в вуз пришли в качестве преподавателей ведущие сотрудники Наркомфина – Ф.А.Меньков (финансовая политика), С.А.Иверонов (техника податного обложения), В.А.Ржевский (местные финансы и коммунальное хозяйство), С.Т.Кистинев (банковское дело), Д.А.Лоевецкий и Л.Н.Юровский (деньги и кредит), Н.А.Падейский (организация финансовых учреждений), А.Н.Дорошенко (организация мелкого кредита).
В середине 1920-х гг. о потребности в выпускниках МПЭИ заявляли не только НКФ, но и Наркомат торговли и промышленности, Наркомпрод, ВСНХ, ВЦСПС, Наркомпуть, Наркомвнешторг, Центросоюз. С целью удовлетворения этих запросов летом 1925 г. МПЭИ был преобразован в институт с двумя факультетами – торгово-промышленным и экономическим (финансовым). Финансовый факультет был создан на основе финансового цикла, существовавшего в МПЭИ с 1921 г., когда ему был передан после расформирования МФЭИ.
Тогда же окончательно сложилась организационная структура Московского промышленно-экономического института. Во главе стоял ректор, на этот пост был назначен В.И.Вегер, специализировавшийся в области права и учения о социалистическом государстве. Проректором института стал П.И.Шелков. Они оба занимали свои должности до 1929 г., когда были репрессированы. Деканом торгово-промышленного факультета был назначен известный в то время деятель, главный редактор «Торгово-промышленной газеты» М.А.Савельев. Как вспоминал Н.В.Валентинов, у М.А.Савельева «вкус к экономике, в особенности к конкретным экономическим вопросам, а не абстрактной идеологии…совершенно отсутствовал». Большую часть работы выполнял заместитель декана профессор А.М.Фишгендлер.
Финансовому факультету в этом отношении повезло больше. С марта 1926 г. в нем преподавал Л.Н.Юровский, выдающийся ученый, начальник финансово-экономического отдела и член коллегии Наркомфина, один из авторов и проводников денежной реформы нэпа. В 1927 г. он был утвержден профессором, членом правления вуза, а затем и деканом финансового факультета. На следующий год он был утвержден профессором Ленинградского политехнического института по кафедре финансовых наук. Заместителем Л.Н.Юровского стал его коллега по Наркомфину, известный в то время специалист по финансам Д.А.Лоевецкий. На финансовом и промышленном факультетах в 1925 – 1927 гг. вел занятия ученый с мировым именем, основатель и руководитель Конъюнктурного института Н.Д.Кондратьев.
1925 – 1928 гг. ознаменованы расцветом
МПЭИ. Это объясняется не только
разрешением проблем с
Однако в недрах нэпа зрела эпоха «великого перелома», «чисток», сталинских репрессий. Террор подавил жизнь государства и общества, почти уничтожил научную и культурную жизнь. Не обошла судьба и МПЭИ. Одним из симптомов грядущих перемен стало установление шкалы социальных привилегий при поступлении в институт. Социальный состав слушателей регулировался из соображений «орабочения» их состава. В первую очередь преимуществами пользовались слушатели рабфаков, рекомендованные партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями и командированные из Красной Армии для продолжения образования. Во вторую очередь принимались окончившие подготовительные курсы при институте, в третью – все остальные. Тогда же стали предоставляться преимущественные права при поступлении в институт по партийному признаку. Разверстку о принятии в вуз слушателей, командированных центральными ведомствами, «спускал» Главпрофобр. Так в МПЭИ в середине 1920-х гг. обучалось примерно 550 – 600 человек, а его партийно-комсомольская прослойка составляя около 340 – 350 человек, т.е. более 60% учащихся. Процесс «орабочения» студенческой среды стал неотъемлемым элементом политики эпохи первых пятилеток.