Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:32, лекция
Планирование закупочной деятельности является важнейшей задачей комплексного планирования бюджетной организации. Планирование потребности в товарах производится на основе той деятельности, которую бюджетная организация осуществляла в предшествующем году, и с учетом тех новых задач, которые ставятся перед ней на предстоящий год.
1. Планирование расходов бюджетной организации
2 .Планирование закупочной деятельности.
3. Планирование конкурентоспособности продукции.
— потребность к завозу, которая показывает, сколько материалов должно получить предприятие из внешних источников.
После определения потребностей составляют материальный баланс. В общем виде материальный баланс представляет следующее равенство:
Пп.п + Пр.э + Пкап + П3 = Оож + М + 3,
где Ппп — потребность на производственную программу; Пр.э — потребность на ремонтно-эксплутационные нужды; Пкап — потребность на капитальное строительство; Пз — потребность на образование производственных запасов; М — величина мобилизации внутренних ресурсов; З — величина завоза (поставки) материалов со стороны; Оож — ожидаемый остаток на начало планового периода.
Оож = Оф + Пож - Рож,
здесь Оф — фактический остаток на начало месяца, в котором разрабатывается план МТО; Пож — ожидаемое поступление материала до конца года; Рож— ожидаемый расход материала за этот же период.
Материальные балансы
Исходными данными для определения потребности в материальных ресурсах являются планируемый объем выпуска продукции, услуг; информация о конъюнктуре на рынке сырья и материалов, цены; прогрессивные нормы расхода материальных ресурсов; анализ расхода материальных ресурсов в отчетном периоде; планы технического и организационного развития, капитального строительства; остатки ресурсов на складах организации.
При планировании потребностей в материальных ресурсах используются различные методы расчета:
Их выбор определяется особенностями потребляемых ресурсов и наличием соответствующей информации.
Нормативный метод основан на установлении потребности на основе норм расходов ресурсов/затрат (на 1 кв. м, 100 км. пробега, 1 человека, 1 койку, 1 учреждение и т.д.).
Статистические методы используются при отсутствии полной информации. При этом делается прогноз развития будущего на основе показателей прошедшего периода (методы экстраполяции, математической статистики, теории вероятностей, регрессионный анализ).
Эмпирические методы вытекают из наблюдений состояния рынков сбыта и закупок, а также знаний и опыта специалистов.
Таким образом, выбор метода определения потребности в материальных ресурсах зависит от особенностей используемых ресурсов, места и целей их потребления, а также от наличия и объемов имеющейся информации.
Вопрос 3. Планирование конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность товара или услуг, выпускаемых организацией, является одной из главных составляющих его на рынке.
Конкурентоспособность – это способность товара удовлетворять конкретные потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность товара требует количественных оценок, что позволит управлять ее уровнем. Существует два подхода к оценке конкурентоспособности: с позиции производителя и с позиции потребителя.
Производителя интересует величина дохода, приносимого товаром на всех стадиях жизненного цикла:
Dt = nt ∙ dt,,
,
где Dt – прибыль от реализации товара в единицу времени; nt – объем продаж в единицу времени; dt – прибыль от реализации единицы товара.
Общая доходность товара выразится суммой полученных доходов за разные интервалы времени.
Потребитель в своем выборе руководствуется другими критериями – это полезность и цена товара. Полезность или качество товара определяются его техническими параметрами (безотказность, безопасность, ремонтопригодность, нормативный срок службы, эстетичность, дизайн, эргономичность, экологичность, стандартизация и унификация) и технико–экономическими параметрами (материалоемкость, энергоемкость, удобство использования, совместимость и взаимозаменяемость).
Стоимостные параметры товара относят к экономическим показателям – это затраты на приобретение (цена) и затраты на эксплуатацию товара.
Для анализа конкурентоспособности можно использовать метод, основанный на сравнении качественных (технических или технико-экономических) и стоимостных параметров товара.
Показатель конкурентоспособности (К) определяется по формуле:
К=
где Т – показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; Э – показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Конкурентоспособность товара по техническим параметрам, в свою очередь, определяется по следующей формуле:
T=
где Pi – абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого товара; Pi0 – абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базисный (т.е. за образец сравнения); Li – коэффициент весомости i-го показателя (определяется экспертным путем); n – число технических параметров, интересующих потребителя.
Показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам рассчитывается по формуле:
Э=
где Цi – цена потребления оцениваемого товара; Ц0 – цена потребления конкурентного товара, принятого за базовый образец.
Чем выше значение Т, тем выше уровень соответствия оцениваемого товара запросам потребителя. Чем выше значение Э, тем в меньшей степени товар отвечает запросам потребителя.
Таким образом, соотношение технических и экономических параметров может характеризовать уровень конкурентоспособности товара на рынке.
Показатель конкурентоспособности может быть использован для целей определения конкурентоспособности товара для производителя. Только цену товара необходимо заменить затратами, связанными с его производством и реализацией. Конкурентоспособность товара можно оценивать, применяя экспертные методы. При этом оценку осуществляют обычно по четырем главным факторам: качество товара (КТ); цена товара (ЦТ); качество сервиса товара (КС); эксплуатационные затраты на использование товара (ЭЗ).
Чаще всего, для оценки конкурентоспособности товара создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов не менее пяти человек. Оценка может быть как внутренней, проводимой специалистами предприятия, так и внешней, проводимой независимой организацией.
Эксперт дает оценку каждого фактора от 1 (наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Наименее конкурентоспособный товар получает 4 балла, наилучший товар – максимум 20 баллов.
Для повышения точности оценки предлагается взвешивать важность каждого фактора конкурентоспособности. При этом факторам присваиваются следующие веса: качеству товара – 4, цене – 3, качеству сервиса – 2 и эксплуатационным затратам по использованию товара – 1 балл. Последний фактор оценен в 1 балл, т.к. эксплуатационные затраты во многом определяются качеством товара и его сервиса.
Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет рассчитываться по формуле:
Кт =
где Кт – конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); n – количество экспертов; Бij – экспертная оценка i – м экспертом j - го фактора конкурентоспособности товара; аj – весомость j – го фактора (от 4 до 1); 5 – максимальная оценка фактора.
______________________________
Тестовые задания:
1. Методы планирования бюджетных расходов:
2. Нормы, установленные для бюджетной организации правительством или территориальными органами власти, являются:
3. Социально-экономическое назначение расходов бюджетных организаций заключается в:
4. При формировании расходов бюджетной организации не учитываются:
6. Расходы бюджетных организаций обеспечивают:
7. Процесс планирования закупки товара начинается с:
8. Количество материалов, которое необходимо получить из внешних источников, - это:
9. Конкурентоспособность товара определяется:
Практическое задание
Задача 1. Списочная численность работников предприятия составила:
С 1-го по 5-е число – 35 человек;
С 8-го по 9-е число – 34 человека;
С 10-го по 12-е число – 35 человек;
С 15-го по 18-е число – 34 человек;
19-го числа – 36 человек;
С 22-го по 26-е число – 35 человек;
С 29-го по 30-е число – 36 человек;
6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28 числа месяца – выходные.
Спрогнозируйте
Примечание.
Среднесписочная численность
Списочное число работников в выходные дни равно списочному числу предыдущего рабочего дня.
______________________________
______________________________
Задача 2.
Информация о работе Планирование расходов и закупочной деятельности бюджетной организации