Платежная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в выявлении недостатков существующих в Российской Федерации форм безналичных расчетов и формировании путей по их преодолению.
Для достижения цели дипломной работы поставлены задачи:
исследовать роль платежных систем в экономике;
провести анализ форм безналичных расчетов применяемых Банком России и другими участниками платежных систем;
исследовать иностранный опыт применения безналичных расчетов;
предложить механизм совершенствования безналичных расчетов в отечественной практике.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Роль безналичных расчетов в платежной системе РФ. 6
1. Понятие платежной системы Российской Федерации. 6
2. Безналичные расчеты в платежной системе Российской Федерации. 13
3. Проблемы развития системы безналичных расчетов в РФ. 21
Глава 2. Анализ проведения безналичных банковских расчетов в платежной системе Российской Федерации. 28
1. Анализ безналичных расчетов, проводимых Банком России. 28
2. Анализ безналичных расчетов платежной системы коммерческих банков. 37
3. Корреспондентские отношения. 46
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в платежной системе Российской федерации, исходя из стратегии развития. 47
1. Необходимость создания и развития национальной платежной системы. 47
2. Совершенствование платежной системы Банка России. 54
3. Применение зарубежного опыта в совершенствовании безналичных расчетов в платежной системе Российской Федерации. 62
Заключение. 71
Список литературы: 74

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.docx

— 544.34 Кб (Скачать файл)

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных  организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных  организациях, осуществляющих расчетные  операции;

4) счетов межфилиальных  расчетов, открытых внутри одной  кредитной организации.

Списание денежных средств  со счета осуществляется на основании  расчетных документов, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и  их клиентами. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством:

1) списание по исполнительным  документам для удовлетворения  требований о возмещении вреда,  причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании  алиментов;

  2) списание по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда;

  3) списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов, по оплате;

4) списание по платежным  документам, предусматривающим платежи  в бюджет и внебюджетные фонды;

5) списание по исполнительным  документам, предусматривающим удовлетворение  других денежных требований;

Списание средств со счета  по требованиям, относящимся к одной  очереди, производится в порядке  календарной очередности поступления  документов. Ограничение прав владельца  счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством.

На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган  платежной системы возложены  обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов с соблюдением следующих  принципов их организации:

1) правовой режим осуществления  расчетов и платежей;

2) осуществление расчетов  по банковским счетам.

3) поддержание ликвидности  на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей;

4)  наличие акцепта  (согласия) плательщика на платеж.

5) срочность платежа;

6) контроль всех участников  за правильностью совершения  расчетов, соблюдением установленных  положений о порядке их проведения.

Классификация  и формы безналичных расчетов.

В современной экономике  нет единой классификации безналичных  расчетов. В экономической литературе существует много оснований для выделения групп безналичных операций, наиболее распространенными среди которых являются следующие (приложение 3):

    1. вид расчетного документа,
    2. способ организации платежей,
    3. характер экономических связей,
    4. состав участников.

В соответствии с Положением Банка России №2-П от 3.10.2002 г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» существуют следующие формы безналичных расчетов:

    1. расчеты платежными поручениями (приложение 4);

2)  расчеты по аккредитиву (приложение 5);

3) расчеты чеками (приложение  6);

4) расчеты по инкассо (приложение 7);

5) а также расчеты в  иных формах, предусмотренных законом,  установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В современных условиях роль привычных форм безналичных расчетов значительно снизилась, с увеличением  объемов платежей, скорости документооборота все большее распространение  получают такие формы платежных  инструментов, как:

1) кредитовые переводы (около  55% от общей доли используемых  платежных инструментов по количеству  платежей и 97% по объему);

2) прямые дебеты (3,6 и 0,6%);

3) платежные карты (18% и  0,3%):

а) расчетные (дебетовые) карты (91,6% от общего числа карт);

б) кредитные карты (6,8%);

в) предоплаченные карты (1,6%).

4) электронные денежные  средства;

5) банковские ордера (введен  в банковскую практику в 2010 году).

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

В каждой форме расчетов используются специфические расчетные  документы, движение которых определяет документооборот операции. Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

Российским законодательством  предусмотрены следующие расчетные  документы:

1) платежные поручения;

2) аккредитивы;

3) чеки;

4) платежные требования;

5) инкассовые поручения.

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:

1) наименование документа,  число, месяц, год его выписки;

2) наименование плательщика,  номер его счета в банке,  наименование и номер банка  плательщика;

3) наименование получателя  средств, номер его счета в  банке, наименование и номер банка получателя средств;

4) назначение платежа  (в чеке не указывается);

5) сумма платежа (цифрами  и прописью).

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно  подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы принимаются  банками к исполнению в течение  операционного дня банка (операционный день устанавливается, как правило, до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Подводя итоги, можно отметить увеличение доли расчетов в Российской Федерации, проводимых безналичным  способом, что их вызвано преимуществами, такими, как быстрота проведения платежей, наличие большого количества форм и способов безналичных расчетов, удобство.

Получение преимуществ от безналичных расчетов перед наличными  платежами достигается благодаря строгому соблюдению установленных нормативно-правовыми актами принципов расчетов, правил осуществления расчетов и высокой ответственностью лиц, их осуществляющих.

3. Проблемы развития системы безналичных расчетов в РФ

На сегодняшний день перед  системой безналичных расчетов Российской Федерации остро стоит целый  ряд нерешенных проблем:

1) основная проблема –  это создание действенной национальной  платежной системы;

2) большое количество  наличных денег в обращении;

3) медленное и ограниченное  внедрение интернет-банкинга;

4) недоработки в области  системы клиринговых расчетов;

5) проблемы применения  универсальной электронной карты;

6) большое количество  препятствий для мобильных платежей;

7) недостаточная скорость  совершения платежей;

8) отсутствие надежной  системы защиты межбанковских  переводов от несанкционированного  доступа;

9) нехватка высококвалифицированных  банковских кадров, не смотря  на большое количество выпускников  специализированных учебных заведений.

Важность создания национальной платежной системы обусловлена  необходимостью модернизации российской экономики, обеспечения международных  стандартов в рамках членства Российской Федерации в комитете по платежным  и расчетным системам Банка Международных  Расчетов. Кроме того, важным фактором совершенствования платежной системы  является развитие современных информационно-коммуникационных технологий, появления новых участников рынка платежных услуг [32, с. 16-17].

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует  системная правовая база, регулирующая весь комплекс отношений в сфере  функционирования национальной платежной  системы, оно ограничивается регулированием лишь отдельных вопросов. Первый шаг  в этом направлении был предпринят лишь в 2011 году и заключался в принятии Федерального закона «О национальной платежной системе», в котором  четко определены назначение национальной платежной системы, задачи всех ее субъектов, требованиях к деятельности отдельных  операторов.

Объем безналичных платежей в Российской Федерации ежегодно увеличивается, но этот рост значительно отстает от экономически развитых стран. Большое значение в этой проблеме занимает недостаточный уровень развития инфраструктуры обслуживания пластиковых карт. Сегодня практически невозможно одновременно соответствовать технологическим и финансовым условиям организации приема пластиковых карт (определяются международными платежными системами) и эффективно, с выгодой для банка и торгового предприятия размещать точки обслуживания карт там, где население тратит свои деньги.

В России практически отсутствует  упорядоченная правовая система, которая должна была бы регулировать правовые отношения в области электронной коммерции вообще и в сфере финансовых услуг в частности. Нормы действующего законодательства позволяют лишь при определенных условиях построить правильные договорные отношения между продавцом и потребителем интернет-услуг [13, с. 34-35].

Еще одна проблема совершенствования  безналичных расчетов в российских платежных системах – это организация необходимого уровня безопасности. Особенно остро она проявляется при разработке систем on-line сервиса и принятии решения о начале коммерческой эксплуатации. Проблема безопасности часто становится доминирующей, тормозящей развитие интернет-услуги. При решении этой проблемы важно не только правильно оценивать и учитывать риски, связанные с ней, но и не отказываться от перспективного начинания [15, с. 67-69]. Наиболее динамично развивающейся on-line системой в Российской Федерации остается интернет-банкинг, для которого основными недостатками являются следующие:

1) большинство действующих  систем не охватывают весь  спектр банковских операций, некоторые системы ограничены до информационного уровня, лишая клиента возможности проведения каких-либо транзакций;

2) системы электронного  банкинга недостаточно интегрированы:  в банке действуют системы  интернет-банкинга и интернет-трейдинга,  но между собой они практически  никак не связаны;

3) большинство банков  не прибегают к комплексному  введению в действие системы интернет-банкинга: для обслуживания и физических, и юридических лиц.

Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому финансовому рынку требуют создания качественно нового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовых услуг. В этих условиях целесообразно подойти к вопросу модернизации российского законодательства о финансовом рынке с однозначным понимание места финансового рынка в государственной системе управления экономикой, целей и приоритетов его развития, а также качественных и количественных параметров и ориентиров финансового рынка России на перспективу.

Основными причинами недостаточной  капитализации российского финансового рынка являются недостатки клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает возможность возникновения рисков в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами, механизмы управления которыми в настоящее время остаются за пределами законодательного регулирования. Необходимо создать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом и товарном рынках, а также внедрения международных стандартов функционирования этой системы. В то же время в условиях роста глобализации в финансовом секторе российские компании и инвесторы прибегают к ресурсам мировой индустрии финансовых услуг. Чтобы выдержать глобальную конкуренцию и построить в России международный финансовый центр, российский финансовый рынок должен ликвидировать свое отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария.

В настоящее время клиринг не является предметом самостоятельного закона. В то же время отдельное фрагментарное регулирование клиринга и клиринговой деятельности, выражающееся в том, что на каждом из сегментов финансового и товарного рынков складывается различное регулирование сходных отношений. Но даже при этом разобщенном подходе к организации клиринга в банковской деятельности, нормативно-правовая база регулирования представляет собой лишь самые общие положениями о клиринге и клиринговой деятельности, нуждающиеся в значительной конкретизации. Кроме того, за пределами законодательного регулирования остаются механизмы управления рисками при осуществлении клиринга. В результате этого сохраняются высокие риски участников финансового и товарного рынков, что в свою очередь препятствует развитию финансового и товарного рынков Российской Федерации.

Информация о работе Платежная система РФ