Платежная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:00, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в выявлении недостатков существующих в Российской Федерации форм безналичных расчетов и формировании путей по их преодолению.
Для достижения цели дипломной работы поставлены задачи:
исследовать роль платежных систем в экономике;
провести анализ форм безналичных расчетов применяемых Банком России и другими участниками платежных систем;
исследовать иностранный опыт применения безналичных расчетов;
предложить механизм совершенствования безналичных расчетов в отечественной практике.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Роль безналичных расчетов в платежной системе РФ. 6
1. Понятие платежной системы Российской Федерации. 6
2. Безналичные расчеты в платежной системе Российской Федерации. 13
3. Проблемы развития системы безналичных расчетов в РФ. 21
Глава 2. Анализ проведения безналичных банковских расчетов в платежной системе Российской Федерации. 28
1. Анализ безналичных расчетов, проводимых Банком России. 28
2. Анализ безналичных расчетов платежной системы коммерческих банков. 37
3. Корреспондентские отношения. 46
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в платежной системе Российской федерации, исходя из стратегии развития. 47
1. Необходимость создания и развития национальной платежной системы. 47
2. Совершенствование платежной системы Банка России. 54
3. Применение зарубежного опыта в совершенствовании безналичных расчетов в платежной системе Российской Федерации. 62
Заключение. 71
Список литературы: 74

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.docx

— 544.34 Кб (Скачать файл)

Открываемые после заключения договоров  корреспондентские счета подразделяются на несколько видов:

- счета «ностро»;

- счета «лоро»

- «востро».

Записи по счетам «лоро» являются решающими для обеспечения своевременности платежей, начисления процентов. Операции по счетам «ностро» проводятся по методу зеркальной бухгалтерии.

Экономический смысл корреспондентского счета банка - это разновидность депозитного счета до востребования, он, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На счете, главным образом в РКЦ, хранятся временно свободные собственные и привлеченные средства коммерческих банков. Круг отражаемых здесь операций довольно широк.

Во-первых, по кредитно-расчетному, кассовому и иному обслуживанию клиентуры самого банка: перечислению и взысканию денежных средств, обусловленных куплей-продажей товаров и услуг, расчетам с бюджетом по уплате налогов, сборов и пошлин внебюджетными фондами, страховыми компаниями по всем видам страхования. Часть операций обусловлена приемом и выдачей клиентам наличных денег для выплаты заработной платы н премий работающим и для административно-хозяйственных расходов.

Во-вторых, операции по межбанковским займам и депозитам, с ценными бумагами, покупке-продаже валют, перечислению резервных требований.

В-третьих, собственно хозяйственные операции банка, например платежи в бюджет и внебюджетные фонды, управленческие расходы и др. Следует иметь в виду, что каждый банк имеет не один корсчет, а несколько. Отсюда изложенные виды операций распределяются между всеми счетами банка. Характер и число счетов зависят от того, в каких подсистемах межбанковских расчетов задействован коммерческий банк. Организация корреспондентских отношений в банках осуществляется соответствующими отделами, управлениями или секторами в составе операционно-расчетных центров. Необходимо подчеркнуть огромную значимость управления банком своими корсчетами, представляющими, по сути, основу его хозяйственной деятельности.

Динамика расчетов на основании открытых корреспондентских счетов в платежной системе РФ представлена в таблице 3022.

Таблица 30 - Платежи кредитных  организаций, проведенные через  корреспондентские счета в 2008-2010 гг.

Периоды, гг.

Кол-во платежей,

тыс. ед.

Объем платежей,

млрд. рублей

2008

92543,5

55867,5

2009

82772,1

30995,0

2010

155284,0

12057,0


 

Анализ указанных выше данных, представленный в таблице 31, свидетельствует о снижении роли платежей по открытым корреспондентским счетам. Сокращение таких расчетов в платежной системе коммерческих банков в 2010 году по объему составило 18938,0 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом и 43810,5 млрд. рублей по сравнению с 2008. Таким образом, темп прироста объемов платежей был отрицательным и составил -61,10% и -78,42% соответственно. Несмотря на уменьшение объемов расчетов по корреспондентским счетам, их количество в 2010 году превысило показатели 2008 и 2009 гг. и составило 155284,0 тыс. единиц, что на 72511,9 тыс. единиц и на 62740,5 тыс. единиц больше, чем в 2008 и 2010 гг. соответственно.

В рассматриваемом периоде  наблюдалось изменение доли расчетов по корреспондентским счетам в общей  массе расчетов платежной системы  коммерческих банков. Проведенное исследование динамики доли расчетов по корреспондентским счетам представлено в таблице 3223.

Таблица 31 - Анализ динамики расчетов по открытым корреспондентским счетам коммерческими банками в 2008-2010 гг.

Периоды, гг.

Показатели динамики расчетов платежными поручениями в 2008-2010 гг.

Наименование анализируемого показателя

Абсолютный 

прирост цепной,

тыс. единиц

Абсолютный 

прирост базисный,

млрд. рублей

Темп роста

 Цепной, %

Темп роста 

Базисный, %

Темп прироста цепной, %

Темп прироста

Базисный, %

2008

Кол-во платежей

-

-

-

-

-

-

Объем платежей

-

-

-

-

-

-

2009

Кол-во платежей

-9771,4

-9771,4

89,44

89,44

-10,56

-10,56

Объем платежей

-24872,5

-24872,5

55,48

55,48

-44,52

-44,52

2010

Кол-во платежей

72511,9

62740,5

187,60

167,80

87,60

67,80

Объем платежей

-18938

-43810,5

38,90

21,58

-61,10

-78,42


 

Проведенное исследование свидетельствует  о снижении роли расчетов по открытым корреспондентским счетам в системе  расчетов, применяемых коммерческими банками (снижение доли объемов почти в два раза в период 2088-2010 гг. при увеличении количества проводимых расчетов). Таким образом, в 2008-2010 гг. наблюдалось увеличение количества расчетов, но суммы каждой операции уменьшались.

Таблица 32 - Динамика доли расчетов по открытым корреспондентским счетам коммерческими банками в 2008-2010 гг.

Периоды, гг.

Показатели  платежной системы коммерческих банков

Доля расчетов по открытым корреспондентским счетам

кол-во платежей, тыс. единиц

объем платежей, млрд. рублей

доля в общем 

кол-ве, %

доля в общем 

объеме, %

2008

1841449,7

365770,6

5,03

15,27

2009

1780853,3

267566,8

4,65

11,58

2010

1833522,3

158801,0

8,47

7,59


 

Подводя итоги…. 

Глава 3. Совершенствование безналичных  расчетов в платежной системе  Российской федерации

1. Необходимость реформирования платежной системы РФ и

принципы построения национальной платежной системы

Предпосылки создания и развития национальной платежной  системы.

Современная экономика Российской Федерации характеризуется ускоренной модернизацией банковского сектора и финансового рынка, активным их взаимодействием с международным рынком банковских и финансовых услуг, развитием и применением современных информационно-коммуникационных технологий. В сложившихся условиях повышается необходимость создания и развития национальной платежной системы, которое невозможно без современного, комплексного и сбалансированного правового регулирования [38, с. 13-14].

Национальная платежная  система является одним из ключевых компонентов финансовой инфраструктуры экономики, через который формируется общий денежный спрос, поддерживается общественное доверие к национальной валюте как средству платежа, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. Повышенный интерес к национальной платежной системе, кроме того, вызван тем, что эта система, обеспечивая финансовым институтам возможность переводить денежные средства, становится потенциальным каналом, через который финансовые риски могут распространяться не только от одной финансовой организации к другим, но и от одного рынка финансовых активов к другим.

Актуальность формирования национальной платежной системы  сложно переоценить.  Поступательный рост экономики Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в мировую экономическую систему обуславливают высокий уровень требований, выдвигаемых к отечественной финансовой инфраструктуре, в том числе к национальной платежной системе.

Вопрос  о необходимости  создания собственной платежной  системы в Российской Федерации  возник уже давно. Его история  тянется с середины 1990-ых годов, когда  были запущены первые локальные карточные  системы. В 2005 году Центральным Банком Российской Федерации было объявлено  о создании платежной системы на базе Сберкарт, переименованной в 2008 году в Объединенную российскую платежную систему (ОРПС).  В настоящее время принят Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года, основной задачей которого является формирование, развитие и контроль за национальной платежной системой.

Национальная платежная система понимается как совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы). Национальная платежная система – это платежная система, основанная на технологии кредитных карт, аналогичная по своим функциям Международным Платежным Системам, технический центр и юридические органы управления которой находятся на территории конкретной страны. Перспективная структура национальной платежной системы представлена на рисунке 4.

Субъектами национальной платежной системы являются (приложение 2):

- операторы по переводу денежных средств;

- оператор электронных  денежных средств;

- оператор платежной системы;

- оператор услуг платежной  инфраструктуры;

- операционный центр;

- платежный клиринговый  центр;

- расчетный центр.


Рисунок 4 - Основные элементы перспективной НПС и взаимосвязи между ними

Участниками национальной платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в установленном порядке:

1) операторы по переводу  денежных средств (включая операторов  электронных денежных средств);

2) профессиональные участники  рынка ценных бумаг, а также  юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности";

3) страховые организации,  осуществляющие обязательное страхование  гражданской ответственности в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

4) органы Федерального  казначейства;

5) организации федеральной  почтовой связи.

В соответствии с требованиями современного законодательства  платежная система должна устанавливать определенные правила, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми ее участниками. Основными правилами, устанавливаемыми  национальной платежной системой являются:

1) порядок взаимодействия  между оператором платежной системы,  участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры;

2) порядок осуществления  контроля за соблюдением правил  платежной системы;

3) ответственность за  несоблюдение правил платежной  системы;

4) критерии участия, приостановления  и прекращения участия в платежной системе;

5) применяемые формы безналичных расчетов;

6) порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы, включая моменты наступления его безотзывности, безусловности и окончательности;

7) порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы;

8) порядок осуществления платежного клиринга и расчета;

9) порядок оплаты услуг платежной инфраструктуры, являющийся единообразным в рамках платежной системы;

10) порядок обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы;

11) порядок изменения правил платежной системы;

Показателем способности  системы осуществлять расчеты является ее значимость. Платежная система  признается системно значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

1) осуществления в рамках  платежной системы в течение  трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств с общим объемом на сумму и отдельными переводами денежных средств на сумму не менее значений, установленных Банком России;

2) осуществления в рамках  платежной системы Банком России  переводов денежных средств при  рефинансировании кредитных организаций  и осуществлении операций на открытом рынке;

Информация о работе Платежная система РФ