Полномочия органов государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Содержание работы

1. Основные органы государственного финансового контроля и их полномочия 3
2. Методы и специальные методические приемы документального и фактического контроля при проведении ревизии 13
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Контроль и аудит.docx

— 46.41 Кб (Скачать файл)

Специфическим органом финансового  контроля является Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу. Это федеральный орган исполнительной власти, созданный для практической реализации положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и координации деятельности в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. Комитет  подотчетен Министерству финансов Российской Федерации, обязанности его председателя исполняет первый заместитель министра финансов.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному Банку России (ЦБР). Как  орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии и ликвидация банка.

Помимо названных органов, в проведении финансового контроля участвуют главные распорядители  и распорядители бюджетных средств. Такой контроль называется ведомственным. Он направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями  выделенных средств, их своевременный  возврат, а также представление  отчетности и внесение платы за пользование  бюджетными средствами. Для осуществления  этих функций в министерствах  и ведомствах существуют специальные  контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных  операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой  характер расходов, выявляют хищения  средств и другие нарушения, проверяют  правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства.

По отношению к нарушителям  бюджетного законодательства органы государственного контроля могут применять следующие меры:

– сокращение лимитов бюджетных  обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении  принятых бюджетных обязательств;

– изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

– приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

– наложение штрафов на руководителей -- получателей бюджетных средств, на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и сумм процентов за пользование бюджетными средствами;

– вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

– начисление пени, а также  взыскание пени за несвоевременный  возврат бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, в размере  одной трехсотой действующей  ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

– сокращение или прекращение  всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том  числе предоставление отсрочек и  рассрочек по уплате платежей в соответствующий  бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы и специальные методические приемы документального и фактического контроля при проведении ревизии

 

Отдельное контрольно-ревизионное  действие принято называть методом. К таким методам могут быть отнесены сверка, сличение. Ревизионная практика не выработала конкретного метода, который применяется в ходе проверки к документам или хозяйственным операциям. Как правило, в процессе изучения даже простейших хозяйственных операций или первичных документов ревизору приходится использовать разные методы. В конкретной ревизионной ситуации для решения поставленной задачи он должен выбрать самые эффективные из них. Документальный контроль основан на нескольких методах.

Ниже приводятся самые распространенные из них.

Экономический анализ работы организации. Этот метод позволяет  выявить положительные и отрицательные  стороны деятельности организации  в целом и ее структурных подразделений. Во многих случаях анализом финансово-хозяйственной  деятельности начинают заниматься в  процессе подготовки к ревизии. Результаты такого анализа позволяют ревизорам. Целенаправленно составлять план ревизии  и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля. В процессе ревизии данные экономического анализа подкрепляются результатами проверок первичных документов, регистров  бухгалтерского учета и другой экономической информацией.

Экономический анализ позволяет  установить, по каким именно калькуляционным  статьям или экономическим элементам  затрат произошли значительные колебания  по периодам.

Путем анализа изучаются  показатели, характеризующие непроизводительные расходы, потери, растраты, недостачи, хищения, задолженность по возмещению материального ущерба, потери от брака и простоев, и т.д.

Технико-экономические расчеты. Такие расчеты составляются в  период ревизии. Они позволяют определить обоснованность норм расходования сырья  и материалов, целесообразность трудовых затрат. В результате составления  технико-экономических расчетов при  ревизиях вскрываются факты применения устаревших норм материальных и трудовых затрат и, как следствие – наличие  неучтенных сырья, материалов и готовой  продукции. Путем расчетов ревизор  устанавливает искажения данных, отражающих себестоимость продукции, в связи с неправильным распределением косвенных расходов между объектами учета.

Нормативная проверка. Данный метод применяется для выявления  отклонений фактических затрат от плановых или нормативных. Он необходим для исследования причин отклонений от норм и задержки изменений норм материальных и трудовых затрат при использовании ревизуемой организацией основных элементов нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

В комплексе с технико-экономическими расчетами этот метод позволяет  ревизорам выявлять случаи сокрытия недостач, растрат, хищений и перерасхода  за счет завышения плановых и нормативных  затрат на производство продукции, списания на затраты производства денежных и  материальных средств по нормам, когда  фактически израсходовано меньше.

Формальная проверка. В  данном случае документы изучают  в целях выявления дефектов в  оформлении, установления правильности заполнения реквизитов и наличия  неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнения  подлинности подписей должностных  лиц, соответствия документа действующей типовой форме и т.д.

Посредством формальной проверки устанавливается наличие доброкачественных  и недоброкачественных документов. К доброкачественным относятся правильно оформленные документы, верно отражающие совершенную операцию. В недоброкачественных документах операции могут отражаться в искаженном виде или быть оформлены через фиктивную операцию. По реальному содержанию хозяйственных операций, отраженных в документах, их можно подразделить на недооформленные и неправильно оформленные.

Логическая проверка. Такая  проверка позволяет определить объективную  возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств  и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией  проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственных операций.

Арифметическая проверка. Данный метод применяется для  определения в документах правильности подсчетов и выявления признаков  хищений и злоупотреблений, завуалированных  путем арифметических действий. Неправильные арифметические подсчеты могут быть умышленными и неумышленными. Ревизиями  устанавливаются случаи умышленного  искажения себестоимости продукции, сырья и материалов, объемов строительно-монтажных  работ за счет неправильного определения  процентов, индексов, итогов общепроизводственных и общехозяйственных накладных  расходов; в денежных документах – завышения итоговых сумм.

При арифметической проверке регистров бухгалтерского учета  иногда обнаруживаются подлоги в  журналах-ордерах и ведомостях.

В результате комплексного применения формальной, логической и  арифметической проверок предоставляется  возможность подразделить уже в  процессе ревизии все недоброкачественные  документы на дефектные по существу отраженных в них операций и на дефектные комбинированные, то есть сочетающие недостатки по существу и по форме отражения операций.

Встречная проверка. Эта  проверка представляет собой сличение разных документов или сравнение  нескольких экземпляров одного и  того же документа, находящихся в  разных подразделениях ревизуемой организации или в других организациях.

В ревизионной практике применение встречной проверки дает эффект при  выяснении достоверности и реальности получения, например, цехом со склада сырья и материалов (по требованиям  или лимитно-заборным картам), либо поступления из цеха на склад произведенной готовой продукции (по накладным или приходным ордерам, нарядам на выполненные работы).

Взаимный контроль. Подобный контроль необходим для сопоставления  различных документов, отражающих взаимосвязанные  хозяйственные операции. При этом возможно:

сопоставление документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение (составление материального отчета о расходе сырья и материалов с данными карточек складского учета);

сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно  первичными документами (включение  в акт выполненных работ таких  объемов, на которые не оформлены наряды, и пр.)

Анализ ежедневного или  пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и  денежных средств. Такой метод характерен тем, что в результате хронологического анализа хозяйственных операций предоставляется возможность выявить  отклонения от нормального оборота  материальных ценностей или денежных средств и, как следствие –  установить искажения данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции. Наибольший эффект этот метод  дает при проверке достоверности  оборотов и остатков материальных ценностей  и денежных средств в случаях, когда материально ответственные  лица несвоевременно делают записи в  аналитическом учете (кассовой книге, карточке складского учета, и пр. ).

Восстановление количественно-суммового  учета. Этот метод применяется при  ревизии баз, предприятий общественного  питания, складов некоторых организаций, где количественный учет не ведется, хотя каждая операция поступления и расходования материальных ценностей оформляется первичными документами.

Указанный метод проверки состоит в том, что по первичным  документам в хронологической последовательности восстанавливаются данные о поступлении  и расходовании материальных ценностей  по каждому сорту, виду и типовому размеру. Результаты восстановления количественно-суммового  учета позволяют анализировать  движение этих ценностей за определенный период времени.

Проверка правильности корреспонденции  счетов. Такая проверка нужна, чтобы  установить факты ошибочного или  умышленного искажения данных взаимосвязи  синтетических счетов бухгалтерского учета, чем создаются условия  для хищения денежных средств  и материальных ценностей, хотя все  первичные документы могут быть составлены безукоризненно.

Проверка регистров бухгалтерского учета. Этот метод заключается в  сопоставлении данных регистров  бухгалтерского учета с данными  первичных документов, что позволяет  установить наличие подложных записей, сделанных в целях сокрытия хищений  и злоупотреблений. Применение указанного метода дает возможность уточнить достоверность  и своевременность отражения  хозяйственной операции в бухгалтерском учете.

Исследование неофициальных  материалов. Согласно данному методу изучаются черновые записи кассиров и других материально ответственных  лиц, анонимные письма, неофициальные  заявления работников ревизуемой организации. Ревизоры не должны игнорировать информацию, получаемую из неофициальных материалов, поскольку она позволяет устанавливать  истинное состояние дел, выявлять злоупотребления  и хищения денежных и материальных средств. Однако, такую информацию следует  использовать очень осторожно, не унижая достоинства работников проверяемой организации.

Информация о работе Полномочия органов государственного финансового контроля