Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:32, курсовая работа
Целью данной работы является: изучить основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы РФ.
Задачи работы: усвоить понятие бюджетного устройства и бюджетной системы, принципы бюджетной системы, изучить межбюджетные отношения.
- устранение недостатков налоговой системы.
Все эти задачи решаются с помощью механизма межбюджетного выравнивания.
Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и регионами (также как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
1. Дотаций на выравнивание
Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.
2. Совокупность субсидий
3. Совокупность субвенций
4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Основные задачи бюджетных взаимоотношений между региональными и муниципальными образованиями аналогичны задачам межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами.
Финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль над их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Данные дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки.
Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.
Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.
Прежде чем принимать решение об оказании финансовой помощи муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из Фонда Финансовой Поддержки Муниципальных Образований (ФФПМО) не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии.
В соответствии с Бюджетным
посланием Президента
1) Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.
2) Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.
3) Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.
4) Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура.
5) Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
6) Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.
7) Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
8) Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
9) Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
10) Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
1) проблема несоответствия
2) недостаточно эффективная
3) чрезмерная межрегиональная
4) неэффективная система
Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:
1) укрепление финансовой самостоятельности
2) укрупнение регионов на
3) создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
4) введение эффективной
5) обеспечение отдельных
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджетная система выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Именно бюджетная система, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, бюджетная система, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджетная система, объединяя в себе бюджеты государства, играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
1. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система. – М.: Юрайт, 2011. – 654с.
2. Бюджетный кодекс РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 303с.
3. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2013– 2015 годах.
4. Грязнова А. Г. Финансы : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М. 2008. – 504с.
5. Подъяблонская Л. М. Финансы : учебник / Л. М. Подъяблонская. – М. : Юнити, 2011. – 407с.
6. Поляк Г. Б. Финансы : учебник / Г. Б. Поляк. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 48с.
7. Романовский М. В. Финансы : учебник / под ред. Романовского М. В., Врубелевской О. В., Сабанти Б. М. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М. : Юрайт, 2009.
8. Рыбакова Р. Ю. Теоретические основы
построения межбюджетных
9. электронные ресурсы, Федеральный портал protown.ru
Приложение 1
Основные показатели Федерального бюджета на 2011г. - 2013 г.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Изменения 2011 - 100 % | |
2012 |
2013 | ||||
Доходы, млрд. руб. |
8 844 |
9 503 |
10 379 |
7,45 |
17,36 |
Расходы, млрд. руб. |
10 658 |
11 237 |
12 175 |
5,43 |
14,23 |
ВВП, млрд. руб. |
50 389 |
55 950 |
61 920 |
11,04 |
22,9 |
Инфляция, % |
6,5 |
6 |
5,5 |
-7,7 |
-15,4 |
Приложение 2
Бюджетное устройство Российской Федерации.
Приложение 3
Структура бюджетной системы Российской Федерации.
Информация о работе Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ