Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:32, курсовая работа
Целью данной работы является: изучить основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы РФ.
Задачи работы: усвоить понятие бюджетного устройства и бюджетной системы, принципы бюджетной системы, изучить межбюджетные отношения.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Развитие современной бюджетной системы началось с 1991 года, одновременно с распадом единой бюджетной системы Советского Союза. До 1991 года бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной, унитарной. С началом радикальной экономической реформы возникла необходимость пересмотра концепции бюджетного устройства Российской Федерации в направлении его значительной децентрализации и становлении современной российской бюджетной системы. Был принят ряд законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усилении территориальных подходов в управлении. Конституция РФ, принятая в 1993 г., закрепила федеративное устройство российского государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Закрепление в Конституции РФ принципов федеративного устройства страны потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы, положив в его основу принципы бюджетного федерализма.
Целью данной работы является: изучить основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы РФ.
Задачи работы: усвоить понятие бюджетного устройства и бюджетной системы, принципы бюджетной системы, изучить межбюджетные отношения.
Организационной формой функционирования бюджета любого государства является бюджетная система. Ее существование обусловлено необходимостью соблюдения принципа социальной справедливости на всей территории страны, важностью обеспечения гибкости и эффективности использования бюджетных ресурсов.
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и в дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (Бюджетный кодекс РФ глава1 стр. 6).
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства
и местного самоуправления. Расходы бюджета,
являясь важной составной частью государственных
расходов в целом, выражают экономические
отношения, возникающие в связи с использованием
средств общегосударственного денежного
фонда. Формой проявления этих отношений
выступают конкретные виды бюджетных
расходов, причем их многообразие обусловлено
действием целого ряда факторов: природой,
функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с национальной экономикой, административно-
Бюджетная политика в 2011 -2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения (см. приложение 1).
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
По мнению Подъяблонской
Л. М., бюджетное устройство
Ниже подробно рассмотрим содержание бюджетной системы РФ.
Бюджетная система, по мнению Г. Б. Поляк, это совокупность
бюджетов государства, административно-
Глава 1 статья 6 Бюджетного кодекса РФ содержит понятие бюджетной системы: «бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Учебник Подъяблонской Л. М. содержит следующее понятие бюджетной системы, схожее с понятием приведенном в Бюджетном кодексе. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. По Бюджетному кодексу РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся (см. приложение 3):
Отсюда видно, бюджетное устройство РФ
определяется ее государственным устройством
– в унитарных государствах бюджетная
система имеет два уровня – государственный
бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных
государствах бюджеты нижестоящих уровней
(нижестоящих государственных и административно-
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БКРФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты. Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.
Консолидированные бюджеты РФ и субъектов Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании.
В частности, при определении величины
нормативов отчислений от регулирующих
налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров
дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных
бюджетов административно-
Бюджетный кодекс РФ (гл. 5, ст. 28) определяет перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1) Принцип единства бюджетной системы РФ - означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
2) Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов между бюджетами бюджетной системы РФ – означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, за бюджетами бюджетной системы РФ. Также определение полномочий органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами, по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджета и исполнению расходов. Эти органы не вправе налогать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
3) Принцип самостоятельности бюджетов, означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления:
Информация о работе Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ