Понятие «финансовая политика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Целями финансовой политики предприятия могут быть:
- выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство в борьбе с конкурентами

Файлы: 1 файл

финансы контрольная.docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)

Понятие «финансовая  политика»

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

-   разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

-   создание адекватного финансового механизма;

-   управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

-   выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

-   избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

-   лидерство в борьбе с конкурентами;

-   максимизация рыночной стоимости предприятия;

-   устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

-   рост объемов производства и реализации;

-   максимизация прибыли и минимизация расходов;

-   обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

 

 

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа  финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи  с другими составными частями  экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная  часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый  механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

 

 

Уровни финансовой политики

Финансовая  политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном  уровне:

  • мировом
  • региональном
  • национальном
  • на уровне отдельных регионов внутри страны
  • на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
  • отдельного предпринимателя
  • на уровне отдельного домохозяйства

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

  • бюджетная политика
  • налоговая политика
  • таможенная политика
  • денежно-кредитная политика
  • инвестиционная политика
  • коррупционная политика

Финансовая  политика является частью общей экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ основных составляющих финансовой  политики государства.

Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций.

Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

В то же время финансовая политика выступает  относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет  свое конкретное содержание, а также  свои цели, задачи, объекты, формы и  методы регулирования.

Выделяют  следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная  политика;

-налоговая  политика;

-бюджетная  политика;

-политика  в области международных финансов.

Содержание  финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание  адекватного финансового механизма;

управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и  содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

-         обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

-         рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

-         организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

-         выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность  финансовой политики во многом зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов  различных слоев общества и имеющихся  у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная политика Российской Федерации  и направления  ее совершенствования.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

§     уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

§     уровень выполнения бюджетных обязательств;

§     величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

§     объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

§     уровень монетизации бюджетного дефицита;

§     величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

§     динамику валового внутреннего продукта;

§     уровень безработицы.

Бюджетное послание Президента может включать:

-основные показатели  социально-экономического развития  на соответствующий период (это  критерии достижения поставленных  целей);

-сводный финансовый баланс  на территории России;

-основные направления  бюджетной политики;

-сведения о государственных  доходах на территории России;

-проект республиканского  бюджета;

-проект консолидированного  бюджета;

-оценку исполнения бюджетов  предшествующего и текущего финансовых  годов.

Налоговая политика в 2006-2007 годах и на среднесрочную перспективу  должна формироваться исходя из необходимости  стимулирования позитивных структурных  изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Необходимо принять решения  по введению нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для  вновь вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в  Восточной Сибири и на континентальном  шельфе Российской Федерации, а также, по установлению понижающих коэффициентов  к ставке этого налога по выработанным месторождениям. Следует на постоянной основе закрепить в Налоговом  кодексе Российской Федерации применяемую  сегодня формулу расчета этого  налога в зависимости от мировой  цены на нефть.

Необходимо принять решение  освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества. При этом следует установить четкие условия предоставления такого освобождения, а также механизмы, препятствующие злоупотреблениям с целью уклонения от уплаты налогов.

В целях стимулирования инноваций  целесообразно, в частности, сократить  срок отнесения затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, в том числе, не давшие положительного результата, на расходы, уменьшающие  налог на прибыль, с двух лет до одного года.

Реформирование системы  взимания акцизов должно быть ориентировано  на стимулирование потребления более  качественных товаров. Следует проработать  вопрос о дифференциации ставок акцизов  на бензин в зависимости от его  качества.

Индексация ставок акцизов  на нефтепродукты в ближайшие  годы является нецелесообразной.

Необходимо завершить  разработку и принятие нормативных  правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов с 2009 года.

Информация о работе Понятие «финансовая политика»