Понятие и содержание процесса бюджетирования на коммерческом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 10:52, лекция

Описание работы

Понятие бюджета и бюджетирования.
Основные понятия, связанные с бюджетированием.
Структура бюджетов коммерческой организации.

Файлы: 1 файл

Вершинина Основы ком. бюджетирования.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

ОКБкратко                                                                                                                     

Научная литература:

  1. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-480 с. – с.260
  2. Хруцкий В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400 с. – С.22
  3. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 592 с. – С.5
  4. Джай К. Шим и Джойл Г. Сигел «Основы коммерческого бюджетирования»/Пер. с англ.-СПб.: Азбука, 2001.

 

Тема 1. Понятие и содержание процесса бюджетирования на коммерческом предприятии

1.1. Понятие бюджета  и бюджетирования

Бюджетирование - это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Бюджет - это «…количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть осуществлены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

Бюджетирование (budgeting), (в мировой финансовой практике) - процесс составления, принятия годового бюджета и последующий контроль за его исполнением.

 

1.2. Основные понятия, связанные с бюджетированием.

Вид бюджета определяется его связью с той или иной стороной хозяйственной деятельности предприятия (операционные и финансовые), либо ролью данного бюджета в общей системе бюджетов (основные и дополнительные).

Бюджетный период - периода времени, в течение которого действует соответствующий бюджет. Как правило, обязательным Единым бюджетным периодом для всех бюджетов предприятия является календарный год с детализацией по  кварталам, по месяцам, по декадам, по неделям, по каждому

По периоду действия бюджета различают дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается строго на определенный период, ограниченный конкретными датами, например, бюджет на 2009 год, на январь и т.д. Скользящий бюджет не привязан к строго определенному календарному периоду, он может постоянно сдвигаться во времени, сохраняя при этом свою продолжительность (например, март 2009 – февраль 2010 года)

В зависимости от возможности  корректировки или изменения  бюджетов, их делят на жесткие и гибкие. Жесткий бюджет не пересматривается в бюджетном периоде, гибкий изначально предполагает возможность корректировки.

 

1.3. Структура бюджетов коммерческой организации

Основные бюджеты включают в себя операционные и финансовые бюджеты. Основные бюджеты составляют информационную базу управления финансами предприятия, служат основой оценки финансового состояния и стоимости бизнеса. Они позволяют получать руководству предприятием всю необходимую информацию для контроля за изменением финансового положения компании.

Характерная черта основных бюджетов – наличие стандартизированной формы.

Структуру основных  бюджетов и их взаимосвязь отражает рисунок 1.

Дополнительные бюджеты играют вспомогательную роль (часто их так  и называют), они, как правило, не имеют стандартизированной формы  и составляются в зависимости  от потребности руководства детальнее  спланировать предстоящие затраты.( кредитный, налоговый, бюджет по контролю дебиторской задолженности…..) 

 

 

 

1.4. Система бюджетирования  и принципы ее построения

Система бюджетирования должна включать в себя следующую  совокупность элементов:

  1. структура бюджетов компании,
  2. бюджетный регламент - процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением,
  3. нормативная база бюджетных действий (Положение о бюджетной структуре компании; учетная, налоговая политика..),
  4. типовые механизмы принятия управленческих решений (решение об отправке платежного поручения..)

Принципы построения системы бюджетирования:

1. Принцип согласования  целей. Предусматривает сбалансирование  всех факторов производства для  достижения намеченных задач,  осуществляется это путем составления бюджетов  «снизу вверх», а утверждения – «сверху вниз».

2. Принцип ответственности.  Предусматривает передачу ответственности  вместе с делегируемыми полномочиями.

3. Принцип гибкости. Предусматривает  включение в систему как статичных, так и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальную величину планового показателя.

4. Принцип системности.  Объектом бюджетирования должен  служить бизнес компании как  единое целое, и бюджетные показатели  должны рассчитываться исходя  из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом.

 

1.5. Центры учета предприятия

Механизм учета ответственности является неотъемлемой и обязательной составляющей внутрифирменного бюджетирования на всех стадиях бюджетного процесса (составление сводного бюджета, контроль исполнения, анализ исполнения).

Центр учета (ЦУ) – это любой объект финансовой структуры предприятия, которым могут быть и ЦФО, и ЦФУ, и МВЗ.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – объект финансовой структуры предприятия, который несет ответственность за все финансовые результаты: выручку, прибыль (убытки), затраты. Конечная цель любого ЦФО – максимизация прибыли. Для каждого ЦФО составляются все три основных финансовых бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и бюджет по балансовому листу.

В качестве ЦФО выступают:

    • отдельные предприятия;
    • дочерние фирмы холдингов;
    • обособленные подразделения, представительства и филиалы крупных компаний;
    • регионально или технологически обособленные виды деятельности (бизнесы) многопрофильных компаний.

Центр финансового  учета (ЦФУ) – объект финансовой структуры предприятия, отвечающий только за некоторые финансовые показатели, например за доходы и часть затрат. Для ЦФУ составляются бюджет доходов и расходов или некоторые дополнительные бюджеты.

В качестве ЦФУ могут  выступать:

    • производственные (сборочные) цеха;
    • сбытовые службы и подразделения
    • структурное подразделение или группа подразделений, которые непосредственно связаны с организацией новых бизнес-проектов, прибыль от которых ожидается в будущем (центр инвестиций).

Место возникновения  затрат (МВЗ) – объект финансовой структуры предприятия, который отвечает только за расходы. Причем не за все расходы, а за так называемые регулируемые расходы, расходование и экономию которых руководство МВЗ может контролировать. Это подразделения, обслуживающие основные бизнес-процессы. Для МВЗ составляются лишь некоторые дополнительные бюджеты. В качестве МВЗ могут выступать вспомогательные службы предприятия (хозяйственный отдел, служба охраны, администрация и т.д.)1

 

 

2. ФИНАНСОВЫЕ БЮДЖЕТЫ

2.1. Бюджет доходов  и расходов

Бюджет доходов  и расходов (БДР) – это вид финансового бюджета, составленный с использованием всех операционных бюджетов предприятия и содержащий данные по объему и структуре выручки, себестоимости реализации продукции и конечных финансовых результатов (маржинального дохода, балансовой и чистой прибыли). Другое (часто используемое) его название – отчет о прибылях и убытках.

Основная цель составления  БДР – дать руководству предприятия развернутую информацию об эффективности производственно-хозяйственной деятельности в любой бюджетный период, установить целевые показатели рентабельности по любому направлению и виду деятельности, утвердить нормативы расхода средств (прежде всего, накладных расходов) для обеспечения безубыточной деятельности, сформировать информационную базу для дальнейших действий в области оптимизации налогообложения, управления долговой нагрузкой, формированием финансовых фондов различного характера и т.д.

БДР составляется на основе данных операционных бюджетов, особое значение имеет бюджет продаж (№1) и  бюджет себестоимости реализованной  продукции (№7). Данный бюджет составляется и утверждается на весь бюджетный  период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом.

 

2.2. Бюджет по балансовому листу

Бюджет по балансовому листу (ББЛ) – это основной финансовый бюджет, предоставляющий информацию о состоянии структуры активов и пассивов предприятия, структурного подразделения, бизнеса и их изменении в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

ББЛ (или прогнозный (расчетный) баланс) - это «моментальный снимок» соотнесения  всего того, чем располагает предприятие  в данный момент времени (т.е. активов) – основными производственными фондами, нематериальными активами, ликвидными активами и т.д.; и всего того, из чего предприятие формировало свои активы (т.е. пассивов) – уставный капитал предприятия, добавочный капитала, кредиторская задолженность, нераспределенная прибыль и т.д.

Цель создания данного  бюджета - показать, как изменится  балансовая стоимость предприятия  в результате осуществления финансово-хозяйственной  деятельности в течение бюджетного периода. Особое значение придается  сопоставлению данных разных бюджетных периодов, т.е. наблюдению за движением активов и пассивов в динамике.

Прогнозный баланс на конец бюджетного периода строится на основе баланса на начало периода  с учетом предполагаемых изменений  каждой статьи баланса.

На изменение статей баланса также влияют данные всех операционных бюджетов и бюджетов их дополняющих - например, бюджет запасов готовой продукции, бюджет запасов основных материалов и т.д.

 

2.3. Бюджет движения денежных средств

Бюджет движения денежных средств – это финансовый бюджет, который предоставляет информацию о величине и источниках поступления средств, величине расхода средств и источниках финансирования их возможного дефицита.

Главная цель составления  БДДС – подтвердить реальное наличие  средств на расчетном счете и в кассе предприятия для своевременного выполнения предприятием своих платежных обязательств.

Для эффективного использования данного  бюджета необходимо повышенное внимание уделять определению бюджетного периода, т.к. показатели наличия средств  на конец бюджетного периода могут быть в норме, но более детальная разбивка по периодам может показать дефицит средств.

Для БДДС характерно использование  более коротких бюджетных периодов, вплоть до одного банковского дня. Это  объясняется тем, что при осуществлении активной хозяйственной деятельности предприятию необходимо не допускать появления т.н. «кассовых разрывов», которые могут нанести ущерб имуществу и репутации предприятия.

 

При составлении БДДС также рекомендуется подразделять все денежные потоки предприятия в три группы, на основании экономического содержания:

  • от операционной деятельности предприятия;
  • от инвестиционной деятельности;
  • от финансовой деятельности.

Операционная (или основная) деятельность – деятельность организации, направленная на получение прибыли в качестве основной цели, в которой задействована большая часть ресурсов предприятия. Приток от операционной деятельности в средне- и долгосрочной перспективе всегда должен превышать отток, иначе целесообразность всей деятельности предприятия может быть поставлена под сомнение.

Инвестиционная деятельность предприятия связана с долгосрочными вложениями средств в основные производственные фонды, другие активы, а так же в различные финансовые инструменты в расчете на получение потенциального дохода. Для инвестиционной деятельности характерней превышение оттока над притоком средств, если только предприятие не осуществляет распродажу собственных активов, либо получает средства от уже произведенных вложений в долевое участие в других компаниях и т.д.

Финансовая деятельность связана с получением финансирования из внешних источников для краткосрочного финансирования операционной деятельности и долгосрочного финансирования инвестиций. Притоком средств могут выступать полученные кредиты, займы, целевое финансирование, оттоком – оплата основной величины по заемным средствам, а также выплата дивидендов собственникам компании.

Финансовая деятельность предприятия является на практике основным источником покрытия дефицита средств, т.к. при составлении БДДС не допускается его наличие на конец бюджетного периода.

Информация о работе Понятие и содержание процесса бюджетирования на коммерческом предприятии