Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 10:52, лекция
Понятие бюджета и бюджетирования.
Основные понятия, связанные с бюджетированием.
Структура бюджетов коммерческой организации.
ТЕМА 3. Операционные бюджеты
3.1. Бюджет продаж
Бюджет продаж – это вид операционного бюджета, содержащий информацию о предполагаемых объемах реализации продукции как по предприятию (бизнесу) в целом за бюджетный период, так и по отдельным ассортиментным позициям.
Цель создания бюджета продаж – обобщить достоверные данные о предполагаемых объемах реализации продукции, что играет большое значение для планирования всей хозяйственной деятельности компании.
Стандартный алгоритм расчета объема продаж следующий:
S = К*Ц,
где S – выручка от продаж в стоимостном выражении (sales), К - количество реализуемой продукции в натуральном выражении; Ц - цена за единицу реализованной продукции. Цена рассчитывается в рублях (при реализации товара внутри страны) или в иностранной валюте и не включает в себя налоги с оборота (НДС, акциз) 2.
Основные факторы, влияющие на формирование бюджета продаж:
-объем продаж предшествующего
периода, располагаемые
- ценовая политика, проводимая предприятием;
- спрос со стороны потребителей продукции;
- конкуренция со стороны
производителей аналогичной
- возможность влияния на ассортиментную политику;
- факторы нестабильности спроса (сезонные и т.д.);
- макроэкономические
факторы: инфляция, уровень роста
доходов потенциальных
Бюджет продаж в значительной степени влияет и на производственный бюджет (п.2.2.), который формируется на основе планируемых объемов продаж с поправкой на имеющиеся запасы готовой продукции.
3.2. Бюджет производства
Производственный бюджет – это вид операционного бюджета, включающего в себя бюджет прямых затрат и бюджет общепроизводственных расходов. Но по своей структуре он более похож на бюджет продаж, так как также содержит информацию о предполагаемых объемах производства продукции как по предприятию (бизнесу) в целом за бюджетный период, так и по отдельным ассортиментным позициям. Количественное выражение объемов готовой продукции (в натуральных ед.) в производственном бюджете переводится в стоимостное через плановую себестоимость, рассчитанную по нормативам, или через себестоимость, рассчитанную в системе бюджетов.
Порядок расчета объема производства следующий:
где П – объем производства в планируемом периоде; Пр - планируемый объем продаж в планируемом периоде; Зк - запасы готовой продукции на конец периода; Зн - запасы готовой продукции на начало периода.
Дополнительно составляется бюджет запасов готовой продукции (дополнительный бюджет). Он должен содержать информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях (по себестоимости). При его составлении производится оптимальный выбор между издержками на содержание запасов (хранение, страхование, банк.%) и издержками функционирования при критически малом объеме запасов (убытки от потери доверия потребителей).
3.3. Бюджет прямых материальных затрат
Данный бюджет является операционным бюджетом в рамках которого обобщается информация о всех материальных затратах, понесенных (осуществленных) в процессе производства продукции, которые можно отнести непосредственно на тот или иной вид производимой продукции.
В их состав включают – затраты на сырье и материалы, покупные изделия и комплектующие. Рассчитывается бюджет на единицу готовой продукции, в целом по предприятию за бюджетный период, как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
Цель формирования данного бюджета – определить материалоемкость основного производства и отдельных видов производимой продукции. Базовый алгоритм расчета - Нормативный метод. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Такие нормы не должны учитывать колебания себестоимости в предшествующие периоды, а основываться на научно обоснованных нормах расхода материалов в условиях существующего технологического процесса.
С данным видом операционного бюджета связаны такие дополнительные бюджеты как:
- бюджет запасов основных сырья, материалов и
- бюджет закупок основных сырья, материалов.
Бюджетирование запасов
Бюджет закупок основных сырья, материалов является планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) за бюджетный период.
Количество закупаемых для производственного процесса основных материалов определяется как ожидаемая величина необходимых в производственном процессе материалов, плюс желательная величина запасов на конец периода, минус запасы материалов на начало периода на складе.
Бюджет прямых затрат на заработную плату можно определить как операционный бюджет в рамках которого обобщается информация о всех затратах на оплату труда, осуществленных в процессе производства продукции, которые можно отнести непосредственно на тот или иной вид производимой продукции. Бюджет также рассчитывается на единицу готовой продукции, в целом по предприятию за бюджетный период, как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
Цель формирования данного бюджета – определить трудоемкость основного производства и отдельных видов производимой продукции
Общая величина трудозатрат основного производственного персонала, получается умножением ожидаемого объема производства в каждом периоде на трудоемкость изготовления единицы изделия и умножением полученного результата на стоимость одного человеко-часа.
3.5. Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет общепроизводственных расходов – это операционный бюджет, в котором обобщается информация о всех расходах, связанных с организацией, обслуживанием и управлением производством на уровне отдельных производственных подразделений и (или) видов выпускаемой продукции (но не предприятии в целом!).
Обычно данный вид расходов состоит из трех основных групп
Объединение затрат в данную группу расходов вызвано наличием у них общих отличительных черт:
1) расходы возникают
в производственных
2) они не могут быть отнесены непосредственно на выпускаемый вид продукции (если выпускается более одного вида продукции);
3) данные расходы распределяются
между видами производимой
К условно-переменным материальным затратам можно отнести вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО):
2) текущий уход и
ремонт производственного
3) энергетические затраты на оборудование;
4) услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;
5) заработную плату производственных рабочих, обслуживающих оборудование (ремонтников);
6) расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
7) потери от простоев;
8) прочие расходы, связанные с использованием оборудования.
Общецеховые расходы на управление включают:
1) затраты, связанные с подготовкой и организацией производства;
2) содержание аппарата управления цеха;
3) содержание прочего цехового персонала;
4) амортизацию производственных зданий и сооружений;
5) ремонт производственных зданий и сооружений;
6) затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
7) затраты на повышение квалификации и подготовку кадров;
8) прочие общецеховые
расходы непроизводительного
3.6. Бюджет управленческих и коммерческих затрат
Бюджет управленческих и коммерческих затрат – это операционный бюджет в котором обобщается информация о всех расходах, не связанных непосредственно с производством продукции, но необходимых для функционирования предприятия в целом и его деятельности на рынке.
Учет данных затрат ведется
по отдельным структурным
Бюджет управленческих расходов – это бюджет расходов предприятия по осуществлению своей хозяйственной деятельности и не зависящих от изменения объемов продаж и выпуска готовой продукции. К ним относятся:
1) расходы на управление
коммерческой организацией: заработная плата административно-
2) общехозяйственные расходы: содержание прочего общезаводского персонала; амортизация основных средств общехозяйственного назначения (например, здания заводоуправления); содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводского назначения; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на содержание и обслуживание автотранспорта (например, техническое обслуживание и ремонт, приобретение ГСМ); прочие расходы (юридические расходы; услуги банков; услуги связи; информационно-консультационные услуги и т.д.)
Сравнительно небольшая часть управленческих расходов (например, амортизационные отчисления) калькулируется расчетным путем. Большая часть управленческих расходов на предстоящий бюджетный период устанавливается в виде нормативов или лимитов с целью обеспечения нормативных показателей прибыли. При росте объемов продаж допускается пропорциональное увеличение нормативов управленческих расходов при условии не ухудшения показателя прибыльности.
Бюджет коммерческих расходов - это бюджет расходов предприятия, связанных с продвижением и сбытом продукции предприятия на рынке. К ним можно отнести:
1) комиссионные сборы,
2) транспортные услуги (расходы на доставку товаров на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда и т.п., оплата специализированных транспортно-экспедиционных контор);
3) расходы на тару и упаковку (стоимость услуг либо собственных цехов, производящих тару и упаковку; либо оплата затаривания и упаковки товаров сторонними организациями);
4) расходы на рекламу;
5) представительские расходы;
6) прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.).
Темпы роста объемов коммерческих расходов в целом не должны опережать рост объемов продаж, но в условиях проникновения на новые рынки допускается их опережающий рост.
3.7. Бюджет себестоимости реализованной продукции
Бюджет себестоимости реализованной продукции – это операционный бюджет, который обобщает всю информацию по операционным бюджетам, связанную с производством продукции предприятия и осуществляет взаимосвязь между затратами, которые предприятие планирует понести для выполнения производственной программы периода (№2) и финансовым результатом от реализации продукции, планируемой к отгрузке в бюджетном периоде (№1).
Алгоритм расчета бюджета
себестоимости реализованной
Себестоимость произведенной продукции в общем виде рассчитывается сложением прямых затрат, общепроизводственных расходов и управленческих и коммерческих расходов.
1 МВЗ может также именоваться «центром затрат»
2 Данные налоги учитываются при составлении БДДС (п. 2.2.2.) при планировании движения денежных средств.
Информация о работе Понятие и содержание процесса бюджетирования на коммерческом предприятии