Понятие и содержание процесса бюджетирования на коммерческом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 10:52, лекция

Описание работы

Понятие бюджета и бюджетирования.
Основные понятия, связанные с бюджетированием.
Структура бюджетов коммерческой организации.

Файлы: 1 файл

Вершинина Основы ком. бюджетирования.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 3. Операционные бюджеты

3.1. Бюджет продаж

Бюджет  продаж – это вид операционного бюджета, содержащий информацию о предполагаемых объемах реализации продукции как по предприятию (бизнесу) в целом за бюджетный период, так и по отдельным ассортиментным позициям.

Цель создания бюджета  продаж – обобщить достоверные данные о предполагаемых объемах реализации продукции, что играет большое значение для планирования всей хозяйственной деятельности компании.

Стандартный алгоритм расчета объема продаж следующий:

S = К*Ц,

где S – выручка от продаж в стоимостном выражении (sales), К - количество реализуемой продукции в натуральном выражении; Ц - цена за единицу реализованной продукции. Цена рассчитывается в рублях (при реализации товара внутри страны) или в иностранной валюте и не включает в себя налоги с оборота (НДС, акциз) 2.

Основные факторы, влияющие на формирование бюджета продаж:

-объем продаж предшествующего  периода, располагаемые производственные  мощности предприятия;

- ценовая политика, проводимая  предприятием;

- спрос со стороны  потребителей продукции;

- конкуренция со стороны  производителей аналогичной продукции,  либо товаров-субститутов;

- возможность влияния  на ассортиментную политику;

- факторы нестабильности спроса (сезонные и т.д.);

- макроэкономические  факторы: инфляция, уровень роста  доходов потенциальных покупателей  и другие.

Бюджет продаж в значительной степени влияет и на производственный бюджет (п.2.2.), который формируется на основе планируемых объемов продаж с поправкой на имеющиеся запасы готовой продукции.

3.2. Бюджет производства

Производственный  бюджет – это вид операционного бюджета, включающего в себя бюджет прямых затрат и бюджет общепроизводственных расходов. Но по своей структуре он более похож на бюджет продаж, так как также содержит информацию о предполагаемых объемах производства продукции как по предприятию (бизнесу) в целом за бюджетный период, так и по отдельным ассортиментным позициям. Количественное выражение объемов готовой продукции (в натуральных ед.) в производственном бюджете переводится в стоимостное через плановую себестоимость, рассчитанную по нормативам, или через себестоимость, рассчитанную в системе бюджетов. 

Порядок расчета объема производства следующий:

П = Пр + Зк - Зн

где П – объем производства в планируемом периоде;  Пр - планируемый  объем продаж в планируемом периоде; Зк - запасы готовой продукции на конец периода;  Зн - запасы готовой  продукции на начало периода.

Дополнительно  составляется  бюджет запасов готовой продукции (дополнительный бюджет).   Он должен содержать информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях (по себестоимости). При его составлении производится оптимальный выбор между издержками на содержание запасов (хранение, страхование, банк.%) и издержками функционирования при критически малом объеме запасов (убытки от потери доверия потребителей).

 

3.3. Бюджет прямых материальных затрат

Данный бюджет является операционным бюджетом в рамках которого обобщается информация о всех материальных затратах, понесенных (осуществленных) в процессе производства продукции, которые можно отнести непосредственно на тот или иной вид производимой продукции.

В их состав включают –  затраты на сырье и материалы, покупные изделия и комплектующие. Рассчитывается бюджет на единицу готовой продукции, в целом по предприятию за бюджетный период, как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Цель формирования данного  бюджета – определить материалоемкость основного производства и отдельных видов производимой продукции. Базовый алгоритм расчета - Нормативный метод. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Такие нормы не должны учитывать колебания себестоимости в предшествующие периоды, а основываться на научно обоснованных нормах расхода материалов в условиях существующего технологического процесса.

С данным видом операционного бюджета связаны такие дополнительные бюджеты как:

- бюджет запасов основных сырья, материалов  и

- бюджет закупок  основных сырья, материалов.

Бюджетирование запасов основных сырья, материалов аналогично бюджетированию запасов готовой продукции. (см. бюджет 2)

Бюджет закупок  основных сырья, материалов является планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) за бюджетный период.

Количество закупаемых для производственного процесса основных материалов определяется как ожидаемая величина необходимых в производственном процессе материалов, плюс желательная величина запасов на конец периода, минус запасы материалов на начало периода на складе.

 

    1. . Бюджет прямых затрат на заработную плату

Бюджет прямых затрат на заработную плату можно определить как операционный бюджет в рамках которого обобщается информация о всех затратах на оплату труда, осуществленных в процессе производства продукции, которые можно отнести непосредственно на тот или иной вид производимой продукции. Бюджет также рассчитывается на единицу готовой продукции, в целом по предприятию за бюджетный период, как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Цель формирования данного  бюджета – определить трудоемкость основного производства и отдельных  видов производимой продукции

Общая величина трудозатрат  основного производственного персонала, получается умножением ожидаемого объема производства в каждом периоде на трудоемкость изготовления единицы изделия и умножением полученного результата на стоимость одного человеко-часа.

 

3.5. Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет общепроизводственных расходов – это операционный бюджет, в котором обобщается информация о всех расходах, связанных с организацией, обслуживанием и управлением производством на уровне отдельных производственных подразделений и (или) видов выпускаемой продукции (но не предприятии в целом!).

Обычно данный вид  расходов состоит из трех основных групп

    1. условно-переменные материальные затраты.
    2. расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)
    3. общецеховых расходов на управление.

Объединение затрат в  данную группу расходов вызвано наличием у них общих отличительных  черт:

1) расходы возникают  в производственных подразделениях;

2) они не могут быть  отнесены непосредственно на  выпускаемый вид продукции (если выпускается более одного вида продукции);

3) данные расходы распределяются  между видами производимой продукции  тем или иным методом распределения.

К условно-переменным материальным затратам можно отнести вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО):

  1. амортизация производственного оборудования и транспортных средств;

2) текущий уход и  ремонт производственного оборудования;

3) энергетические затраты  на оборудование;

4) услуги вспомогательных  производств по обслуживанию  оборудования и рабочих мест;

5) заработную плату  производственных рабочих,  обслуживающих оборудование (ремонтников);

6) расходы на внутризаводские  перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

7) потери от простоев;

8) прочие расходы, связанные  с использованием оборудования.

Общецеховые расходы  на управление включают:

1) затраты, связанные  с подготовкой и организацией  производства;

2) содержание аппарата  управления цеха;

3) содержание прочего цехового персонала;

4) амортизацию производственных  зданий и сооружений;

5) ремонт производственных  зданий и сооружений;

6) затраты на обеспечение  нормальных условий труда и  техники безопасности;

7)  затраты на повышение  квалификации и подготовку кадров;

8)  прочие общецеховые  расходы непроизводительного характера.

 

3.6. Бюджет управленческих и коммерческих затрат

Бюджет управленческих и коммерческих затрат – это операционный бюджет в котором обобщается информация о всех расходах, не связанных непосредственно с производством продукции, но необходимых для функционирования предприятия в целом и его деятельности на рынке.

Учет данных затрат ведется  по отдельным структурным подразделениям, по предприятию в целом, а затем  при необходимости формирования полной себестоимости производимой продукции производится распределение затрат периода на объем выпускаемой продукции.

Бюджет управленческих расходов – это бюджет расходов предприятия по осуществлению своей хозяйственной деятельности и не зависящих от изменения объемов продаж и выпуска готовой продукции. К ним относятся:

1) расходы на управление коммерческой организацией: заработная плата административно-управленческого персонала; командировочные расходы по установленным законодательством РФ нормам; представительские расходы; содержание пожарной охраны, расходы службы безопасности.

2) общехозяйственные расходы: содержание прочего общезаводского персонала; амортизация основных средств общехозяйственного назначения (например, здания заводоуправления); содержание  и  ремонт зданий,  сооружений  и оборудования общезаводского назначения; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на содержание и обслуживание автотранспорта (например, техническое обслуживание и ремонт, приобретение ГСМ); прочие расходы (юридические расходы; услуги банков; услуги связи; информационно-консультационные услуги и т.д.)

Сравнительно небольшая  часть управленческих расходов (например, амортизационные отчисления) калькулируется расчетным путем. Большая часть  управленческих расходов на предстоящий бюджетный период устанавливается в виде нормативов или лимитов с целью обеспечения нормативных показателей прибыли. При росте объемов продаж допускается пропорциональное увеличение нормативов управленческих расходов при условии не ухудшения показателя прибыльности.

Бюджет коммерческих расходов  - это бюджет расходов предприятия, связанных с продвижением и сбытом продукции предприятия на рынке. К ним можно отнести:

1) комиссионные сборы, уплачиваемые  в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям;

2) транспортные услуги (расходы на доставку товаров  на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда и т.п., оплата  специализированных транспортно-экспедиционных контор);

3) расходы на тару  и упаковку (стоимость услуг либо собственных цехов, производящих тару и упаковку; либо оплата затаривания и упаковки товаров сторонними организациями);

4) расходы на рекламу;

5) представительские  расходы;

6) прочие расходы по  сбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.).

Темпы роста объемов  коммерческих расходов в целом не должны опережать рост объемов продаж, но в условиях проникновения на новые  рынки допускается их опережающий  рост.

 

3.7. Бюджет себестоимости реализованной продукции

Бюджет себестоимости реализованной продукции – это операционный бюджет, который обобщает всю информацию по операционным бюджетам, связанную с производством продукции предприятия и осуществляет взаимосвязь между затратами, которые предприятие планирует понести для выполнения производственной программы периода (№2) и финансовым результатом от реализации продукции, планируемой к отгрузке в бюджетном периоде (№1).

Алгоритм расчета бюджета  себестоимости реализованной продукции  складывается в два этапа: 1) определением себестоимости произведенной продукции и 2) определением себестоимости реализованной продукции. (Б.2)

Себестоимость произведенной  продукции в общем виде рассчитывается сложением прямых затрат, общепроизводственных расходов и управленческих и коммерческих расходов.

1 МВЗ может также именоваться «центром затрат»

2 Данные налоги учитываются при составлении БДДС (п. 2.2.2.) при планировании движения денежных средств.


Информация о работе Понятие и содержание процесса бюджетирования на коммерческом предприятии