Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:23, контрольная работа
Финансы - это экономические отношения, организованные государством и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.
1. Понятие и сущность финансов
Финансы
- это экономические отношения, организованные
государством и связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств в целях реализации функций и
задач государства и обеспечение условий
расширенного воспроизводства.
Под централизованными финансами понимаются
экономические отношения, связанные с
формированием и использованием фондов
денежных средств государства, аккумулируемых
в государственной бюджетной системе
и правительственных внебюджетных фондах;
под децентрализованными
Финансы - неотъемлемая
часть денежных отношений, поэтому их
роль и значение зависят от того, какое
место денежные отношения занимают в экономических
отношениях. Однако не всякие денежные
отношения выражают финансовые отношения.
Финансы отличаются от
денег как, по содержанию, так и по выполняемым
функциям.
Деньги - это всеобщий эквивалент,
с помощью которого прежде всего измеряются
затраты труда ассоциированный производителей,
а финансы - экономический инструмент распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта (ВВП) и национального дохода,
орудие контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств. Главное их назначение
состоит в том, чтобы путем образования
денежных доходов и фондов обеспечить
не только потребности государства и предприятий
в денежных средствах, но и контроль за
расходованием финансовых ресурсов.
Финансы выражают денежные отношения,
которые возникают между:
- предприятиями в процессе приобретения
товарно-материальных ценностей, реализации
продукции и услуг;
- предприятиями и вышестоящими организациями
при создании централизованных фондов
денежных средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате
ими налогов в бюджетную систему и финансировании
расходов;
- государством и гражданами при внесении
ими налогов и добровольных платежей;
- предприятиями, гражданами и внебюджетными
фондами при внесении платежей и получении
ресурсов;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- органами имущественного и личного страхования,
предприятиями, населением при уплате
страховых взносов и возмещении ущерба,
при наступлении страхового случая;
- денежные отношения, опосредующие кругооборот
фондов, предприятий.
Главным материальным
источником денежных доходов и фондов
служит национальный доход страны - вновь
созданная стоимость или стоимость валового
внутреннего продукта за вычетом потребленных
в процессе производства орудий и средств производства.
Объем национального дохода определяет
возможности удовлетворения общегосударственных
потребностей и расширения общественного
производства. Именно с учетом размеров
национальной дохода и его отдельных частей
- фонда потребления и фонда накопления
- определяются пропорции развития экономики
и ее структура. Вот почему во всех странах
придается важное значение статистике
национального дохода.
Без участия
финансов национальный доход не может
быть распределен. Финансы - неотъемлемое
связующее звено между созданием и использованием
национального дохода. Финансы, воздействуя
на производство, распределение и потребление,
носят объективный характер. Они выражают
определенную сферу производственных
отношений и относятся к базисной категории.
Современная экономика
не может существовать без государственных
финансов. На определенных этапах исторического
развития ряд потребностей общества могут
финансироваться только государством.
Это атомная промышленность, космические
исследования, ряд новых приоритетных
отраслей экономики, а также предприятия,
которые необходимы всем (почта, телеграф и
некоторые другие).
Финансы отражают
уровень развития производительных сил в
отдельных странах и возможности их воздействия
на макроэкономические процессы в хозяйственной
жизни.
Состояние экономики
страны определяет состояние финансов.
В условиях постоянного экономического
роста, увеличения ВВП и национального
дохода финансы характеризуются своей устойчивостью
и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие
производства и повышение качества жизни
граждан страны.
В условиях же
экономического кризиса; спада производства, роста
безработицы состояние финансов резко
ухудшается, что выражается в крупных бюджетных
дефицитах, финансируемых за счет внутренних
и внешних государственных займов, эмиссии денег,
а также в увеличении государственного
долга и расходов по нему. Все это влечет
за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных
связей, увеличение взаимных неплатежей,
появление денежных суррогатов, увеличение
бартерных сделок, сложности с мобилизацией
налогов, невозможность своевременного
финансирования государственных расходов,
снижение жизненного уровня широких слоев
населения. Поэтому первостепенная роль
в экономических и социальных отношениях принадлежит
состоянию реальной сферы производства.
По своему материальному
содержанию финансы - это целевые фонды
денежных средств, в совокупности представляющие
финансовые ресурсы страны.
Главное условие роста финансовых ресурсов
- увеличение национального дохода. Финансы
и финансовые ресурсы - не тождественные
понятия. Финансовые ресурсы сами по себе
не определяют сущности финансов, не раскрывают
их внутреннего содержания и общественного
назначения. Финансовая наука изучает
не ресурсы как таковые, а общественные
отношения, возникающие на основе образования,
распределения и использования ресурсов;
она исследует закономерности развития
финансовых отношений.
Хотя финансы относятся
к базисной категории, они во многом зависят
от проводимой правительствами финансовой
политики.
Финансы - это, прежде
всего,
распределительная категория. С их
помощью осуществляется вторичное распределение
или перераспределение национального
дохода.
Социально-экономическая сущность финансовых
отношений состоит в исследовании
вопроса - за счет кого государство получает
финансовые ресурсы и в чьих интересах
использует эти средства.
Распределительные
процессы происходят не только через финансы,
но и через цены и кредит. Как известно,
цена есть денежное выражение стоимости
товара. Прежде чем произойдет распределение
национального дохода, товар должен быть
реализован. Цена предопределяет величину
денежных средств, поступающих от реализации
продукции к ее собственникам и выступает
исходной основой дальнейшего распределительного
процесса. Цены также регулируют спрос
и предложение на товары и тем оказывают
воздействие на воспроизводство.
Крупные перераспределительные
процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит -
взаимосвязанные категории. В сочетании
они обеспечивают кругооборот денежных
фондов предприятий на расширенной основе.
Кредит представляет
собой движение ссудного фонда, осуществляемого
через банковскую систему и специальные
финансово-кредитные институты.
Банки аккумулируют
свободные денежные средства предприятий
и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности,
платности и срочности предприятиям, нуждающимся
в них. Если финансы выражают одностороннее
и безвозмездное движение стоимости, то
кредит должен быть в обусловленный срок
возвращен кредитору с уплатой по нему
заранее установленных процентов.
Таким образом, можно выделить следующие
основные признаки финансов:
- экономические отношения между хозяйствующими
субъектами с использованием денег. При
этом деньги выступают материальной основой
существования финансов;
- в процессе экономических отношений
осуществляется формирование денежных
фондов у хозяйствующих субъектов государства
и их использование.
Сущность финансов и их конкретное содержание
раскрываются в их функциях.
1.2 Функции и роль финансов
в экономике
Под функциями
финансов понимается проявление присущих
им свойств, т.е. их роли, которую они выполняют
в системе экономических отношений.
Финансы как экономическая
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Знание функций финансов
необходимо для реализации финансовой
политики. С точки зрения финансовой науки
существует определенное единство функций
финансов государства, финансов предприятий
и финансов домашних хозяйств. В то же
время между ними есть различия, обусловленные,
с одной стороны, общегосударственными
интересами, а с другой стороны, аспектами
предпринимательской деятельности предприятий
и личными интересами граждан.
В процессе деятельности,
связанной с регулированием реального
денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная,
распределительная и контрольная.
Воспроизводственная функция финансов
заключается в обеспечении сбалансированности
материальных, трудовых и денежных средств на
всех стадиях кругооборота капитала в
процессе простого и расширенного воспроизводства.
Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно
хозяйствующих субъектов, наделенных
имуществом.
Экономическая обособленность
имущества, выраженного в стоимостной
форме, приводит к необходимости регулирования
его кругооборота в рамках отдельно взятых
организаций, государств и т.д.
Совершающийся непрерывно
кругооборот средств является стадией
оборота капитала. Денежный кругооборот
начинается с авансирования денежных
средств. Авансирование имеет место тогда,
когда израсходованные на приобретение
сырья, материалов, товаров, оплату работ
и услуг денежные средства возвращаются
на предприятие в течение одного кругооборота
продукции в виде выручки от реализации произведенного
или закупленного товара, выполненных
работ, оказанных услуг.
Инвестирование означает
использование денежных средств на цели
капитального характера. Инвестирование
отличается от авансирования тем, что
денежные средства на длительный период
выбывают из оборота, а их возвращение
на предприятие происходит по частям за
счет регулярных отчислений, включаемых
в состав затрат.
Воспроизводственная
функция характеризуется показателями
прибыльности и ликвидности активов предприятия.
Прибыльность означает, что предприятие
получает выручку от реализации товаров, продукции,
работ, услуг, которая превосходит произведенные
затраты. Ликвидность активов (имущества)
означает возможность легко их реализовать
или превратить в денежную форму. Эффективное управление
финансовыми ресурсами позволяет повышать
прибыльность и обеспечивать долгосрочные
инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности
и ликвидности решающую роль играет качество
управления финансовыми ресурсами.
Воспроизводственная
функция стимулирует накопление финансовых
ресурсов. Проблема накоплений тесно связана
с государственной финансово-кредитной
политикой, так как государство создает условия
для регулирования денежных потоков в
экономике при помощи различных механизмов,
в том числе налогов и бюджета. Она актуальна
для финансов во всем мире.
Составной частью
воспроизводственной функции финансов является
оперативная функция - текущее обеспечение
предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных
фондов денежными средствами для непрерывного
финансирования, т.е. совершения, платежей,
расчетов и выполнения денежных обязательств.
Оперативная функция не оказывает значительного
воздействия на долгосрочную стратегию
развития финансов. Воспроизводственная
функция ставит на передний план накопление
капитала для решения долгосрочных инвестиционных
проблем.
Распределительная функция тесно связана
с воспроизводственной функцией, так как
выручка от реализации товаров, продукции,
работ и услуг подлежит распределению
и перераспределению.
Распределительная функция
проявляется при распределении национального
дохода, когда происходит создание так
называемых основных, или первичных доходов. Их сумма
равна национальному доходу. Основные
доходы формируются при распределении
национального дохода среди участников
материального производства. Они делятся
на две группы:
- зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров,
крестьян, занятых в сфере материального
производства;
- доходы предприятий
сферы материального производства.
Однако первичные
доходы еще не образуют общественных денежных
фондов, достаточных для развития приоритетных
отраслей народного хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, удовлетворения
материальных и культурных потребностей
населения. Необходимо дальнейшее распределение или
перераспределение национального дохода, связанное:
- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств
в интересах наиболее эффективного и рационального
использования доходов и накоплений предприятий
и организаций;
- наличием наряду с производственной
непроизводственной сферы, в которой национальный
доход не создаётся (просвещение, здравоохранение,
социальное страхование и социальное обеспечение,
управление);
- перераспределением доходов между различными
социальными группами населения.
В результате перераспределения
образуются вторичные, или производные
доходы. К ним относятся доходы, полученные
в отраслях непроизводственной сферы,
налоги (налог на доходы физических лиц
и др.). Вторичные доходы служат для формирования
конечных пропорций использования национального
дохода.
Контрольная функция финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом и формированием фондов
денежных средств. Она позволяет путем
сопоставления и анализа, затрат и результатов
выявлять как позитивные, так и негативные
стороны деятельности хозяйствующих субъектов,
и принимать на этой основе соответствующие
решения.
Контроль рублем имеет две
формы:
- контроль за изменением финансовых показателей,
состоянием платежей и расчетов;
- контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае речь идет
о системе санкций и поощрений, т.е. о мерах
принудительного или, наоборот, стимулирующего
характера.
Во втором случае речь идет
о реализации долгосрочной финансовой
политики (основу которой составляет прогноз
изменений порядка и условий финансирования
и последствий таких изменений) в целях
оптимального управления финансовой системой.
Контрольная функция финансов
всегда имеет конкретную форму проявления:
она может быть сориентирована на предприятие
как единый объект управления, на его структурные
подразделения, на бюджет конкретного
уровня, на какой-либо внебюджетный фонд
и на отдельно взятое лицо.
Контрольная функция
финансов связана с воспроизводственной и
распределительной функциями. Она может
играть активную роль в принятии того или
иного решения либо пассивно отражать
результаты распределения денежных средств
и воспроизводственных процессов.
Контрольная функция проявляется
в следующем: выявляется степень соответствия
получаемых доходов, структуры фондов
денежных средств намеченным заданиям
по расширению объемов производства; корректируется
несоответствие между доходами и расходами
предприятия, бюджета, внебюджетного фонда,
домашнего хозяйства.
Контрольная функция финансов
реализуется по следующим основным направлениям
на макро - и микроуровнях:
- контроль за
правильным и своевременным перечислением
сумм в фонды денежных средств по всем
установленным источникам финансирования;
- контроль за соблюдением заданной структуры
фондов денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального развития;
- контроль за
целенаправленным и эффективным использованием
финансовых ресурсов.
Для реализации контрольной
функции разрабатывают нормативы, определяющие
размеры фондов денежных средств и источники
их финансирования. Целевое и эффективное
использование финансовых ресурсов контролируется
на основе составляемых плановых и отчетных
смет образования и расходования денежных
фондов.
Контрольная функция финансов
на микроуровне включает также:
- контроль за поступлением выручки от
реализации продукции, товаров, работ,
услуг, доходов домашних хозяйств;
- контроль за уровнем самофинансирования,
прибыльности и рентабельности.
Контроль за уровнем самофинансирования
может проводиться на основе определения
соотношения внутренних источников финансирования,
включая нераспределенную прибыль, амортизацию,
резервные и страховые фонды, а также средств,
полученных от продажи акций и облигаций
(эмиссионный доход), банковских ссуд и
коммерческого кредита (взаимной задолженности
предприятий по товарным поставкам). Ликвидность
контролируется по соотношению оборотного
капитала и краткосрочных обязательств.
Оборачиваемость капитала контролируется
по соотношению объема реализации и совокупности
основного и оборотного капитала либо
валюты баланса. Прибыльность контролируется
по отношению к объему продаж, издержкам
производства и обращения, активам и собственному
капиталу предприятия.
С учетом уровня самофинансирования
и прибыльности определяется степень
финансового риска.
Помимо трех основных
функций финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция
связана с вмешательством государства
через финансы (государственные расходы,
налоги, государственный кредит) в процесс
воспроизводства.
В условиях рыночных отношений
финансы должны также
выполнять стабилизационную функцию.
Ее содержание заключается в том, чтобы
обеспечить для всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильные условия в экономических
и социальных отношениях. Особое значение
при этом имеет вопрос о стабильности
финансового законодательства, поскольку
без этого невозможно осуществление инвестиционной
политики в производственную сферу со
стороны частных инвесторов.
Еще одна функция - функция организации. Она включает
выбор предприятиями организационно-правовой
формы, бюджетное устройство, разграничение
полномочий законодательных и исполнительных
органов власти в бюджетном процессе,
определение прав и обязанностей функциональных
подразделений финансовых органов.
Функция стимулирования - предполагает
выбор оптимальных средств и способов
для реализации поставленных целей.
Функции финансов реализуются
через финансовый механизм, включающий
совокупность организационных форм финансовых
отношений в народном хозяйстве, порядок
формирования и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств, методы финансового планирования,
формы управления финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
Важный элемент финансового механизма
- финансовое планирование, которое, прежде
всего, относится к бюджетному планированию.
2. Финансовые термины
БАНК - по законодательству РФ коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено право привлекать де нежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
БЮДЖЕТ – это система денежных отношений между определенными лицами с целью формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения возникающих потребностей. Представляет собою свод всех видов доходов и расходов лица, организации или государства и устанавливается на определенный период времени.ъ
СТРАХОВАНИЕ - отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий),страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательным является страхование, осуществимое в силу закона.
КРЕДИТ - ссуда, предоставляемая в денежной или натуральной форме на условиях возвратности и, как правило, с уплатой определенного по соглашению между кредитором и должником процента за пользование кредитом.
ЗАЕМ - в гражданском праве договор, по которому одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи, определенные родовыми признаками
числом, весом, мерой, а заемщик обязан возвратить займодавцу такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
ФОНД - в гражданском законодательстве правомочие на распределение по покупателям либо получение того количества продукции, которое выделено по плану распределения. Фонды на продукцию действуют в течение периода, на который они выделены, фонды, выделенные на срок менее одного года, действуют до конца планового года, если иные сроки не установлены законодательством.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - по законодательству РФ совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
ИНВЕСТИЦИИ - помещение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации. Срок окупаемости инвестиций рассчитывается как отношение суммы инвестиций к полученной годовой прибыли или экономии от снижения себестоимости продукции, полученным в результате осуществления данного мероприятия (строительства, технического перевооружения, внедрения новой техники), и соответствует числу лет, по истечении которых единовременные инвестиции окупаются экономией на текущих затратах. Показатель, обратный сроку окупаемости инвестиций коэффициент эффективности инвестиций позволяет выбирать наилучший вариант развития производственных мощностей или строительства новых предприятий.