Понятие системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность

Файлы: 1 файл

Понятие системы государственного управления.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Понятие системы государственного управления  

В государственном  управлении задействованы множество  государственных органов и общественных структур, большое число должностных  лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дорогостоящие  материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. 

Согласно общеметодологическому  подходу под системой понимается целостность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой. Любая система  – глобальная или простейшая, социальная, техническая или биологическая – имеет общие сущностные характеристики. 

Система существует в окружающей ее среде (внешней среде), функционирует лишь взаимодействуя, адаптируясь во внешней среде, приспосабливаясь, реагируя на изменения, которые в  ней происходят. 

Система состоит  из элементов, компонентов, подсистем. Элементы в системе связаны между  собой, изменение одного элемента, повлечет за собой изменение всей совокупности. 

Система образуется не от суммы элементов, а от целостности. 

Все системы  являются изменяемыми, существуют во времени и пространстве. 

Каждая система  имеет свое предназначение. 

Каждая система  структурно оформлена. Структура есть строение системы, внутренняя форма  ее организации. 

Государственное управление относится к виду социальных систем, обнаруживая все видовые признаки: 

Социальные системы - наиболее сложные и значимые. Они  образуются людьми, функционируют через  деятельность людей, объектом их воздействия  выступают  люди. 

Целеполагание, целенаправленность составляют сущностный признак социальной системы, определяют сложность управляющего воздействия как самой системы, так и на нее. 

Социальная система - это всегда организованная (в той  или иной степени) целостность. 

Непременный атрибут  социальной системы - стремление к самосохранению в имеющемся качестве, прямым следствием чего является адаптация социальной системы к внутренним и внешним воздействиям. 

Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как  функционирование нескольких сложных  социальных систем. Условно назовем их: 

система управляющая - государство как определяющий субъект  управления; 

система управляемая - компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления; 

система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и пр. Сущностной характеристикой этой системы является наличие в ней разного рода отношений: субъектно-субъектных, субъектно-объектных. 

Для государственного управления, системное выражение  его компонентов, элементов и  их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. Ведь другие виды управления не обладают ни таким множеством элементов, ни таким многообразием их взаимосвязей. Состояние системы государственного управления сказывается на всех общественных процессах, явлениях и отношениях, и если она плохо организована и сумбурно функционирует, то, в конечном счете, это приведет к нерациональной деятельности не только государственных и общественных институтов, но и человека. 

Прямые  и обратные связи  в системе государственного управления

Добавил admin | Рубрики: Теория управления

  

Для эффективного государственного управления необходимо взаимодействие субъекта и объекта управления, что осуществляется посредством прямых и обратных связей между ними. Прямая связь означает воздействие субъекта (государственного органа, должностного лица) на объект, т.е. направляет поведение объекта. Обратные связи свидетельствуют о реакции объекта на управленческие решения и действия субъекта и, в конечном счете, определяют качество управления. 

Доминирующий  в системе управления властвующий  субъект – движущая сила управленческого  процесса, его определяющий фактор. Здесь следует отметить, что структура субъекта и тип взаимосвязи между его элементами воспроизводят организацию государственной власти. Высшему институту власти соответствует центральный управляющий орган; функциональное разделение государственной власти на ее ветви воспроизводится в соответствующих центрах принятия управленческих решений на высшем и региональном уровнях; иерархическое структурирование субъекта управления дублирует иерархическое строение власти и т.п. 

Прямые связи  могут быть вертикальными (связи  подчиненности, субординации) и горизонтальными. В зависимости от времени воздействия они могут быть постоянными (служебная субординация), временными или эпизодическими (например, в случае принятия главой государства, каких-либо чрезвычайных мер в кризисной ситуации). В хорошо отлаженном управленческом механизме прямое воздействие может быть мягким («управлением дирижера»), или вовсе незаметным и, как правило, именно оно дает наилучшие результаты. В кризисных ситуациях оно может доходить до силовых форм. 

Вертикальные связи означают следование одних органов предписаниям других: местного управления и самоуправления – региональным органам управления, а региональных – правительству страны. Это – связи соподчинения. Централизация государственного управления всегда базируется на вертикальных связях. 

Вертикальные  связи бывают восходящими и нисходящими, осуществляются между руководителем  и коллективом, между ру- 
 

 ководителями  различного уровня. Наличие прямых  вертикальных связей не противоречит  автономности объекта управления. 

Горизонтальные  связи характеризуются взаимодействием  управленческих органов как относительно самостоятельных и равноправных по своим полномочиям в рамках установленных законом предметов  ведения. Они осуществляются внутри подразделения, между подразделениями, между руководителями, между сотрудниками. Это связи координации, взаимодействия и сотрудничества, направлены на реализацию целей государственного управления и могут включать элемент подчинения. В Республике Беларусь отношения между многими министерствами носят координационный характер, однако, например, Министерство образования может давать обязательные распоряжения Министерству здравоохранения, Министерству сельского хозяйства и продовольствия и другим органам по вопросам, касающимся подведомственных им образовательным учреждениям. 

Вертикальные  связи имеют тенденцию к доминированию  над горизонтальными, поскольку  государственной власти присуще  свойство централизации и концентрации. Такая тенденция встречает противодействие  со стороны территориальных органов управления. Системные взаимосвязи субъектов управления динамичны: они реализуются и воспроизводятся в виде живых противоречий, регулируемых и разрешаемых в рамках конституционных норм. 

Прямое управляющее  воздействие предполагает изменение  поведения объекта в нужном для субъекта направлении. Однако отметим, что не всегда объект реагирует таким образом: он может не только не подчиниться, но и активно противодействовать решениям и действиям субъекта. Такая ситуация требует изменения характера прямых связей: субъект, если его действия не противоречат конституции, вправе воспользоваться легитимным принуждением. 

Устойчивость  система государственного управления приобретает в том случае, если прямые связи дополняются обратными. В зависимости от места возникновения и реализации можно выделить два типа обратных связей: объектные и субъектные. Объектные обратные связи отражают реакцию восприятия управляющего воздействия со стороны управляемой системы: выражение согласия, несогласия, поддержки, противодействия. Эта информация в открытой системе государственного управления поступает к субъекту в лице государственных органов или должностных лиц, в соответствующие аналитические центры, которые производят ее отбор, делают анализ, обобщения, соответствующие выводы для принятия новых управленческих решений, что находит новый отклик в управляемой системе. Таким образом, прямые и обратные связи носят циклический характер. 

Объектные обратные связи по способам выражения могут  быть активными (например, забастовка, митинг протеста и т.д.) и пассивными (текущая информация).

  

Субъектные обратные связи позволяют понять и оценить  информацию о реакции и действиях  нижестоящего уровня управления на решения  и действия вышестоящего уровня. К  субъектным обратным связям относятся: контроль, анализ и оценка выполнения функциональных обязанностей должностных лиц. Особую роль они играют в связи с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также в странах с децентрализованным управлением. Необходимо иметь в виду, что абсолютная автономия подсистем, противопоставление интересов и полномочий структур государственного аппарата друг другу могут привести к обрыву обратных связей, разбалансированности действий структурных элементов управляющей системы, к дублированию их функций. Субъектные и объектные обратные связи тесно переплетены. 

В зависимости  от того, как функционируют прямые и обратные связи, выделяют системы  демократические, авторитарные и тоталитарные, хотя в чистом виде они не встречаются. Для демократических систем характерно существование и прямых, и обратных связей, механизм принятия решений прозрачен для общества. В авторитарных системах преобладают прямые связи, а обратные блокируются. В тоталитарных – система государственного управления отделена от общества, используются только прямые связи (сверху вниз), государственный интерес объявляется приоритетным. 

Степень открытости системы может быть различной, однако эффективно и стабильно она работает лишь тогда, когда адекватно реагирует на потребности и запросы общества. Нарушение этого правила приводит к тому, что система начинает работать на себя: власть используется не как средство, а как цель, что неизбежно приводит к ее стагнации, а в обществе появляются силы, заинтересованные в ее замене. Управленческие кадры должны это учитывать в своей деятельности и принимать соответствующие превентивные меры: изменить задачи, тактику управленческого процесса, переориентировать усилия. Иными словами, система государственного управления, включенная в общественно-политический процесс, является динамичной и постоянно развивающейся. 
 
 

3. Типичное и уникальное  в государственном  управлении 

 Системный  характер государственного управления, объективно связывающий все его компоненты в единую динамично развивающуюся целостность, требует выделения в управлении, с одной стороны, общего, типичного и универсального, а с другой стороны, единичного, индивидуального и неповторимого.

 При этом  следует учитывать, что у нас часто отождествляются понятия «единство», «унификация» (шаблонирование) и «типичность». Считается, что чем больше в системе унифицированных цементов и шаблона, тем прочнее, устойчивее, стабильнее и надежнее система. Опыт свидетельствует, что это далеко не так.

 примеров  тому множество. Советскую систему  не спасли ни централизованное  планируемое управление, ни однотипные  штаты и номенклатурные подходы  к решению кадровых вопросов. ни командно-мобилизационные методы  работы, ни идеологическая монополия. Многие эксперты вовсе не уверены, что назначение губернаторов по рекомендациям из одного управляющего центра (администрации Президента) укрепит единство общества, обеспечит ожидаемые качественные подвижки в системе государственного управления.

 Шаблон и типичное — не одно и то же. Типичное — это не унификация и шаблонирование, а выделение наиболее общего и определяющего в том, что составляет сущность явления. Типичное схватывает самое существенное, что скрыто в недрах управленческой системы. Это то общее, что качественно присуще множеству явлений. С учетом типичного и уникального строятся межбюджетные отношения; создается правовое поле государственного и муниципального управления на федеральном, региональном и местном уровнях; определяются предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

 Многие полагают, что в условиях демократии  и самоуправления типичное вообще  становится излишним и может  быть отброшено как наследие  тоталитарной системы управления. При таком подходе смешиваются разные явления: право (свобода, инициатива) на творческий поиск и обязанность (необходимость и дисциплина) действовать целесообразно. Целесообразность заставляет обращаться к типичному, т.е. к тем способам, формам, методам и средствам, с помощью которых в прошлом уже решались аналогичные задачи применительно к данной конкретной ситуации. Надо опираться на те знания и опыт, которые апробированы и стали достоянием общественной практики. Все конструктивное I перспективное следует изучать, обобщать и, пропагандируя, внедрять в практику. В том числе и в практику государственного управления.

Информация о работе Понятие системы государственного управления