Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:49, реферат
В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность
Понятие
системы государственного
управления
В государственном
управлении задействованы множество
государственных органов и
Согласно
Система существует
в окружающей ее среде (внешней среде),
функционирует лишь взаимодействуя,
адаптируясь во внешней среде, приспосабливаясь,
реагируя на изменения, которые в
ней происходят.
Система состоит
из элементов, компонентов, подсистем.
Элементы в системе связаны между
собой, изменение одного элемента, повлечет
за собой изменение всей совокупности.
Система образуется
не от суммы элементов, а от целостности.
Все системы
являются изменяемыми, существуют во времени
и пространстве.
Каждая система
имеет свое предназначение.
Каждая система
структурно оформлена. Структура есть
строение системы, внутренняя форма
ее организации.
Государственное
управление относится к виду социальных
систем, обнаруживая все видовые признаки:
Социальные системы
- наиболее сложные и значимые. Они
образуются людьми, функционируют через
деятельность людей, объектом их воздействия
выступают люди.
Целеполагание,
целенаправленность составляют сущностный
признак социальной системы, определяют
сложность управляющего воздействия как
самой системы, так и на нее.
Социальная система
- это всегда организованная (в той
или иной степени) целостность.
Непременный атрибут
социальной системы - стремление к самосохранению
в имеющемся качестве, прямым следствием
чего является адаптация социальной системы
к внутренним и внешним воздействиям.
Системный подход
к изучению государственного управления
позволяет представить его как
функционирование нескольких сложных
социальных систем. Условно назовем их:
система управляющая
- государство как определяющий субъект
управления;
система управляемая
- компоненты общества, подверженные государственному
воздействию как объекты
система взаимодействия
- различные институты
Для государственного
управления, системное выражение
его компонентов, элементов и
их взаимосвязей имеет принципиальное
теоретическое и
Прямые и обратные связи в системе государственного управления
Добавил admin | Рубрики: Теория управления
Для эффективного
государственного управления необходимо
взаимодействие субъекта и объекта управления,
что осуществляется посредством прямых
и обратных связей между ними. Прямая связь
означает воздействие субъекта (государственного
органа, должностного лица) на объект,
т.е. направляет поведение объекта. Обратные
связи свидетельствуют о реакции объекта
на управленческие решения и действия
субъекта и, в конечном счете, определяют
качество управления.
Доминирующий
в системе управления властвующий
субъект – движущая сила управленческого
процесса, его определяющий фактор.
Здесь следует отметить, что структура
субъекта и тип взаимосвязи между его
элементами воспроизводят организацию
государственной власти. Высшему институту
власти соответствует центральный управляющий
орган; функциональное разделение государственной
власти на ее ветви воспроизводится в
соответствующих центрах принятия управленческих
решений на высшем и региональном уровнях;
иерархическое структурирование субъекта
управления дублирует иерархическое строение
власти и т.п.
Прямые связи
могут быть вертикальными (связи
подчиненности, субординации) и горизонтальными.
В зависимости от времени воздействия
они могут быть постоянными (служебная
субординация), временными или эпизодическими
(например, в случае принятия главой государства,
каких-либо чрезвычайных мер в кризисной
ситуации). В хорошо отлаженном управленческом
механизме прямое воздействие может быть
мягким («управлением дирижера»), или вовсе
незаметным и, как правило, именно оно
дает наилучшие результаты. В кризисных
ситуациях оно может доходить до силовых
форм.
Вертикальные связи
означают следование одних органов предписаниям
других: местного управления и самоуправления
– региональным органам управления, а
региональных – правительству страны.
Это – связи соподчинения. Централизация
государственного управления всегда базируется
на вертикальных связях.
Вертикальные
связи бывают восходящими и нисходящими,
осуществляются между руководителем
и коллективом, между ру-
ководителями
различного уровня. Наличие прямых
вертикальных связей не
Горизонтальные
связи характеризуются
Вертикальные
связи имеют тенденцию к
Прямое управляющее
воздействие предполагает изменение
поведения объекта в нужном для субъекта
направлении. Однако отметим, что не всегда
объект реагирует таким образом: он может
не только не подчиниться, но и активно
противодействовать решениям и действиям
субъекта. Такая ситуация требует изменения
характера прямых связей: субъект, если
его действия не противоречат конституции,
вправе воспользоваться легитимным принуждением.
Устойчивость
система государственного управления
приобретает в том случае, если
прямые связи дополняются обратными.
В зависимости от места возникновения
и реализации можно выделить два типа
обратных связей: объектные и субъектные.
Объектные обратные связи отражают реакцию
восприятия управляющего воздействия
со стороны управляемой системы: выражение
согласия, несогласия, поддержки, противодействия.
Эта информация в открытой системе государственного
управления поступает к субъекту в лице
государственных органов или должностных
лиц, в соответствующие аналитические
центры, которые производят ее отбор, делают
анализ, обобщения, соответствующие выводы
для принятия новых управленческих решений,
что находит новый отклик в управляемой
системе. Таким образом, прямые и обратные
связи носят циклический характер.
Объектные обратные связи по способам выражения могут быть активными (например, забастовка, митинг протеста и т.д.) и пассивными (текущая информация).
Субъектные обратные
связи позволяют понять и оценить
информацию о реакции и действиях
нижестоящего уровня управления на решения
и действия вышестоящего уровня. К
субъектным обратным связям относятся:
контроль, анализ и оценка выполнения
функциональных обязанностей должностных
лиц. Особую роль они играют в связи с разделением
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную, а также в странах
с децентрализованным управлением. Необходимо
иметь в виду, что абсолютная автономия
подсистем, противопоставление интересов
и полномочий структур государственного
аппарата друг другу могут привести к
обрыву обратных связей, разбалансированности
действий структурных элементов управляющей
системы, к дублированию их функций. Субъектные
и объектные обратные связи тесно переплетены.
В зависимости
от того, как функционируют прямые
и обратные связи, выделяют системы
демократические, авторитарные и тоталитарные,
хотя в чистом виде они не встречаются.
Для демократических систем характерно
существование и прямых, и обратных связей,
механизм принятия решений прозрачен
для общества. В авторитарных системах
преобладают прямые связи, а обратные
блокируются. В тоталитарных – система
государственного управления отделена
от общества, используются только прямые
связи (сверху вниз), государственный интерес
объявляется приоритетным.
Степень открытости
системы может быть различной, однако
эффективно и стабильно она работает
лишь тогда, когда адекватно реагирует
на потребности и запросы общества. Нарушение
этого правила приводит к тому, что система
начинает работать на себя: власть используется
не как средство, а как цель, что неизбежно
приводит к ее стагнации, а в обществе
появляются силы, заинтересованные в ее
замене. Управленческие кадры должны это
учитывать в своей деятельности и принимать
соответствующие превентивные меры: изменить
задачи, тактику управленческого процесса,
переориентировать усилия. Иными словами,
система государственного управления,
включенная в общественно-политический
процесс, является динамичной и постоянно
развивающейся.
3. Типичное и уникальное в государственном управлении
Системный
характер государственного
При этом следует учитывать, что у нас часто отождествляются понятия «единство», «унификация» (шаблонирование) и «типичность». Считается, что чем больше в системе унифицированных цементов и шаблона, тем прочнее, устойчивее, стабильнее и надежнее система. Опыт свидетельствует, что это далеко не так.
примеров
тому множество. Советскую
Шаблон и типичное — не одно и то же. Типичное — это не унификация и шаблонирование, а выделение наиболее общего и определяющего в том, что составляет сущность явления. Типичное схватывает самое существенное, что скрыто в недрах управленческой системы. Это то общее, что качественно присуще множеству явлений. С учетом типичного и уникального строятся межбюджетные отношения; создается правовое поле государственного и муниципального управления на федеральном, региональном и местном уровнях; определяются предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Многие полагают,
что в условиях демократии
и самоуправления типичное
Информация о работе Понятие системы государственного управления