Понятие и система государственного управления здравоохранением в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучить государственное управление в области здравоохранения РФ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить основы организации управления здравоохранением РФ.
исследовать систему государственного управления здравоохранения в РФ.
проанализировать основные направления государственной политики в сфере здравоохранения РФ на сегодняшний день.

Файлы: 1 файл

Админ. право.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Здравоохранение - это система социально-экономических  и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом!

Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической  системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Здоровье сегодня  стало социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого принято судить о степени развитости и благополучия общества.

Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в  обществе. Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Указанные моменты  обуславливают актуальность исследования, а так же во много определяют цели и задачи исследования.

Целью данной работы является изучить государственное управление в области здравоохранения РФ.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. изучить основы организации управления здравоохранением РФ.
  2. исследовать систему государственного управления здравоохранения в РФ.
  3. проанализировать основные направления государственной политики в сфере здравоохранения РФ на сегодняшний день.

 

1. Понятие и основы организации управления здравоохранением.

Отрасль здравоохранения  является составным элементом структуры  социальной сферы, имея своей целью  сохранение и укрепление здоровья населения  посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений.

Охрана здоровья является делом государственной  важности. Поэтому целесообразно  выделить основные задачи государства  в области охраны здоровья граждан. К ним следует отнести: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи; реализацию федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека. /http://lib.rus.ec/b/285607/read/

Наиболее активной отраслью, которая организационно и  методически обеспечивает государственные  структуры, ведомства и организации  мероприятиями по охране здоровья и профилактике заболеваний населения, является здравоохранение. /http://lib.rus.ec/b/285607/read/

Здравоохранение как объект государственного управления и регулирования представляет собой как деятельность государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи.

Признаки здравоохранения как отрасли государственного управления:

  • здравоохранение является частью социальной сферы управления;
  • цель здравоохранения состоит в сохранении и укреплении здоровья населения посредством, как проведения эффективной государственной политики, так и профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений;
  • основными задачами здравоохранения являются: более полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи; создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения;
  • к сфере административно-правового регулирования здравоохранением относятся медицинские учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и органы управления здравоохранением.

В соответствии с законодательством РФ  действуют три системы здравоохранения: муниципальная, государственная и частная.

К муниципальной  системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения и муниципальные органы управления здравоохранением.

К государственной  системе здравоохранения относятся министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

К частной  системе здравоохранения относятся частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица. Это коммерческие и некоммерческие организации, имущество которых находиться в частной и иных, формах собственности, в уставах которых указано, что медицинская деятельность является для них основной. Предпринимательская деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляется лицами, имеющими медицинское образование.

В последнее время частная  система приобретает все большую  активность, и становиться все  более популярной, потому что только она может предоставить гражданам самые последние виды лечения, современные виды обследования и диагностики, а так же уровень сервиса и комфорта./ http://student.zoomru.ru/ekonom/jekonomika-zdravoohraneniya/27151.204570.s2.html/

Под системой здравоохранения  Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья населения посредством профилактики заболеваний, а также оказания медицинской помощи. Значимость системы здравоохранения может быть охарактеризована с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций. Правовой характер системы здравоохранения связан с верховенством Конституции РФ и федеральных законов, признанием принятых норм международного права, социальный характер – с обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения, государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Экономический характер системы связан с ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с точки зрения его ресурсного обеспечения. Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценностью системы здравоохранения и их признание, соблюдение и защита являются обязанностью рассматриваемой системы.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что охрана здоровья граждан является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. Наиболее активной отраслью, которая организационно и методически обеспечивает государственные структуры, ведомства и организации мероприятиями по охране здоровья и профилактике заболеваний населения, является здравоохранение, которое является не просто важной отраслью социальной сферы – оно представляет собой систему жизнеобеспечения, и в этом смысле здравоохранение можно рассматривать как важный фактор национальной безопасности страны. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения./ http://lib.rus.ec/b/285607/read/

2. Понятие и система государственного управления здравоохранением в Российской Федерации

2.1. Понятие и сущность государственного управления здравоохранением.

Управление  – это различные способы воздействия  субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию.

Можно выделить следующие виды управления здравоохранением:

  • Международное управление здравоохранением. Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом или региональными международными объединениями.
  • Государственное управление. Оно осуществляется в пределах государственного организованного общества той или иной страны.
  • Управление в субъектах Федерации (область, край, автономный округ и др.).

 Существование  государственного управления здравоохранением  в России обусловлено признанием  человека, его жизни и здоровья  высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества. Поэтому управление здравоохранением является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления).

В свою очередь  задача управления здравоохранением сводится к наиболее эффективному достижению цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рациональному использованию ресурсов здравоохранения. В связи с этим государство ставит перед собой задачи, направленные на обеспечение охраны здоровья граждан, реализовать которые призвана именно государственная система управления здравоохранением.

Структура системы  управления здравоохранением включает следующие элементы: субъект, объект и их связи, собственно процесс государственного управления (функции, формы и методы, цели и задачи).

В качестве субъектов (управляющего) выступают органы государственного и муниципального управления здравоохранением, руководство общественных объединений (Президент РФ, Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и субъектов Федерации; органы местного самоуправления в области здравоохранения; Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования и т.д.)

Объектами (управляемого) государственного управления здравоохранением являются учреждения здравоохранения, испытывающие на себе государственное воздействие названных выше субъектов. К ним относятся: поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, центры санитарно – эпидемиологического надзора, специализированные санатории, станции скорой медицинской помощи, судебно – медицинские и другие учреждения здравоохранения. Они подразделяются на государственные (федеральные или субъектов Федерации), муниципальные и частные.

Одним из способов осуществления взаимосвязи объекта  и субъекта управления здравоохранением является передача информации. При  этом в целях обеспечения динамичности процесса управления необходимо обеспечить непрерывность поступления нужной информации об объекте в нужный момент. Этот обмен информацией является обязательным условием существования системы управления здравоохранением. Следует различать прямые и обратные связи.

Функции государственного управления могут быть разделены на ряд составляющих:

  1. Принятие управленческого решения заключается в оценке ситуации, прогнозировании и планировании.

Сначала оценивается  ситуация в сфере здравоохранения  по стране, выясняются потребности в медицинских услугах, и т. п. Затем составляется прогноз.

  • Прогноз – это метод научно обоснованного предвидения возможных направлений развития сферы здравоохранения. Прогнозы имеют вероятностный характер, но если прогноз выполнен качественно, он становится основой для планирования.
  • Планирование – это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления здравоохранением. В процессе реализации планирования создаются программы по развитию отношений в сфере здравоохранения. Плановость управления дает возможность, исходя из выявленных закономерностей развития сферы здравоохранения, наиболее полно удовлетворять потребности нуждающегося населения в медицинских услугах, организовывать профилактическую работу, лечение, реабилитацию, подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации медицинских работников, осуществлять строительство объектов медицинского назначения. Планирование завершается принятием основного решения.
  • Решение – это выбор определенного способа действий. В сфере государственного управления оно оформляется актами, имеющими государственное значение и особую юридическую форму (приказа или распоряжения органов управления).
  1. Осуществление решения предполагает организацию деятельности.

Непосредственная  организация охраны здоровья народа возложена на отраслевые органы здравоохранения  – территориальные (системы Министерства здравоохранения и социального  развития РФ) и ведомственные. Организация состоит в формировании системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности и включает в себя координацию и регулирование.

  • Координация (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в сфере здравоохранения). Координацию высшего и более общего порядка в системе управления здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Они обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в сфере здравоохранения, её законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления.
  • Регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления). Регулирование – использование способов и методов управления в процессе организации системы управления здравоохранением и её функционирования. Это установление общеобязательных требований и процедур для объектов – учреждений здравоохранения (государственные социальные стандарты, требования к процедуре лицензирования, государственной аттестации и т. д.) с целью обеспечения порядка управления в области здравоохранения, безопасности, равенства участников здравоохранительных отношений, основ демократической конкуренции, прав и свобод граждан.
  • Контроль. Суть контроля состоит в систематической подаче подконтрольными учреждениями здравоохранения (объектами управления) сведений о своей деятельности субъекту (органу управления здравоохранением), где эти сведения обрабатываются. На основе этих сведений субъекты получают возможность провести качественный и количественный контроль функционирования объектов с дальнейшей целью устранения недостатков в системе, а равно для ее совершенствования.

Информация о работе Понятие и система государственного управления здравоохранением в Российской Федерации