Понятие структура фининсового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие механизма.
Структура его и составные части.
Развитие механизма.
Опыт поколении.

Файлы: 1 файл

фмн.docx

— 84.46 Кб (Скачать файл)

 

Сегодня финансовые отношения  являются неотъемлемой частью развития общества. Одной из задач государства  является проведение финансовой политики, которая направлена на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством своих функций.

 

Финансовая политика на практике реализуется посредством финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов. Финансовый механизм определяет совокупность способов организации  финансовых отношений, которые применяются  в обществе для обеспечения благоприятных  условий социального и экономического развития.

 

Предметом и объектом данной работы является финансовый механизм. Цель – ознакомиться с понятием финансового механизма, его содержанием  и структурой.

 

При написании использовалась учебная литература и Бюджетный  Кодекс РФ.

 

 

Понятие и сущность финансового  механизма

 

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить ее задачи и при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов.

 

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации  финансовых отношений, которые применяются  в обществе в условиях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития.

 

В других источниках дается такое определение: финансовый механизм — совокупность видов, форм организации  финансовых отношений, специфических  методов формирования и использования  финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

 

Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного  определения.

 

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным  элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения  и проявления в соответствующих  финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом  распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в  рамках отдельной организации.

 

На практике в сфере  государственных и муниципальных  финансов в процессе мобилизации  доходов в бюджеты органов  государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных  внебюджетных фондов используются:

 

конкретные виды налоговых  платежей: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.

 

виды неналоговых поступлений: дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, проценты по бюджетным  кредитам, суммы пени и штрафов  за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

 

В ходе предоставления бюджетных  средств используются конкретные виды бюджетных расходов: на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы  РФ и прочие расходы.

 

В сфере финансов субъектов  хозяйствования примерами видов  финансовых ресурсов коммерческих организаций  являются взносы учредителей в денежной форме в уставный капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления; некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

 

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок  их организации, т. е. установление механизма  аккумуляции, перераспределения и  использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных  отношений используются различные  формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в  процессе межбюджетного распределения  и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов  бюджета в порядок их образования  будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых  льгот и санкций, а также порядок  уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового  обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

 

Методами организации  финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического  осуществления операций, связанных  с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

 

Быстрый поиск по Банку  Рефератов: 

финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной  и безвозмездной основе. Финансовым методом формируются собственные  финансовые ресурсы коммерческих и  некоммерческих организаций (аккумулирование  членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных  отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной  и безвозвратной основах);

 

метод кредитования связан с  предоставлением денежных средств  на условиях срочности, возвратности и  платности. На макроуровне этот метод  используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а  на микроуровне – при получении  юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 – 77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в  результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

 

налоговый метод подразумевает  аккумулирование денежных средств  для финансового обеспечения  деятельности государства и муниципальных  образований в форме налогов  юридических и физических лиц  на обязательной, принудительной и  безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики  налоговый метод является преобладающим  при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует  обеспечивать необходимый баланс между  объемом аккумулируемых финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в  распоряжении организаций и населения, с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических  и социальных рисков;

 

страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано  с особенностями осуществления  финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда  возрастает возможность наступления  непредвиденных событий в социально-экономической  жизни общества. В этой ситуации страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики  и социальной сферы при наступлении  различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную  деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства  и социальное обеспечение населения.

 

Финансовый механизм делится  на:

 

Директивный. Разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование;

 

Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные  и внутрихозяйственные финансовые отношения коммерческих предприятий.

 

Структурные элементы финансового  механизма

 

Структура финансового механизма  состоит из 5 элементов, которые взаимосвязаны  между собой:

 

Финансовые методы – приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);

 

Финансовые рычаги – инструменты  воздействия финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные  отчисления, экономические фонды  целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля  и т. п.);

 

Правовое обеспечение  – наличие законодательных и  других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные  акты, постановления, приказы, циркулярные  письма и другие правовые документы  органов управления);

 

Нормативное обеспечение  – наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);

 

Информационное обеспечение  – наличие необходимой информации для принятия финансовых решений (разного  рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).

 

К финансовой информации относится  осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров  и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и  валютном рынках и т. п., а также  сообщение о положении дел  на биржевом, внебиржевом рынках, о  финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих  субъектов, различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет  и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях  и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

 

Все элементы финансового  механизма являются составной частью единого целого и в то же время  функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость  постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных  подразделений финансового механизма  является важным условием его функционирования.

 

Структурные элементы финансового  механизма различаются по сложности  и разветвленности:

 

для бюджетного механизма  характерна система из многих видов  налогов, наличие разнообразных  направлений использования средств  и методов финансирования;

 

в страховых организациях широко развита система резервных  фондов;

 

для финансового механизма  предприятий определяется соотношение  между отдельными формами денежных накоплений.

 

Быстрый поиск по Банку  Рефератов: 

Финансовый механизм приводится в действие с помощью установления количественных параметров каждого  его элемента, например, определения  налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры и способы их определения являются наиболее подвижной  частью финансового механизма. Они  чутко реагируют на изменение  условий производства и задач, стоящих  перед обществом, чаще подвергаются корректировке.

 

Способы количественного  определения параметров финансового  механизма, имеющих мерные характеристики, являются его наиболее мобильной  частью. К ним относятся: способы  исчисления бюджетных доходов, способы  определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы  начисления амортизации и т.п. Необходимость  их постоянного изменения и совершенствования  диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий  экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены  целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

 

 

Классификация финансового  механизма

 

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных  между собой элементов, соответствующих  разнообразию финансовых отношений  в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято  классифицировать по различным признакам.

 

В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

 

финансовый механизм предприятий  и хозяйственных организаций:

 

финансовый механизм коммерческих организаций;

 

финансовый механизм некоммерческих организаций;

 

финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;

 

страховой механизм;

 

механизм функционирования государственных и муниципальных  финансов:

 

бюджетный механизм;

 

механизм функционирования внебюджетных фондов.

 

Внутри каждого их перечисленных  звеньев финансового механизма  используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости  от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:

 

механизм мобилизации  денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

Информация о работе Понятие структура фининсового механизма