Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа
Понятие механизма.
Структура его и составные части.
Развитие механизма.
Опыт поколении.
Сегодня финансовые отношения являются неотъемлемой частью развития общества. Одной из задач государства является проведение финансовой политики, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика на практике
реализуется посредством
Предметом и объектом данной работы является финансовый механизм. Цель – ознакомиться с понятием финансового механизма, его содержанием и структурой.
При написании использовалась учебная литература и Бюджетный Кодекс РФ.
Понятие и сущность финансового механизма
В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить ее задачи и при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет
собой совокупность способов организации
финансовых отношений, которые применяются
в обществе в условиях обеспечения
благоприятных условий для
В других источниках дается такое определение: финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.
Вид организации финансовых
отношений является исходным, первичным
элементом финансового
На практике в сфере
государственных и
конкретные виды налоговых платежей: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.
виды неналоговых поступлений: дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.
В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов: на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы.
В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления; некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.
Под формой организации финансовых
отношений понимается внешний порядок
их организации, т. е. установление механизма
аккумуляции, перераспределения и
использования финансовых ресурсов
и условий его реализации на практике.
В ходе организации бюджетных
отношений используются различные
формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ),
формы поступления средств в
процессе межбюджетного распределения
и перераспределения финансовых
ресурсов (отчисления от регулирующих
доходов, дотации, субвенции и др.).
При формировании налоговых доходов
бюджета в порядок их образования
будут включаться регламентируемые
нормами налогового права источник
уплаты налога и налоговая база,
процентные ставки, система налоговых
льгот и санкций, а также порядок
уплаты налога. На микроуровне используются
различные формы финансового
обеспечения
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
Быстрый поиск по Банку Рефератов:
финансовый метод используется
для формирования финансовых ресурсов
преимущественно на безвозвратной
и безвозмездной основе. Финансовым
методом формируются
метод кредитования связан с
предоставлением денежных средств
на условиях срочности, возвратности и
платности. На макроуровне этот метод
используется в ходе предоставления
бюджетных кредитов и бюджетных
ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а
на микроуровне – при получении
юридическими лицами кредитов банков,
бюджетных кредитов (ст. 76 – 77 БК РФ),
налоговых кредитов, доходов в
результате выпуска долговых ценных
бумаг коммерческими
налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме налогов юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения, с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
страховой метод предполагает
формирование финансовых ресурсов за
счет поступления страховых взносов.
Его использование в рыночной
экономике непосредственно
Финансовый механизм делится на:
Директивный. Разрабатывается
для финансовых отношений, в которых
непосредственно участвует
Регулирующий. Определяет основные
«правила игры» в конкретном сегменте
финансов. Обычно это общехозяйственные
и внутрихозяйственные
Структурные элементы финансового механизма
Структура финансового механизма состоит из 5 элементов, которые взаимосвязаны между собой:
Финансовые методы – приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);
Финансовые рычаги – инструменты
воздействия финансов на экономику
(прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные
отчисления, экономические фонды
целевого назначения, финансовые санкции,
арендная плата, процентные ставки по
ссудам, депозитам, облигациям, паевые
взносы, вклады в уставный капитал,
портфельные инвестиции, дивиденды,
котировка валютного курса
Правовое обеспечение – наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления);
Нормативное обеспечение – наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);
Информационное обеспечение
– наличие необходимой
К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п., а также сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов, различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Все элементы финансового
механизма являются составной частью
единого целого и в то же время
функционируют относительно самостоятельно.
В этой связи возникает необходимость
постоянного согласования их деятельности,
так как внутренняя увязка структурных
подразделений финансового
Структурные элементы финансового механизма различаются по сложности и разветвленности:
для бюджетного механизма
характерна система из многих видов
налогов, наличие разнообразных
направлений использования
в страховых организациях широко развита система резервных фондов;
для финансового механизма предприятий определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений.
Быстрый поиск по Банку Рефератов:
Финансовый механизм приводится в действие с помощью установления количественных параметров каждого его элемента, например, определения налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры и способы их определения являются наиболее подвижной частью финансового механизма. Они чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом, чаще подвергаются корректировке.
Способы количественного
определения параметров финансового
механизма, имеющих мерные характеристики,
являются его наиболее мобильной
частью. К ним относятся: способы
исчисления бюджетных доходов, способы
определения необходимого объема финансовой
помощи соответствующим бюджетам, способы
начисления амортизации и т.п. Необходимость
их постоянного изменения и
Классификация финансового механизма
Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.
В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:
финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций:
финансовый механизм коммерческих организаций;
финансовый механизм некоммерческих организаций;
финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;
страховой механизм;
механизм функционирования
государственных и
бюджетный механизм;
механизм функционирования внебюджетных фондов.
Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:
механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;