Понятие структура фининсового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Понятие механизма.
Структура его и составные части.
Развитие механизма.
Опыт поколении.

Файлы: 1 файл

фмн.docx

— 84.46 Кб (Скачать файл)

Быстрый поиск по Банку  Рефератов:   

 

Стимул (лат. Stimulus букв. остроконечная  палка, которой погоняли животных) —  это побуждение к действию, побудительная  причина. К финансовым стимулам относятся  цены, кредит, использование прибыли  и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п.

Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.).

Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.

Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

  1. организация финансовых отношений;
  2. управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание первой функции  финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Действие второй функции  финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.

2. Сущность финансового механизма фирмы.

Управление финансами  предприятия осуществляется с помощью  финансового механизма, который состоит из двух, подсистем: управляющей и управляемой.

Управляющая подсистема (субъект управления)

Финансовая служба и её подразделения

Управляемая подсистема (объект управления)

Финансовые Источники  Финансовые Денежный

отношения финансовых ресурсов ресурсы оборот

Субъектом управления, т.е. управляющей  подсистемой финансового менеджмента, являются финансовая служба и её отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры. В качестве основного  объекта управления в финансовом менеджменте выступает денежный оборот фирмы как непрерывный  поток денежных выплат и поступления, проходящих через расчетный и  другие счета фирмы. Управлять денежным оборотом — значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и отдаленной перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступлений и расхода денежных средств как на ближайшую дату, так и на долгосрочную

перспективу.

Финансовый механизм фирмы — это система управления финансовыми отношениями фирмы через финансовые инструменты с помощью финансовых методов. Таким образом, основными элементами финансового механизма являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение и информационное обеспечение финансового управления.

 

Быстрый поиск по Банку  Рефератов:   

 

Правовое обеспечение

Финансовые методы Финансовые отношения

Элементы

Информационное финансового

обеспечение механизма

финансовые инструменты  Финансовые показатели

Финансовые отношения  фирмы. На уровне предприятий (фирм) финансовые отношения охватывают:

  • отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг;
  • отношения с банковской системой по расчетам, за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;
  • отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию финансовых и экономических рисков;
  • отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;
  • отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций;
  • отношения с финалами и дочерними предприятиями;
  • отношения с персоналом предприятия;
  • отношения с акционерами предприятия;
  • отношения с налоговой службой;
  • отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Общим для всех перечисленных  видов отношений является то, что  они выражены в денежной форме  и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств. Тем не менее, несмотря па общность, все перечисленные финансовые отношений  можно объединить в четыре группы, при этом две группы включают внешние  финансовые отношения и две —  внутренние:

Внешние

Внутренние

Отношения с другими 
Предприятиями и организациями 
Отношения с финансово- 
Кредитной системой

Отношения внутри фирмы 
Отношения внутри объединений 
фирм


 

Быстрый поиск по Банку  Рефератов:   

 

Отношения с другими предприятиями  и организациями. Это большая  по объему денежных платежей группа. Отношения  предприятий друг с другом связаны  с реализацией готовой продукции  и приобретением материальных ценностей  для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений  первична, так как именно в сфере  материального производства создается  национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и соответственно прибыль. Правильная организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.

Отношения с финансово-кредитной  системой многообразны. Прежде всего  это отношения с бюджетами  различных уровней и внебюджетными  фондами, связанные с перечислением  налогов и отчислений, а также  отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и  валютными биржами, инвестиционными  фондами и компаниями и т.п.).

Финансовые, отношения внутри фирмы — это отношения между  различными структурными подразделениями  фирмы: филиалами цехами, отделами бригадами, а также отношения с персоналом фирмы - рабочими и служащими.

Финансовые отношения  внутри объединений фирм подразделяются на: финансовые отношения с вышестоящими организациями, отношения внутри ФПГ, отношения между фирмами в  условиях холдинга.

Общим для финансовых отношений  является также то, что они возникают  как результат определенных хозяйственных  операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы  определяется прежде всего состоянием ее производственно-хозяйственных  характеристик. Но справедливо и  обратное утверждение, а именно —  правильная, рациональная организация  финансов фирмы является определяющим, глазным фактором ее успешной производственно-хозяйственной  детальности.

Через систему финансовых показателей управляющая система  может оказывать влияние на хозяйственную  деятельность фирмы. Финансовые показатели используются при анализе, планировании, управлении финансами фирмы и  разделяются на:

  • показатели оценки имущественного состояния фирмы;
  • показатели ликвидности и платежеспособности фирмы;
  • показатели структуры капитала фирмы;
  • показатели состояния оборотных средств;
  • показатели рентабельности и др.

Для отдельных финансовых показателей устанавливаются нормы  и нормативы, т.е. значения, рассчитанные исходя из определенных условий на основе макро- и микроэкономических интересов в сочетании или  в отдельности. Основные нормы и  нормативы утверждаются государством, но некоторые могут разрабатываться  предприятиями самостоятельно. К  первым относятся нормы амортизационных  отчислений, ставки (нормы) уплаты отдельных  налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды, учетная станка и маржа и т.п. Ко вторым — нормы  и нормативы оборотных средств, дивидендов по различным пилам акций  и процентов по другим ценным бумагам  и др.

Финансовые методы — это  методы финансового управления, к  которым относятся: финансовый учет, анализ, планирование, прогнозирование, финансовый контроль, финансовое регулирование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые операции,

трансфертные операции, трастовые  операции, лизинг, аренда, факторинг  и др. Составным элементом перечисленных  методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты  и займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов и др.

Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной фирмы и финансовых обязательств – другой.

К финансовым активам относятся:

  • денежные средства;
  • контрактное право получить от другой фирмы денежные средства или любой другой вид финансового актива;
  • контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой фирмой на выгодных условиях;

 

Быстрый поиск по Банку  Рефератов:   

 

  • акции других предприятий.

К финансовым обязательствам относятся:

контрактное обязательство  выплатить денежные средства или  предоставить какой-то иной вид финансовых актинов другой фирме;

контрактное обязательство  обменяться финансовыми инструментами

с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная  продажа дебиторской задолженности).

Таким образом, финансовые инструменты  — это документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых  осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность  по текущим операциям и др.

Становление активной рыночной среды обусловливает становление, формирование и использование в  предпринимательской деятельности производных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых и банковской

сфере, в финансовых отделах  промышленных и торговых фирм. В  первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Правовое обеспечение  финансового управления составляет действующее

законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предпринимательских фирм в условиях становления рыночной экономики  вызывает необходимость се государственного регулирования, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций;
  • налоговое регулирование;
  • регулирование порядка амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • регулирование денежного обращения и форм расчетов между фирмами и организациями;
  • регулирование валютных операций осуществляемых фирмами регулирование инвестиционной деятельности фирм;
  • регулирование кредитных операций;
  • регулирование процедур банкротства фирм.

Законодательство, регулирующее финансовую деятельность фирмы, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы  и распоряжения министерств и  ведомств, инструкции, методические указания и др. Современное отечественное  финансовое право насчитывает свыше  тысячи законодательных

и иных нормативных актов. В силу специфики переходного  периоду эти акты подвержены частой корректировке, тем не менее в  целом они создают основу государственного регулирования различных аспектов финансовой деятельности предпринимательских

фирм.

 

Быстрый поиск по Банку  Рефератов:   

 

Информационное обеспечение  финансовой деятельности фирмы представляет собой процесс непрерывного целенаправленного  подбора соответствующим информативных  показателей, необходимых для осуществления  эффективных управленческих решений  по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.

Формирование системы  информативных показателей для  конкретной предпринимательской организации  связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной  деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых а информационную базу финансового механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения па каждой группе применительно к практической деятельности конкретной фирмы.

Первая группа — это  показатели, характеризующие общеэкономическое  развитие страны. Эти показатели предназначены  для прогнозирования возможных  изменений во внешней среде функционирования фирмы при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей первой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики. К данной группе относятся следующие показатели:

  • темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
  • объем бюджетною дефицита;
  • объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
  • денежные доходы населения;
  • вклады населения в банках;
  • индекс инфляции;
  • учетная ставка ЦБ.

Ко второй группе относятся  основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность фирмы, такие, как:

  • общая сумма используемого капитала, в том числе собственного капитала фирмы;
  • общая сумма активов фирмы, в том числе оборотных;
  • сумма балансовой прибыли по основной деятельности фирмы;
  • объем произведенной (реализованной) продукции;
  • ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
  • индекс цен на продукцию отрасли и др.

Информация о работе Понятие структура фининсового механизма