Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть вопросы организации и осуществления денежных расчетов на предприятии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть порядок осуществления денежных расчетов на предприятии;
- зафиксировать применяемые на практике виды и формы расчетов;
- охарактеризовать особенности безналичных расчетов предприятия;
- выявить достоинства и недостатки различных форм расчетов;

Содержание работы

Введение 3
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии 5
2. Виды расчетов, применяемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности 14
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия 16
4. Достоинства и недостатки различных форм расчетов 26
5. Расчетная часть 29
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Тема 9_Организация и порядок осуществления расчетов.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

- контроль за применением  контрольно-кассовой техники (статья 7).

ККТ применяется в  обязательном порядке организациями  и индивидуальными предпринимателями (которые продают товар, выполняют  по договору работы или оказывают  услуги) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.

В настоящее время, в  соответствии с положением пункта 2 статьи 10 Закона №54-ФЗ: «при осуществлении  наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается».

Однако следует сделать  оговорку о том, что без применения ККТ денежные расчеты с населением допускаются, но лишь для организаций  отдельных категорий, специальный  перечень которых утвержден законодательно (смотрите раздел 3 настоящей книги).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны, [10, c. 425]:

- зарегистрировать контрольно-кассовую  машину в налоговых органах;

- содержать ККТ в  исправном состоянии и применять  ККТ (при наличии пломбы, установленной в надлежащем порядке), обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

- выдавать покупателям  (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

- обеспечивать ведение  и хранение документации, связанной  с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением  ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;

- производить при первичной  регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Правила применения ККТ  при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в «Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745.

Требование Закона №54-ФЗ о применении ККТ является обязательным при наличных расчетах не только с населением, но и при расчетах между юридическими лицами. Указанное требование не зависит от того, осуществляется ли реализация товаров (работ, услуг) постоянно или на разовой основе.

Контрольно-кассовую технику  в обязательном порядке должны использовать:

- организации,

- филиалы,

- обособленные подразделения,

- индивидуальные предприниматели.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают  от применения ККТ. Применение ККТ при осуществлении денежных расчетов, как уже упоминалось, обязательно, независимо от целей приобретения товара или назначения результатов выполненных работ (услуг). Таким образом, обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями (клиентами), приобретающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.

При реализации товаров, работ (услуг) покупателям (клиентам) выдается чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККТ, в которых должны содержаться следующие реквизиты:

- наименование организации;

- идентификационный номер  организации-налогоплательщика (ИНН);

- заводской номер ККТ;

- порядковый номер  чека;

- дата и время покупки  (оказания услуги);

- стоимость покупки (услуги);

- признак фискального  режима.

На чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных  лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.

Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККТ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга  кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), хранятся в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность по организации хранения и обеспечению сохранности указанных документов, несет руководитель организации (работодатель продавца).

 

 

2. Виды расчетов, применяемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности

 

Движение денежных средств  фирмы представляет собой непрерывный  процесс. Для каждого направления  использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и  собственный капитал  - чистые источники.

Денежные расчеты могут  принимать как наличную, так и  безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов, [13, c. 175].

Четкая организация  расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует связь и взаимозависимость; деньги постоянно переходят из одной  сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования, [5, c. 216].

В последующих разделах будут рассмотрены формы организации безналичных расчетов.

 

 

3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия

 

Безналичные расчеты  за товары и услуги, а также в  связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим законодательством, в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, а также расчеты векселями, [12, c. 332].

Формы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах).

Взаимные  претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в посменной форме в обслуживающий их банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.

Банки осуществляют операции по банковским счетам клиента» на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:

  • плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;
  • получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении  безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения. Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие реквизиты, [3, c. 305]:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
  • вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно»);
  • наименование плательщика, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и номер счета;
  • наименование и место нахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
  • наименование получателя средств, его ИНН и номер счета;
  • наименование и место нахождения банка получателя, его БПК. номер корреспондентского счета или субсчета;
  • назначение платежа;
  • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
  • очередность платежа;
  • вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
  • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

Расчетные документы  предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению без печати, при наличии на первом экземпляре одной подписи. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

В соответствии с действующим законодательством, в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, а также расчеты векселями, [5, c. 398].

1) Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям.

В  расчетах за товары и услуги платежные поручения  используются в следующих случаях:

  • за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
  • для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
  • для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
  • при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
  • по арендной плате за помещения;
  • платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения  используются для:

  • платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
  • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
  • перечисления средств органам государственного и социального страхования;
  • взносов средств в уставные фонды при учреждении ОАО, ЗАО, ООО и т. п.;
  • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
  • уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее прогрессивной формой безналичных расчетов.

Информация о работе Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии