Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:50, сочинение
Одной из центральных проблем современного политического развития России стал, по признанию абсолютного большинства, вопрос о формах государственного и бюджетного устройства, и их правового регулирования. На страницах научных журналов ("Государство и право", "Право и жизнь", "Регионология", "Политические исследования" и др.) идет активное обсуждение этих проблем. Мне стало интересно самому разобраться в данном аспекте. Рассмотрим отдельно правовое регулирование государственного и бюджетного устройства.
К исключительной компетенции Российской
Федерации относится также
В основе конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации лежит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного устройства России и характера её взаимоотношений с субъектами Федерации, а также основные законы последних– конституции субъектов РФ и их уставы. Данный факт закрепляется в Конституции, где акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (республик и других субъектов) и где в отдельности указывается на то, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Конституционно-правовой статус субъекта РФ может быть изменён не иначе как только по взаимному согласию Федерации и её субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же самое касается и границ между субъектами РФ, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Конституционно-правовой статус субъектов
Федерации характеризуется, с одной
стороны, общими чертами, присущими
всем без исключения субъектам РФ,
а с другой стороны– их отдельными
специфическими особенностями. Среди общих черт субъектов
РФ– наличие у каждого из них своих высших
органов государствен-444 ной власти, своего
административно-
К общим чертам субъектов РФ и
их конституционно-правового
Теперь рассмотрим правовое регулирование бюджетного устройства Российской Федерации. До 1991 г, бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной, унитарной. Становление современной российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы, что предопределило необходимость пересмотра концепции, бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации. Был принят ряд законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В Законе устанавливались принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов, расходов и отдельно регламентировался порядок организации бюджетного процесса на республиканском уровне.
Далее следует Закон РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», который был принят в 1992 г. По сути, это была первая попытка внедрения объективных подходов в процесс оказания финансовой помощи бюджетам регионов.
Важное значение для
развития бюджетов субъектов РФ имел
Закон РФ об основах бюджетных
прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, принятый
в 1993 г. Этот Закон определил права субъектов
РФ, а также местных территориальных образований
в лице их законодательных (представительных)
и исполнительных органов власти на
получение доходов в соответствующие
бюджеты, на расходование средств этих
бюджетов; определил взаимоотношения указанных органов
власти в бюджетном процессе. Закон также
установил общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения
и исполнения бюджетов, формирования
и использования внебюджетных фондов
в целях финансового обеспечения социально-экономического
развития национально-государственных
и административно-
Конституция РФ, принятая в 1993 г., закрепила федеральное устройство государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Провозглашение в Конституции РФ принципов федеративного устройства страны потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы, положив в его основу принципы бюджетного федерализма.
Следует отметить, что бюджетные законы, принятые до новой Конституции РФ, значительно устарели и во многом не соответствовали ей, так как были приняты в качестве основ, т.е. закрепили наиболее существенные положения бюджетных отношений и бюджетного процесса. Эти законы требовали дополнения и развития в специальных актах.
Для рассмотрения и утверждения федерального бюджета требовалось ежегодно принимать федеральный закон о порядке внесения, рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете. Многие бюджетные положения не имели законодательного оформления и определялись либо указами Президента (например, Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе»), либо органами исполнительной власти, в некоторых случаях нормативное определение вообще отсутствовало. Так, практически не существовало правового регулирования ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Нельзя не отметить Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.», который положил начало реформе межбюджетных отношений в РФ, что связано с созданием Федерального фонда финансовой поддержки регионов и расчетом размера финансовой помощи на основе разработанной формулы. Это дало старт процессам объективизации межбюджетного распределения средств, явилось реальным шагом построения бюджетного федерализма в России.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который обеспечил реализацию конституционно установленного местного самоуправления в РФ. Принятый в его развитие Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет основные принципы организации местных финансов. Данный Закон устанавливает:
– источники бюджетного формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления;
– основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях;
– взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами;
– гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
В 1996 г. принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». Он устанавливает структуру и состав бюджетов всех уровней РФ. Примечательно, что в основу построения бюджетной классификации РФ положены международные стандарты, что обеспечивает кроме всего прочего международную сопоставимость бюджетных показателей. Однако отсутствие единого законодательного акта отрицательно сказывалось на стабильности бюджетной системы России, нарушало принцип ее единства, затрудняло общее руководство и управление государственными и муниципальными финансами.
Бюджетное законодательство
имеет многочисленные формы, но в
основном представляет собой структуру,
которая позволяет исполнительн
– требуют, чтобы все государственные средства поступали на специально предназначенные для этого счета и тратились только в соответствии с законодательством;
– определяют финансовые отношения между центральным и местными уровнями управления;
– разграничивают полномочия исполнительной и законодательной ветвей власти в отношении государственных финансов.
Кроме норм, записанных в Конституции, для целей нормативного регулирования государственного финансового управления может приниматься один закон или несколько законов, касающихся отдельных областей государственного финансового управления. Закон о годовом бюджете, который также включается в совокупность бюджетного законодательства, в первую очередь служит целям получения разрешения со стороны законодательных органов власти для выполнения программ правительства.
Контроль за совокупным уровнем расходов, размером бюджетного дефицита и государственного долга является важнейшим направлением макроэкономической политики. На способность правительства осуществлять такой контроль может в большой степени повлиять бюджетное законодательство. Это достигается путем законодательного закрепления:
– распределения бюджетных полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти;
– запрета внебюджетной или квазибюджетной деятельности правительства, которая ограничивает контроль и снижает прозрачность бюджетных процедур;
– ограничения бюджетного дефицита, государственного долга и заимствований с целью использования законодательства в качестве инструмента обеспечения макроэкономического контроля.
В Российской Федерации было принято решение создать единый законодательный акт, который стал бы методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства, включая ежегодное, и регламентировал бы всю гамму бюджетных отношений. 31 июля 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, устанавливает основания и виды ответственности за бюджетные правонарушения. После введения в действие БК РФ 1 января 2000 г. многие ранее принятые бюджетные законы либо утратили силу, либо применяются в части, не противоречащей БК РФ.
В БК РФ определен круг бюджетных правоотношений, т.е. отношений, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
В бюджетное законодательство включается не только сам БК РФ, но и два типа нормативных правовых актов: долгосрочного действия, регулирующих отдельные вопросы бюджетных правоотношений, и ежегодных – о бюджете на очередной финансовый год. БК РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Нормативные правовые акты, которые обозначены на рис. 2.1, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить БК РФ. В то же время БК РФ устанавливает приоритет международных правовых норм: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Структура бюджетного законодательства России, установленная в БК, представлена на рис. 2.1.
Правовое регулирование