Содержание.
1.Правовое регулирование иностранных
инвестиций в РФ.
3
2.Совместное предприятие - как
основная форма образования предприятия
с участием иностранного инвестора. Сущность,
порядок образования, изменение уставного
капитала, налогообложение.
8
3.Понятие, показатели для оценки
инвестиционной привлекательности страны,
субъекта федерации, хозяйствующего субъекта.
Инвестиционная привлекательность РФ
в настоящее время.
13
4.Иностранные инвестиции в
экономику Вологодской области.
17
Список использованной литературы.
19
1.Правовое регулирование
иностранных инвестиций в РФ.
Иностранные инвестиции-это
вложение иностранного капитала в объекты
предпринимательской деятельности в РФ
(машины, оборудование, ценные бумаги и
так далее)
Иностранный инвестор –иностранное
юридическое лицо, правоспособность которого
определяется его государством.
Современное правовое регулирование
в области капиталовложений осуществляется
путем сочетания международно-правового
и внутреннего (национального) регулирования.
В современных условиях значение
международных соглашений в регулировании
иностранных инвестиций возросло, а в
силу конституционных положений нормы
этих соглашений и принципы международного
права пользуются приоритетом.
В условиях интернационализации
хозяйственной жизни особое значение
для создания благоприятного инвестиционного
климата в странах переходной экономики
приобрело соблюдение требований международных
стандартов. Под
стандартами понимаются международные
правила, сформулированные в многосторонних
и двусторонних соглашениях, в соответствии
с которыми государство-участник берет
на себя обязательство следовать предусмотренным
в международном праве принципам правового
регулирования иностранных инвестиций.
Некоторые положения содержатся
в Договоре к Энергетической хартии 1994
г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве
1994 г. и в ряде других соглашений.
В Договоре к Энергетической
хартии 1994 г., участниками которого являются
государства СНГ, предусмотрено, что каждая
договаривающаяся сторона в соответствии
с положениями этого договора поощряет
и создает стабильные, равноправные, благоприятные
и гласные условия для инвесторов других
договаривающихся сторон с целью осуществления
капиталовложений на ее территории. Эти
условия включают обязательство предоставлять
в любое время в отношении капиталовложений
инвесторов других договаривающихся сторон
справедливый и равный режим. Таким капиталовложениям
также обеспечивается максимально постоянная
защита и безопасность, и никакая договаривающаяся
сторона не должна каким-либо образом
препятствовать посредством неоправданных
или дискриминационных мер управлению,
поддержанию, пользованию, владению или
распоряжению ими. Ни в коем случае в отношении
таких капиталовложений не должен предоставляться
режим менее благоприятный, чем это требуется
по международному праву, включая обязательства
по договору. Каждая договаривающаяся
сторона соблюдает любые обязательства,
которые она приняла относительно инвестора
или капиталовложения инвестора любой
другой договаривающейся стороны (ст.
10 Договора). Сотрудничество России с ЕС
направлено на создание благоприятного
климата как для отечественных, так и иностранных
инвестиций в первую очередь путем улучшения
условий защиты инвестиций, перевода капиталов
и обмена информацией об инвестиционных
возможностях (ст. 58 Соглашения о партнерстве
и сотрудничестве 1994 г.).
Для государств, заинтересованных
в притоке иностранных инвестиций, имеет
определенное значение участие в многосторонних
международных соглашениях, призванных
обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить
возможные риски в связи с капиталовложениями
в других странах.
В настоящее время двусторонние
международные договоры содержат более
подробное регулирование соответствующих
отношений, а главное, именно в этих соглашениях
формулируются исходные принципиальные
положения, определяющие инвестиционный
климат. По данным на 2000 г., в мире действовало
более 800 двусторонних соглашений.
Для России действуют несколько
десятков двусторонних соглашений о взаимном
поощрении и защите инвестиций (с Австрией,
Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией,
Египтом, Индией, Чехией, Литвой и другими
государствами). Россия заключила двусторонние
соглашения о защите инвестиций с Арменией,
Казахстаном и Украиной.
Для России как правопреемника
СССР действуют двусторонние соглашения
о содействии и защите инвестиций, заключенные
СССР.
Основные положения двусторонних
договоров о взаимной защите инвестиций
соответствуют международной практике
заключения инвестиционных соглашений.
При их разработке Советский Союз, а затем
Россия и другие государства СНГ учитывали
опыт других государств, касающийся содействия
осуществлению и защите капиталовложений.
Однако имеются и различия, отражающие
как компромиссный характер переговоров,
так и особенности подхода различных стран
к инвестиционному сотрудничеству.
Наряду с определением понятия
инвестиций обычно эти соглашения включают
основные обязательства, которые государства
принимают на себя в связи с деятельностью
на их территории инвесторов другого государства.
В частности, договаривающиеся стороны
обязуются создавать благоприятный режим
для капиталовложений инвесторов и связанной
с ними деятельности, обеспечивать надлежащую
защиту иностранной собственности, предоставлять
инвестору возможность беспрепятственного
перевода своих доходов. Государства соглашаются
также на рассмотрение споров по вопросам
капиталовложений с инвестором в международном
арбитраже.
Все соглашения предусматривают
правила о порядке разрешения споров между
странами, заключившими такой международный
договор, относительно его толкования
и применения. По предложению любой из
сторон могут быть проведены консультации
по этим вопросам. Споры должны по возможности
разрешаться путем переговоров. Если таким
образом спор не урегулирован, то по требованию
одной из сторон он будет передан на рассмотрение
третейского суда.
Во внутреннем законодательстве
не только России, но и других стран СНГ
проявляется тенденция перехода от принятия
специальных законов об иностранных инвестициях
(законов о концессионных договорах с
иностранными лицами и иных аналогичных
актов) к принятию законодательных актов
об инвестициях вообще. В этом проявляется
стремление к поощрению капиталовложений
в реальные секторы экономики независимо
от происхождения этих инвестиций.
Правовое регулирование
иностранных инвестиций осуществляется
в основном Федеральным законом РФ от
09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях
в Российской Федерации», который определяет основные
гарантии прав иностранных инвесторов
на инвестиции и получаемые от них доходы
на прибыль, условия предпринимательской
деятельности иностранных инвесторов
на территории Российской Федерации. ФЗ
РФ «Об иностранных инвестициях в РФ»
направлен на привлечение и эффективное
использование в экономике РФ иностранных
материальных и финансовых ресурсов, передовой
современной техники и технологии, управленческого
опыта, обеспечение стабильности условий
деятельности иностранных инвесторов
и соблюдение соответствия правового
режима иностранных инвестиций нормам
международного права и международной
практике инвестиционного сотрудничества.
ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях
в РФ» не распространяется на отношения,
связанные с вложениями иностранного
капитала в банки и иные кредитные организации,
а также в страховые организации, которые
регулируются соответственно законодательством
РФ о банка и банковской деятельности
и законодательством РФ о страховании.
Кроме этого, закон также не распространяется
на отношения, связанные с вложением иностранного
капитала в некоммерческие организации
для достижения определенной общественно
полезной цели, в том числе образовательной
благотворительной, научной или религиозной,
которые регулируются законодательством
РФ о некоммерческих организациях.
Субъекты РФ вправе принимать
законы и иные нормативные акты, регулирующие
иностранные инвестиции по вопросам, относящимся
к их ведению, а также к совместному ведению
РФ и субъектов РФ.
В настоящее время применяются
международные договоры двух типов –
договоры, направленные на защиту иностранных
инвестиций, и договоры, обязывающие государства
– участники применять меры государственного
регулирования иностранных инвестиций.
В число первых входят двусторонние международные
договоры о взаимных гарантиях и защите
инвестиций, а также многосторонние конвенции,
к которым относятся Вашингтонская конвенция
(1965 г.), о порядке разрешения инвестиционных
споров между государством и лицами другого
государства, Сеульская конвенция (1985
г.) об учреждении Много стороннего агентства
по гарантиям инвестиций, а также Московская
конвенция (1997 г.) о защите прав инвестора.
2. Совместное предприятие
- как основная форма образования предприятия
с участием иностранного инвестора. Сущность,
порядок образования, изменение уставного
капитала, налогообложение.
Совместное предприятие
(СП) — форма участия страны в международном разделении
труда путем создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран,
совместного управления, совместного
распределения прибыли и рисков. Является формой совместного предпринимательства в сфере международных экономических
отношений.
Термин был введён в оборот в СССР в
конце 1980-х годов в ходе экономической
реформы, одним из направлений которой было предоставление
большей самостоятельности предприятиям,
организациям, фирмам, органам управления.
Принципиально вопрос о возможности
создания СП был решён в постановлениях
ЦК КПСС Совета Министров СССР от 19 августа
1986 года №991 "О мерах по совершенствованию
управления внешнеэкономическими связями"
и №992 "О мерах по совершенствованию
управления экономическим и научно-техническим
сотрудничеством с социалистическими
странами". Позднее более подробно вопросы
создания и деятельности совместных предприятий
на территории СССР были определены в
указе Президиума Верховного Совета СССР
от 13 января 1987 года "О вопросах, связанных
с созданием на территории СССР и деятельностью
совместных предприятий, международных
объединений и организаций с участием
советских и иностранных организаций,
фирм и органов управления", а также
в постановлениях Совета Министров СССР
от 13 января 1987 года №48 "О порядке создания
на территории СССР и деятельности совместных
предприятий, международных объединений
и организаций СССР и других стран-членов
СЭВ" и №49 "О порядке создания на
территории СССР и деятельности совместных
предприятий с участием советских организаций
и фирм капиталистическмх и развивающихся
стран".
По мере развития экономических процессов
в СССР и
на постсоветском
экономическом пространстве,
с принятием новых законодательных актов
на смену термину "совместное предприятие"
пришёл другой термин "предприятие
с иностранными инвестициями"
(ПИИ), что нашло своё отражение в законе
РФ "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации".
Цели создания совместного предприятия:
Более полное насыщение рынка
страны-места нахождения СП товарами,
услугами, являющимися предметом деятельности
совместного предприятия.
Привлечение в страну передовых
технологий, управленческого опыта, дополнительных
материальных и финансовых ресурсов.
Расширение экспортной базы.
Сокращение импорта за счёт
выпуска импортозамещающей продукции.
Расширение рынков сбыта.
Оптимизация налогообложения.
Другие цели и задачи участников
совместного предприятия и страны - места
нахождения СП.
Основные формы организации международных
совместных предприятий: образование
международных совместных предприятий;
создание дочерней компании в другой стране;
приобретение действующей компании и
превращение ее в дочернюю фирму; подписание
лицензионного контракта с местной фирмой;
соглашение о размещении производства
и реализации продукции; соглашение
о технологиях; соглашение о научных исследованиях;
соглашение по разработке продукции и
услуг; соглашение об управлении; соглашение
на сдачу объекта «под ключ» .
Последовательность
этапов по созданию совместного предприятия
1.Определение целей создания
совместного предприятия.
2.Анализ показателей потенциального
совместного предприятия: затраты, прибыль, рентабельность, окупаемость вложений и др.
3.Поиск и выбор иностранного
партнёра или партнёров.
4.Подготовка и подписание протокола
о намерениях.
5.Разработка технико-экономического
обоснования создания СП.
6.Подготовка проектов учредительных документов.
7.Согласование предложений
о создании совместного предприятия в
органах государственной власти, если
это необходимо по законодательству страны-местонахождения
будущего СП.