Правовые основы исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правовых основ исполнения бюджета. В связи с этим выделим следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических основ реализации закона о бюджете;
2. изучение правовых основ формирования доходов и осуществления расходов;
3. рассмотрение функционирования единого казначейского счета.

Содержание работы

Введение

1. Правовые основы исполнения бюджета

1.1. Теоретические основы реализации закона о бюджете

1.2. Правовые основы формирования доходов

1.3. Правовые основы осуществления расходов

1.4. Функционирование единого казначейского счета

2. Практическое задание

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бюджетное право.docx

— 84.71 Кб (Скачать файл)

Правда, в последнее время наряду с  государственными учреждениями действует  немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. «Просителей» у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений.

Характерные особенности применения права заключаются  в следующем:

1) это  - властно-императивная форма реализации  права;

2) осуществляется  компетентными, уполномоченными  на то органами и должностными  лицами;

3) носит  процессуально-процедурный характер;

4) состоит  из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет  под собой соответствующие юридические  основания;

6) связано  с вынесением правоприменительных  актов;

7) является  разовым и индивидуально-определенным  действием, касающимся персонифицированных  субъектов;

8) направлено  на урегулирование конкретных  ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

В каких  же случаях возникает сама необходимость  в применении норм права, какими причинами  оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость  в применении правовых норм возникает  при следующих обстоятельствах:

1) когда  совершается правонарушение и  требуется применить санкцию  к нарушителю, привлечь его к  ответственности;

2) когда  нет добровольного исполнения  обязательств (возврата долга, уплаты  штрафа, налога, соблюдения условий  договора);

3) когда  появляется препятствие на пути  реализации субъектом своего  права (например, гражданин получил  ордер на квартиру, но занять  ее не может, так как она  самоуправно занята другим лицом);

4) когда  возникает спор о праве и  стороны не могут сами найти  согласованное решение, уладить  конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и  т.д.);

5) когда  те или иные юридически значимые  действия в силу их особой  важности должны пройти контроль  со стороны государства с целью  проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже  недвижимости, регистрация нотариальным  учреждением завещания, выделение  земельного участка, оформление  доверенности на пользование  автомашиной, заверение копий  различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда  определенные права и обязанности,  соответствующие им правоотношения  не могут возникнуть из односторонних  действий самих субъектов и  требуется вынесение компетентным  органом или должностным лицом  содействующего правоприменительного  акта (представление гражданина  к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход  на другую работу, получение премии);

7) когда  по закону необходимо официально  установить (нередко через суд)  наличие или отсутствие какого-либо  факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим  либо умершим; нахождение на  воинской службе, в родстве, в  браке; приобретение или утрату  гражданства).

Кроме рассмотренных  выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования  и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях  и вне правоотношений, в правоотношениях  общего и конкретного типа (по форме  связи субъектов).

Реализация  или осуществление права (претворение  его в жизнь) - это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а  соблюдение, исполнение, применение, использование  и другие формы - видовые. Их надо соотносить с общей категорией – «правореализация».

Применение  норм права не является простым однозначным  действием. Оно представляет собой  достаточно сложный процесс, состоящий  из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять (рис.2).

В целом  применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным.

 

 

 

Рисунок 2 – Стадии правоприменительного процесса

 

 

1.2. Правовые основы формирования  доходов

 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона.

Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального  дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

При составлении  проекта бюджета учитываются  не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых  государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления  избранной экономической политики.

Ряд федеральных  налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты. Ряд федеральных налогов полностью поступают в федеральный бюджет.

Например, из налоговых доходов от налога на прибыль все 100% поступает в федеральный бюджет; от налога на добавленную стоимость все 100%; от акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья 50%; от налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) 40%; от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 20%.

Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

К бюджетам субъектов Федерации относятся:

  • республиканские бюджеты республик в составе РФ;
  • бюджеты краевые;
  • бюджеты областные;
  • бюджеты автономных образований;
  • городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Региональные  бюджеты имеют свою специфику  образования доходов, расходование средств, связанных с экономическим  и географическим положением данного  субъекта Федерации.

Доходная  часть бюджета формируется в  основном из налогов.

Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

В бюджеты  субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов; налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов; транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты  субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных  специальными налоговыми режимами налогов.

Например, налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов; налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов; акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов; налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов и др.

К неналоговым  доходам можно отнести следующие  доходы:

  • доходы от продажи имущества или безвозмездного отчуждения;
  • доходы от конфискованного имущества;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  • получение внутренних и внешних займов путём эмиссии ценных бумаг;
  • штрафы, безвозмездные перечисления, которые зачисляются по соответствующим уровням бюджетной системы;
  • прочие доходы.

Федеральный закон о федеральном бюджете  содержит нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы. В приложении 1 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлены нормативы распределения доходов.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации  аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако, существуют определенные отличия, связанные с  различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Местные бюджеты составляют третий уровень (низовое звено) бюджетной системы  Российской Федерации. Вместе с тем  они являются фундаментом бюджетной  системы, не укрепив который нельзя кардинально улучшить бюджетные  взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Относительно  формирования и расходования средств  местных бюджетов или муниципальных  образований следует отметить, что  основной целью местных бюджетов является финансирование социальной инфраструктуры и производственных отраслей, находящихся  в ведении местных бюджетов (ЖКХ, содержание автотранспорта, дорог, финансирование социально-культурных мероприятий, содержание школ, детских дошкольных учреждений, содержание объектов, оказывающих социальные услуги населению).

В бюджеты  поселений зачисляются налоговые  доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными  органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: земельного налога - по нормативу 100 процентов; налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты  поселений также зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, например: налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов.

В бюджеты  муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих  местных налогов, устанавливаемых  представительными органами муниципальных  районов в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов; налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты  муниципальных районов также подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, например, налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов; налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 процентов; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов; единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 60 процентов.

В бюджеты  городских округов зачисляются  налоговые доходы от следующих местных  налогов, устанавливаемых представительными  органами городских округов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах: земельного налога - по нормативу 100 процентов; налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты  городских округов также зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, например, налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 процентов; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60 процентов.

Информация о работе Правовые основы исполнения бюджета