Правовые основы исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правовых основ исполнения бюджета. В связи с этим выделим следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических основ реализации закона о бюджете;
2. изучение правовых основ формирования доходов и осуществления расходов;
3. рассмотрение функционирования единого казначейского счета.

Содержание работы

Введение

1. Правовые основы исполнения бюджета

1.1. Теоретические основы реализации закона о бюджете

1.2. Правовые основы формирования доходов

1.3. Правовые основы осуществления расходов

1.4. Функционирование единого казначейского счета

2. Практическое задание

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бюджетное право.docx

— 84.71 Кб (Скачать файл)

Санкционирование  расходов федерального бюджета включает в себя:

  • утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
  • утверждение  и доведение  лимитов  обязательств  федерального бюджета;
  • принятие обязательств федерального бюджета;
  • подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.

Финансирование  расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

Действия  по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.

Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.

Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей, а также  доходов в целом и по каждому  источнику, финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит  также правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного  бюджета, осуществляемому по бюджетной  росписи доходов и расходов, который  представляет собой основной оперативный  план распределения доходов и  расходов по подразделениям бюджетной  классификации в форме поквартальной  разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

Основной  принцип исполнения бюджета –  принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты  счета соответствующего бюджета. Бюджеты  всех уровней бюджетной системы  РФ исполняются на основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принцип  единства кассы).

 

 

2. Практическое задание

 

Задание 1

Выписать  из Конституции все нормы, которые  касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы:

Группы экономических норм Конституции

Содержание экономических основ

 

1. Экономические основы конституционного  строя (гл. 1)

Ст. 16. Положения настоящей главы  Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и  не могут быть изменены иначе как  в порядке, установленном настоящей  Конституцией.

 

2. Экономические права и свободы  человека и гражданина (гл. 2)

Ст.34  
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Ст.35  
 1. Право частной собственности охраняется законом. 

2. Каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть,  пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Ст.37

Труд свободен. Каждый имеет  право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Ст.44 
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

 

3. Экономические основы федеративного  устройства (включая разделение  полномочий) (гл. 3)

Ст. 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

 

4. Полномочия Президента в сфере  экономики (гл.4)

Ст.86  
Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство  внешней политикой Российской Федерации;  
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные  грамоты;

г) принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых  при нем дипломатических представителей.

 

5. Полномочия Федерального Собрания  в сфере экономики (гл.5)

Ст.101  
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

 

6. Полномочия Правительства в сфере  экономики (гл. 6)

Ст.114  
1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

 

7. Экономические основы деятельности  судов (гл. 7)

Ст.124  
 Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Ст.127  
 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел.

 

8. Экономические основы местного  самоуправления (гл 8)

Ст.132  
1.Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления  могут наделяться законом отдельными  государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству.

 

 

 

Задание 2

Найти в  Бюджетном кодексе и Конституции  и выписать в виде следующей таблицы  примеры различных видов правовых норм:

 

Виды норм

 

 

Бюджетный кодекс

Конституция

пример

1-й пример

2-й пример

№ статьи, пункта,    подпункта,   где   изложена норма

краткое содержание нормы

№ статьи, пункта,    подпункта,   где   изложена норма

краткое содержание нормы

№ статьи, пункта,    подпункта,   где   изложена норма

краткое содержание нормы

I. Типичные

а)  управомочивающие

Ч1. ст. 58

1. Законом субъекта Российской  Федерации (за исключением закона  субъекта Российской Федерации  о бюджете субъекта Российской  Федерации на очередной финансовый  год или иного закона субъекта  Российской Федерации на ограниченный  срок действия) могут быть установлены:

П.1 ст.59

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов  Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые  льготы в пределах прав, предоставленных  налоговым законодательством Российской Федерации

Ст. 2

устанавливает, что человек, его права  и свободы являются высшей ценностью.

б) обязывающие

Ст. 74

Если получатель бюджетных средств  не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр  финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета  обязан осуществить блокировку расходов

п.1 ст. 73

Бюджетные учреждения, органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные  заказчики обязаны вести реестры  закупок.

ч. 3 ст. 107

  обязывает Президента РФ подписать  и обнародовать федеральный закон,  если при повторном рассмотрении  Государственной Думой и Советом  Федерации он одобрен ими в  ранее принятой редакции.

в) запрещающие

Ст. 243

В процессе исполнения федерального бюджета  запрещается осуществление операций минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

 

п.2 ст. 81.

  В расходной части бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации запрещается  создание резервных фондов законодательных  (представительных) органов и депутатов  законодательных (представительных) органов

ч. 5 ст. 13

запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным  в ней основаниям.

II. Нетипичные

а) дефинитивные

Ст.6

бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления

Ст.6

консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации на соответствующей  территории;

Ст. 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

б) коллизионные

П.2 ст.3

В случае противоречия между настоящим  Кодексом, актами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящим пунктом, применяются  настоящий Кодекс и акты, указанные  в статье 2 настоящего Кодекса.

   

п.6 ст.76

В случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует  нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

в) оперативные

-

Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года

Ст. 5 п.

1. Акты бюджетного законодательства  Российской Федерации не имеют  обратной силы и применяются  к отношениям, возникшим после  введения их в действие, если  иное не предусмотрено настоящим  Кодексом или федеральным законом.

2. Закон о бюджете принимается  на финансовый год и вступает  в силу со дня подписания.

Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после  его принятия и подписания в установленном  порядке.

-

1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. 
    День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации. 
   Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.

г)     обеспечительные

Ст. 67

Капитальные расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность,

Ст. 68

Текущие расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти

Ст.52

Государство обеспечивает потерпевшим  доступ к правосудию и компенсацию  причиненного ущерба.

III. По методу регулирования

а) императивные

Ст.38

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Ст.215

В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются  организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

ч. 4 ст. 111

 

  После трехкратного отклонения  Думой кандидатур Председателя  Правительства Президент распускает  Думу и назначает новые выборы

б) диспозитивные

п.4 ч.2 ст.265

создание собственных контрольных  органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов

 

 

 

ч.3 ст. 117

  После выражения Государственной  Думой недоверия Правительству,  Президент вправе объявить об  отставке Правительства либо  не согласиться с решением  Думы. В случае, если Дума выразит  повторно в течение трех месяцев  недоверие Правительству, Президент  объявляет об отставке Правительства  либо распускает Государственную  Думу.

IV.  По  предмету регулирования

а) материальные

п.5 Ст. 242

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете  бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Статья 147.

Расходы государственных внебюджетных фондов

 

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в  соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

ч. 4 ст. 15

Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

б) процессуальные

Ст.145.

Порядок составления, представления  и утверждения бюджетов    государственных внебюджетных фондов

п.2 ст. 118

Судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.


 

Задание 3

Из Бюджетного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса найти правонарушения, которые могут происходить в бюджетной сфере, и выписать их в виде следующей таблицы:

Содержание правонарушения

БК

КоАП

УК

В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения  представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год  в части перечисления субвенций  в бюджет муниципального района решением представительного органа муниципального района в порядке, установленном  законом субъекта Российской Федерации, может быть предусмотрено снижение для данного поселения нормативов отчислений от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами

142.3 п.4

Гр.15. п.1

172 п.1

1. Если в ходе проверки бюджета  выявлено несоответствие исполнения  бюджета принятому закону (решению)  о бюджете в случае, если не  вводился режим сокращения и  блокировки расходов, соответствующий  представительный орган имеет  право принять решение об отклонении  отчета об исполнении бюджета.

Ст. 273п.1

15.2

177 п.1

1. Руководители и аудиторы Счетной  палаты Российской Федерации  в случае установления фактов  недостоверности и неполноты  сведений, содержащихся в заключениях,  освобождаются от занимаемых  должностей

п.1.ст 280

15.3

174 п.1

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Ст.281

15.4

176 п.1,2

УК РФ ст.172 Статья 172. Незаконная банковская деятельность

1. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации  или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое  разрешение (лицензия) обязательно,  или с нарушением лицензионных  требований и условий, если  это деяние причинило крупный  ущерб

 

15.5

183п.1,2

Ст. 177 п.1 УК РФ Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения  кредиторской задолженности в крупном  размере или от оплаты ценных бумаг  после вступления в законную силу соответствующего судебного акта

     

 

 

 

 

 

Исходные данные к задачам 3,4,5

  • нефтегазовый дефицит=100 млрд. руб.
  • суммы от продажи акций и иных форм участия в капитале = 90 млрд. руб.
  • кредиты Центрального Банка = 80 млрд. руб.
  • кредиты коммерческих банков = 70 млрд. руб.
  • доходы бюджета = 60 млрд. руб.
  • изменение остатков на счетах по учету средств бюджета = 50 млрд. руб.
  • приобретение Центральным Банком государственных или муниципальных ценных бумаг при их размещении = 40 млрд. руб.
  • безвозмездные поступления = 30 млрд. руб.
  • поступления налоговых доходов по единым нормативам отчислений = 20 млрд. руб.

 

Выполнение:

3. Определите  величину, которой ограничен размер  дефицита федерального бюджета.

Ответ: Ст. 92 БК РФ гласит, что дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период, не может превышать  размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального Банка Российской Федерации, а также приобретения Центральным  Банком РФ государственных ценных бумаг  РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

(60*15%)+30+20+10=69 млрд.руб.

Размер дефицита федерального бюджета не превышает нефтегазовый дефицит, следовательно, подлежит утверждению.

4. Определите  величину, которой ограничен размер  дефицита регионального бюджета  (не считая бюджеты, в которых  доля межбюджетных трансфертов,  за исключением субвенций, из  федерального бюджета в течении  двух или трех последних отчетных  финансовых лет превышала 60% объема  собственных доходов консолидированного  бюджета субъекта РФ).

Ответ:

(60+50+30+20+10)*40%= 68 млрд. руб.

Размер дефицита регионального бюджета и не превышает нефтегазовый дефицит, следовательно, подлежит утверждению.

5. Определите  величину, которой ограничен размер  дефицита муниципального бюджета,  в которых доля межбюджетных  трансфертов из бюджетных субъектов  РФ, за исключением субвенций,  и (или) налогов по дополнительным  нормативам отчислений в течение  двух или трех последних отчетных  финансовых лет превышала 70% объема  собственных доходов местного  бюджета.

Ответ:

(60+50+30+20+10)*30%=51 млрд. руб.

Размер дефицита муниципального бюджета и не превышает нефтегазовый дефицит, следовательно, подлежит утверждению.

 

Исходные данные к задачам 6,7,8

Исходные данные

Млрд. руб.

Погашение кредитов иностранных государств в валюте, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права и иностранных  юридических лиц

420

Получение бюджетных кредитов в рублях

410

Погашение кредитов от кредитных организаций  в рублях

400

Погашение кредитов от международных  финансовых организаций в рублях

390

Увеличение остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета

380

Курсовая разница по средствам  бюджета

370

Исполнение любых гарантий в рублях

360

Исполнение гарантий в рублях, если это влечет к возникновению права  регрессного требования гаранта  к принципалу

350

Предоставление юридическим лицам  бюджетных кредитов

340

 Предоставление прочих бюджетных  кредитов (ссуд) внутри страны

330

Возврат юридическими лицами бюджетных  кредитов

320

Погашение кредитов иностранных банков в валюте

310

Возврат другими бюджетами бюджетных  кредитов

300

Получение от другого бюджета бюджетных  кредитов за счет средств целевых  иностранных кредитов (заимствований)

290

Погашение ценных бумаг в рублях

280

Погашение другому бюджету бюджетных  кредитов за счет средств целевых  иностранных кредитов (заимствований)

270

Погашение бюджетных кредитов в рублях

260

Получение кредитов от кредитных организаций  в рублях

250

Предоставление внутри страны бюджетных  кредитов за счет средств целевых  иностранных кредитов (заимствований)

240

Получение кредитов ЦБ в рублях

230

Погашение кредитов ЦБ в рублях

220

Получение кредитов от международных  фин.организаций в рублях

210

Возврат бюджетных кредитов внутри страны, предоставленных за счет средств  целевых иностранных кредитов (заимствований)

200

Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд) внутри страны

190

Поступление средств в погашение  основного долга иностранных  государств и иностранных юридических  лиц

180

Поступление средств от размещения государственных  ценных бумаг в валюте

170

Погашение государственных ценных бумаг  в валюте

160

Получение кредитов иностранных государств в валюте, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права и иностранных  юридических лиц

150

Предоставление другим бюджетам бюджетных  кредитов

140

Предоставление средств от размещения ценных бумаг в рублях

130

Получение кредитов иностранных банков в валюте

120

Перечисление средств российским поставщикам товаров и услуг  на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга

110

Получение кредитов от кредитных организаций  в валюте

100

погашение кредитов от кредитных организаций  в валюте

90

Получение кредитов  ЦБ  в валюте

80

погашение кредитов ЦБ  в валюте

70

Исполнение государственных гарантий в валюте, если это влечет к возникновению  права регрессного требования гаранта  к приципалу

60

Предоставление государственных  финансовых и государственных экспортных кредитов

50

 Поступления от продажи акций  и иных форм участия в капитале

40

 Вложения в акции и иные  формы участия в капитале

30

 Поступления от реализации запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней

20

 Выплаты на приобретение драгоценных  металлов и драгоценных камней

10

Информация о работе Правовые основы исполнения бюджета