Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить прибыль и рентабельность, как важнейшие показатели оценки деятельности предприятий промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие прибыли, ее соства и значения в деятельности организации;
- рассмотреть показатели рентабельности работы организации;
- раскрыть факторы роста прибыли и повышения рентабельности;
- изучить методы прогнозирования и планирования прибыли от реализации продукции;
- рассмотреть распределение и использование прибыли.
Уровень рентабельности продукции, рассчитанный в целом по организации, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид [14, с. 218]
(5)
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности продукции в целом по ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 3 и 4:
= х 100 = 37,9 %;
= х 100 = 37,9 %;
= х 100 = 37,9 %;
= х 100 = 65,4 %;
= х 100 = 16,5 %.
Общее изменение рентабельности продукции в 2012 г. составило:
16,5 – 37,9 = - 21,4 %,
в том числе:
- за счет изменения объема реализации продукции:
37,9 – 37,9 = 0 %;
- за счет изменения структуры реализованной продукции:
37,9 – 37,9 = 0 %;
- за счет изменения цен
65,4 – 37,9 = + 27,5 %;
- за счет изменения
16,5 – 65,4 = - 48,9 %.
Таким образом, изменение в 2012 г. объема и структуры реализации продукции никак не повлияло на размер рентабельности продукции в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир».
Увеличение в 2012 г. цен реализации привело к увеличению рентабельности продукции на 27,5 п.п. Однако в результате увеличения в 2012 г. себестоимости продукции рентабельность продукции уменьшилась на 48,9 п.п..
Полученные результаты свидетельствуют о том, что снижение уровня рентабельности связано с повышением себестоимости продукции.
Рентабельность продаж в первую очередь зависит от двух факторов: объема реализации продукции и себестоимости реализованной продукции.
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности продаж в целом по ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблицы 5:
= х 100 = 27,5 %;
= х 100 = 59,6 %;
= х 100 = 14,2 %.
Общее изменение рентабельности продаж в 2012 г. составило:
14,2 – 27,5 = - 13,3 %,
в том числе:
- за счет изменения объема реализации продукции:
59,6 – 27,5 = + 32,2 %;
- за счет изменения
14,2 – 59,6 = - 45,4 %.
Таким образом, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. рентабельность продаж уменьшилась на 13,3 п.п. Изменение в 2012 г. объема реализации продукции позволило ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» увеличить рентабельность продаж на 32,2 п.п. Однако в результате увеличения в 2012 г. себестоимости продукции рентабельность продаж уменьшилась на 45,2 п.п.
В результате проведенного анализа, можно сделать вывод, что в результате увеличения себестоимости реализованной продукции в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» в 2012 г. уменьшилась прибыль от реализации продукции, сократилась рентабельность продукции и продаж.
3 Факторы роста прибыли и повышения рентабельности
Прибыль в деятельности организаций является особым синтетическим показателем, в котором отражаются все факторы производства и сбыта продукции. Их учет и оценка играют решающую роль в достижении коммерческого эффекта, поэтому анализ и прогнозирование изменений внутренних и внешних условий развития бизнеса является наиболее ответственной и самой сложной задачей менеджмента, требующей высокого уровня квалификации финансового и управленческого персонала.
Совокупность факторов, влияющих на динамику прибыли организации, условно можно подразделить на две группы:
- внутренние факторы, зависящие от деятельности организации;
- внешние факторы, складывающиеся под воздействием рыночной среды и не зависящие от деятельности предприятия [9, с. 10].
Первая группа факторов (внутренние) включает пять показателей, определяющих размер получаемой прибыли и находящихся в сфере управления персонала предприятия:
- объем производства и реализации продукции;
- себестоимость продукции (работ, услуг);
- установленная отпускная цена;
- структура ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг);
- качественная структура выпускаемой продукции (работ, услуг).
В современных высоко конкурентных условиях все указанные внутрипроизводственные факторы зависят от предпринимательской инициативы. Их мобилизация и трансформация в прибыль требуют инноваций и высокой степени оперативности в управлении бизнесом.
Инновации определяют финансовый успех любого бизнес-проекта, так как позволяют опередить конкурентов, завоевать и расширить рынки сбыта продукции, заработать максимальную прибыль.
Основными направлениями инновационной деятельности организаций, обеспечивающими рост прибыли, могут быть:
- производственный вектор: разработка и производство нового товара или товара, отличающегося повышенным качеством;
- коммерческий вектор: освоение нового рынка товаров, нахождение новых покупателей на товар, прорыв на иностранный рынок. Следует при этом иметь в виду, что при завоевании новых рынков норма прибыли обычно не увеличивается, даже может сокращаться из-за конкуренции цен, потери компенсируются ростом объемов продаж;
- технологический вектор: внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда, новые виды и источники сырья, снижение себестоимости продукции;
- организационно-управленческий вектор: внедрение прогрессивных управленческих технологий, организация полной сопряженности производственного процесса, научная организация труда.
Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль организации оказывает вторая группа факторов – внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:
- конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создают конъюнктуру);
- инфляция, которая искажает реальную прибыль, не позволяет составлять бизнес-прогнозы на перспективный период;
- непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса.
Значительный удельный вес среди всех затрат занимают расходы на оплату труда. Поэтому предложим следующие мероприятия, которые позволят снизить сумму расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции.
В ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» работает два слесаря-ремонтника. Предлагается сократить 1 ставку слесаря-ремонтника, а обязанности по выполнению ремонтных работ возложить на второго работника с большим стажем работы с учетом доплаты в 20 %.
Средняя заработная плата слесаря-ремонтника в 2012 г. – 1 728 000 р.
В результате, экономия по фонду заработной платы за год составит:
ЭФЗП = 1 728 000 × 12 / 1 000 000 = 20,7 млн.р.
Сумма отчислений от фонда заработной платы за год снизится примерно на
∆О = 20,7 × (0,346) = 7,2 млн.р.
Перерасход фонда заработной платы по второму слесарю-ремонтнику с учетом надбавки за дополнительный объем работ составит:
ФЗП = 1 728 000 × 0,2 × 12 / 1000 000 = 4,1 млн.р.
Сумма отчислений от фонда заработной платы за год увеличится примерно на:
∆О = 4,1 х 0,346 = 1,4 млн.р.
Экономический эффект от предложенных мероприятий представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Экономический эффект от предложенных мероприятиях
Показатель |
2012 г. (факт) |
После предложенных мероприятий |
Отклонение |
Выручка от реализации (за вычетом соответствующих налогов), млн. р. |
17 810 |
17 810 |
- |
Себестоимость реализованной продукции, млн. р. |
15 284 |
15 262 |
-22 |
Прибыль от реализации продукции, млн. р. |
2 526 |
2 548 |
22 |
Рентабельность продукции, % |
16,5 |
16,7 |
0,2 |
Рентабельность продаж, % |
14,2 |
14,3 |
0,1 |
Таким образом, в результате предложенных мероприятий себестоимость реализованной продукции сократится на 22 млн. р. В результате этого прибыль от реализации продукции увеличится на 22 млн. р., рентабельность продукции – на 0,2 п.п., а рентабельность продаж – на 14,2 п.п.
Из изложенного можно заключить, что получение прибыли требует большого профессионализма в управлении производством и в то же время связано со значительной степенью предпринимательского риска. Задачей в управлении прибылью является расчет и минимизация рисков путем реального планирования и прогнозирования результатов деятельности предприятия с учетом факторов, на них влияющих.
4 Методы прогнозирования и планирования прибыли от реализации товарной продукции на планируемый год
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Задачей финансового планирования является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов.
Поскольку прибыль является главным финансовым ресурсом предприятия, за счет которого осуществляются затраты по расширению производства, социальные выплаты и др., то ее реальное планирование имеет определяющее значение для финансирования указанных затрат. Ошибки в плановых расчетах прибыли приводят к необходимости корректировки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, нарушая ее запланированную структуру.
Планирование основывается на качественном анализе деятельности предприятий с целью получения прогноза динамики его развития, включающего:
- оценку конкурентоспособности
продукции и финансовой
- оценку финансовой
- изучение платежеспособного
- анализ фактических остатков готовой продукции на складе;
-оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т. д.
По результатам анализа разрабатывают производственную программу, определяют ее критические параметры. При этом важным показателем жизнёдпосрбности проектов и бизнес-планов является нахождение порога рентабельности (окупаемости затрат), характеризующего безубыточность, т. е. объем выпуска продукции и ее реализации, обеспечивающий лишь покрытие затрат на ее производство и реализацию и не приносящий прибыли.
Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. В современных условиях реальным является планирование не годового, а квартального размера прибыли.
Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. Планирование прибыли осуществляется тремя основными методами: прямого детального счета, аналитическим и смешанным.
Метод прямого детального счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и по полной себестоимости, а затем результаты суммируются в целом по организации. При этом используется формула
где П – прибыль от реализации продукции;
В – выручка от реализации продукции в отпускных ценах;
С – полная себестоимость реализуемой продукции [5, с. 86].
Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, что исчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по каждому виду ассортимента продукции. Этим обеспечиваются точность расчетов, их простота и ясность. Применение метода прямого расчета эффективно на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции. Недостатком этого метода является громоздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции.
Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся: объем реализации, уровень себестоимости, цены, налоговые ставки, рентабельность. В расчете применяется метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого.
Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать для экономического анализа.
Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли от выпуска товарной продукции (П) является ее расчет на планируемый год на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле