Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить прибыль и рентабельность, как важнейшие показатели оценки деятельности предприятий промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие прибыли, ее соства и значения в деятельности организации;
- рассмотреть показатели рентабельности работы организации;
- раскрыть факторы роста прибыли и повышения рентабельности;
- изучить методы прогнозирования и планирования прибыли от реализации продукции;
- рассмотреть распределение и использование прибыли.
Таблица 2 – Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» за 2011 – 2012 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн. р. |
2 482 |
2 133 |
-349 |
85,9 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. р. |
-25 |
388 |
413 |
-1 552,0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. р. |
2 457 |
2 521 |
64 |
102,6 |
Рисунок 1 – Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» за 2011 – 2012 гг.
По данным таблицы 2 и рисунка 1 видно, что в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» в 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль от текущей деятельности уменьшилась на 349 млн. р. или 14,1 %.
В 2011 г. организация понесла убытки от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в размере 25 млн. р.
В 2012 г. прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности составила 388 млн. р.
В результате значительно увеличения прибыли от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2012 г. в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» размер прибыли до налогообложения вырос на 64 млн. р. или 2,6 %.
Таким образом, руководству ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» необходимо принять меры по увеличению прибыли от текущей деятельности.
Основную часть прибыли организация получает от реализации продукции. В процессе анализа финансовых результатов в первую очередь изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
- объема реализации продукции;
- структуры реализованной
- себестоимости;
- уровня среднереализованных
Факторная модель прибыли от реализации продукции имеет следующий вид
где П – прибыль от реализации продукции;
VРП – объем реализованной продукции;
УДi - структура реализованной продукции;
Сi – себестоимость реализованной продукции;
Цi – уровень среднереализованных цен [14, с. 215].
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной и убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализованных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли деятельности ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблицы 3, составленной по данным Отчета о прибылях и убытках за январь-декабрь 2012 г. (приложение Б).
Таблица 3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»
Показатель |
2011 г. |
Данные 2011 г., пересчитанные на объем продаж 2012 г. |
2012 г. |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки, млн. р. (В) |
∑(VРПi0 х Цi0) = = 9 919 |
∑(VРПi1 х Цi0) = = 10 777 |
∑(VРПi1 х Цi1) = = 17 810 |
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. р. (З) |
∑(VРПi0 х Сi0) = = 7 193 |
∑(VРПi1 х Сi0) = = 7 815 |
∑(VРПi1 х Сi1) = = 15 284 |
Прибыль от реализации продукции, млн. р. (П) |
9 919 – 7 193 = = 2 726 |
10 777 – 7 815 = = 2 962 |
17 810 – 15 284 = = 2 526 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж при базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции (IVРП), а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж (IVРП) рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации (VРПi1) с базовым (VРПi0) в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (например, тысячи условных банок) или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу)
В ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» индекс объема продаж (IVРП) составляет 1,796 (17 810 / 9 919).
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы вырасти на 79,6 % и составить 4 895 млн. р. (2 726 х 1,796).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1 х Цi0) – ∑(VРПi1 х Сi0) = 10 777 – 7 815 = 2 962 млн. р.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли организация могла бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1 х Цi1) – ∑(VРПi1 х Сi0) = 17 810 – 7 815 = 9 995 млн. р.
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»
Показатель |
Условия расчета |
Алгоритм расчета |
Расчет |
Сумма прибыли, млн. р. | |||
объем реализации |
структура продукции |
цена |
себестоимость | ||||
П0 |
2011 г. |
2011 г. |
2011 г. |
2011 г. |
В0 – З0 |
2 726 – - 7 193 |
2 726 |
Пусл.1 |
2012 г. |
2011 г. |
2011 г. |
2011 г. |
П0 х IVРП |
2 726 х х 1,796 |
4 895 |
Пусл.2 |
2012 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2011 г. |
Вусл – З усл |
10 77 – - 7 815 |
2 962 |
Пусл.3 |
2012 г. |
2012 г. |
2012 г. |
2011 г. |
В1 – Зусл |
17 810 – - 7 815 |
9 995 |
П1 |
2012 г. |
2012 г. |
2012 г. |
2012 г. |
В1 – З1 |
17 810 – 15 284 |
2 526 |
По данным таблицы 4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Сумма прибыли изменилась за счет:
- объема реализации продукции
∆ПVРП = Пусл1 – П0 = 4 895 – 2 726 = + 2 169 млн. р.;
- структуры реализованной
∆Пстр = Пусл2 – Пусл1 = 2 962 – 4 895 = - 1 933 млн. р.;
- средних цен реализации
∆Пц = Пусл3 – Пусл2 = 9 995 – 2 962 = + 7 033 млн. р.;
- себестоимости реализованной продукции
∆Пс = П1 – Пусл3 = 2 526 – 9 995 = - 7 469 млн. р.
Под влиянием всех факторов прибыль от реализации продукции уменьшилась на 200 млн. р. (2 526 – 2 726). Положительно на рост прибыли от реализации продукции в 2012 г. повлияло увеличение объема реализации продукции и рост средних цен реализации. Однако увеличение себестоимости реализованной продукции отрицательно повлияло на размер прибыли от реализации продукции. Поэтому руководству ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» необходимо принять меры по сокращению себестоимости продукции.
2 Показатели рентабельности работы организации, порядок исчисления
Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
- показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
- показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.) [5, с.101 ].
Рентабельность продукции (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции, работ, услуг (Ппр) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп)
Она показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным ее сегментам и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) (Rп) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг на сумму полученной выручки (Врп)
Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж.
Уровень рентабельности продукции и продаж ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» представлен в таблице 5, составленной на основе данных Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2012 г. (приложение Б)
Таблица 5 – Динамика рентабельности продукции и продаж в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» за 2011 – 2012 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
1 Выручка от реализации (за вычетом соответствующих налогов), млн. р. |
9 919 |
17 810 |
7 891 |
2 Себестоимость реализованной продукции, млн. р. |
7 193 |
15 284 |
8 091 |
3 Прибыль от реализации продукции, млн. р. (стр.1 – стр.2) |
2 726 |
2 526 |
-200 |
4 Рентабельность продукции, % (стр.3 / стр.2 х 100) |
37,9 |
16,5 |
-21,4 |
5 Рентабельность продаж, % (стр.3 / стр.1 х 100) |
27,5 |
14,2 |
-13,3 |
По данным таблицы 5 видно, что в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» в 2012 г. по сравнению с 2011 г. рентабельность продукции уменьшилась на 21,4 п.п., а рентабельность продаж – на 13,3 п.п.