Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить прибыль и рентабельность, как важнейшие показатели оценки деятельности предприятий промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие прибыли, ее соства и значения в деятельности организации;
- рассмотреть показатели рентабельности работы организации;
- раскрыть факторы роста прибыли и повышения рентабельности;
- изучить методы прогнозирования и планирования прибыли от реализации продукции;
- рассмотреть распределение и использование прибыли.

Файлы: 1 файл

Прибыль и рентабельность.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2 – Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» за 2011 – 2012 гг.

 

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Темп роста, %

Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн. р.

2 482

2 133

-349

85,9

Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. р.

-25

388

413

-1 552,0

Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. р.

2 457

2 521

64

102,6


 

Рисунок 1 – Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» за 2011 – 2012 гг.

По данным таблицы 2 и рисунка 1 видно, что в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» в 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль от текущей деятельности уменьшилась на 349 млн. р. или 14,1 %.

В 2011 г. организация понесла убытки от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в размере 25 млн. р.

В 2012 г. прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности составила 388 млн. р.

В результате значительно увеличения прибыли от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2012 г. в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» размер прибыли до налогообложения вырос на 64 млн. р. или 2,6 %.

Таким образом, руководству ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» необходимо принять меры по увеличению прибыли от текущей деятельности.

Основную часть прибыли организация получает от реализации продукции. В процессе анализа финансовых результатов в первую очередь изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

- объема реализации продукции;

- структуры реализованной продукции;

- себестоимости;

- уровня среднереализованных цен.

Факторная модель прибыли от реализации продукции имеет следующий вид

                  

                                      П = ∑[VРПобщ х Удi х (Цi – Сi)],                                    (1)

 

где П – прибыль от реализации продукции;

      VРП – объем реализованной продукции;

      УДi - структура реализованной продукции;

      Сi – себестоимость реализованной продукции;

      Цi – уровень среднереализованных цен [14, с. 215].

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной и убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализованных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли деятельности ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблицы 3, составленной по данным Отчета о прибылях и убытках за январь-декабрь 2012 г. (приложение Б).

 

Таблица 3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от                          реализации продукции ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»

 

Показатель

2011 г.

Данные 2011 г., пересчитанные на объем продаж 2012 г.

2012 г.

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки, млн. р. (В)

∑(VРПi0 х Цi0) =

= 9 919

∑(VРПi1 х Цi0) =

= 10 777

∑(VРПi1 х Цi1) =

= 17 810

Полная себестоимость реализованной продукции, млн. р. (З)

∑(VРПi0 х Сi0) =

= 7 193

∑(VРПi1 х Сi0) =

= 7 815

∑(VРПi1 х Сi1) =

= 15 284

Прибыль от реализации продукции,

млн. р. (П)

9 919 – 7 193 =

= 2 726

10 777 – 7 815 =

= 2 962

17 810 – 15 284 =

= 2 526


 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж при базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции (IVРП), а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж (IVРП) рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации (VРПi1) с базовым (VРПi0) в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (например, тысячи условных банок) или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу)

 

                                                  IVРП = VРПi1 / VРПi0.                                           (2)

 

В ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» индекс объема продаж (IVРП) составляет 1,796 (17 810 / 9 919).

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы вырасти на 79,6 % и составить 4 895 млн. р. (2 726 х 1,796).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 ∑(VРПi1 х Цi0) – ∑(VРПi1 х Сi0) = 10 777 – 7 815 = 2 962 млн. р.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли организация могла бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

  ∑(VРПi1 х Цi1) – ∑(VРПi1 х Сi0) = 17 810 – 7 815 = 9 995 млн. р.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции  ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» представлен в таблице 4.

 

Таблица 4 – Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от                реализации продукции ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир»

 

Показатель

Условия расчета

Алгоритм   расчета

Расчет

Сумма прибыли, млн. р.

объем реализации

структура продукции

цена

себестоимость

П0

2011 г.

2011 г.

2011 г.

2011 г.

В0 – З0

2 726 – 

- 7 193

2 726

Пусл.1

2012 г.

2011 г.

2011 г.

2011 г.

П0 х IVРП

2 726 х

х 1,796

4 895

Пусл.2

2012 г.

2012 г.

2011 г.

2011 г.

Вусл – З усл

10 77 –

- 7 815

2 962

Пусл.3

2012 г.

2012 г.

2012 г.

2011 г.

В1 – Зусл

17 810 –

- 7 815

9 995

П1

2012 г.

2012 г.

2012 г.

2012 г.

В1 – З1

17 810 –

15 284

2 526


 

По данным таблицы 4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Сумма прибыли изменилась за счет:

- объема реализации продукции

∆ПVРП  = Пусл1 – П0 =  4 895 – 2 726 = + 2 169 млн. р.;

- структуры реализованной продукции

∆Пстр  = Пусл2 – Пусл1 = 2 962 – 4 895 = - 1 933 млн. р.;

- средних цен реализации

∆Пц = Пусл3 – Пусл2 = 9 995 – 2 962 = + 7 033 млн. р.;

- себестоимости реализованной  продукции

∆Пс = П1 – Пусл3 = 2 526 – 9 995 = - 7 469 млн. р.

Под влиянием всех факторов прибыль от  реализации продукции уменьшилась на 200 млн. р. (2 526 – 2 726). Положительно на рост прибыли от реализации продукции в 2012 г. повлияло увеличение объема реализации продукции и рост средних цен реализации. Однако увеличение себестоимости реализованной продукции отрицательно повлияло на размер прибыли от реализации продукции. Поэтому руководству ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» необходимо принять меры по сокращению себестоимости продукции.

 

2 Показатели рентабельности работы организации, порядок исчисления

 

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности,  выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);

- показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);

- показатели, в основе которых  лежит ресурсный подход (рентабельность  совокупных активов или общая  рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.) [5, с.101 ].

Рентабельность продукции (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции, работ, услуг (Ппр) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп)

 

                                                  .                                                            (3)

 

Она показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным ее сегментам и видам продукции.

Рентабельность продаж (оборота) (Rп) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг на сумму полученной выручки (Врп)

 

                                                   .                                                         (4)

 

Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж.

Уровень рентабельности продукции и продаж  ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» представлен в таблице 5, составленной на основе данных Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2012 г. (приложение Б)

 

Таблица 5 – Динамика рентабельности продукции и продаж в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» за 2011 – 2012 гг.  

                 

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение

1 Выручка от реализации (за вычетом соответствующих налогов), млн.  р.

9 919

17 810

7 891

2 Себестоимость реализованной продукции, млн.  р.

7 193

15 284

8 091

3 Прибыль от реализации продукции, млн. р. (стр.1 – стр.2)

2 726

2 526

-200

4 Рентабельность продукции, %

(стр.3 / стр.2 х 100)

37,9

16,5

-21,4

5 Рентабельность продаж, %

(стр.3 / стр.1 х 100)

27,5

14,2

-13,3


 

По данным таблицы 5 видно, что в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» в 2012 г. по сравнению с 2011 г. рентабельность продукции уменьшилась на 21,4 п.п., а рентабельность продаж – на 13,3 п.п.

Информация о работе Прибыль и рентабельность