Прибыль предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение экономического содержания категории “прибыль”, процесса ее формирования и факторов, влияющих на ее величину, анализ финансовых результатов предприятия, а также их взаимосвязь с выручкой и выработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов. Исходными данными для написания явились: годовые отчеты (2009-2011г.г.), литературные и справочные источники.

Содержание работы

Введение
1. Прибыль: ее сущность, значение и источники формирования
2. Методы планирования и максимизации прибыли
3. Определение условной безубыточности производства
4. Расчет массы прибыли в зависимости от изменений выручки
5. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
6. Определение точки безубыточности и расчет силы воздействия операционного рычага
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курс.работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

1. Прибыль: ее сущность, значение  и источники формирования…………

2. Методы планирования и максимизации прибыли……………………….

3. Определение условной безубыточности производства………………….

4. Расчет массы прибыли в зависимости от изменений выручки…………

5. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат

6. Определение точки безубыточности и расчет силы воздействия операционного рычага……………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На развитие и эффективность  производства в предприятиях огромное влияние оказывают реализация продукции  и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, а также выплатить заработную плату работникам предприятия.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность  предприятий в выработке и  принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах.

Целью работы является изучение экономического содержания категории “прибыль”, процесса ее формирования и факторов, влияющих на ее величину, анализ финансовых результатов предприятия, а также их взаимосвязь с выручкой и выработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов. Исходными данными для написания явились: годовые отчеты (2009-2011г.г.), литературные и справочные источники.

Для достижения поставленных целей  важным средством изучения функционирования предприятий является финансовый анализ. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Поэтому можно сказать, что решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение.

Курсовая работа состоит из введения, пяти пунктов, расчетной части и заключения. Первый пункт содержит определение понятия прибыли, ее значения и источников формирования. Во втором пункте рассмотрены методы планирования и максимизации прибыли. В третьем пункте раскрыто понятие условной безубыточности производства. Четвертый пункт раскрывает зависимость массы прибыли от изменения выручки. В пятом пункте показан анализ чувствительность прибыли к изменениям цены и структуры затрат.

Курсовая работа написана при использовании литературы по экономической теории, финансам, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе тему, а также материалам периодической печати. Библиографический список приведён в конце курсовой работы.

 

1. Прибыль: ее сущность, значение  и источники формирования

 

В условиях рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

Существует достаточно большое количество определений понятия "прибыль".

Прибыль - это сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как  разность между полной выручкой и  полными издержками, т.е. как чистую выручку.

В переносном смысле под  прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.

Прибыль представляет собой  одну из форм денежных накоплений, создаваемые  в предприятиях, отраслях экономики, государства; это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций.

В настоящее время  роль прибыли коренным образом изменяется. Ее значение в условиях формирования экономики смешанного типа можно  определить через выполняемые прибылью функции; - она является основным источником финансовых ресурсов предприятия; - ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности; - прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности; - прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия; - прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов; - прибыль становится одним из важнейших определяющих показателей ее торговой деятельности. Возрастает роль прибыли в развитии деятельности торгового предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивание оборотных средств.

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток.

Рисунок 1 – Формирование прибыли на предприятии

Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятия.

Валовая прибыль характеризует  конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям.

Чистая прибыль - это  та часть валовой прибыли, которая  остается в распоряжении предприятия  после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль - это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая  прибыль предприятия, уменьшенная  или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.

Прибыль и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами.

Сумма и уровень прибыли  формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих  на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на изменение прибыли

 

Внутренние факторы  изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень  развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия. 
2. Методы планирования и максимизации прибыли

 

Основными методами планирования прибыли являются:

1. Метод прямого счета, наиболее распространенный на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

 

П = (О × Ц) - (О × С),

 

где О — объем выпуска продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы  продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

 

Птп = Цтп - Стп,

 

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли  в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции.

Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

 

Прп = Врп - Срп,

 

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

 

Прп = Пон + Птп - Пок,

 

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима  для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого  счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

2. Аналитический метод, применяемый при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

- определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

- исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

- учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции  и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а  также внереализационных доходов  и расходов и с учетом прибыли  от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

3. Метод совмещенного расчета, включающий в себя элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли  определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия.

Информация о работе Прибыль предприятий