Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:08, курсовая работа
Целью работы является изучение экономического содержания категории “прибыль”, процесса ее формирования и факторов, влияющих на ее величину, анализ финансовых результатов предприятия, а также их взаимосвязь с выручкой и выработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов. Исходными данными для написания явились: годовые отчеты (2009-2011г.г.), литературные и справочные источники.
Введение
1. Прибыль: ее сущность, значение и источники формирования
2. Методы планирования и максимизации прибыли
3. Определение условной безубыточности производства
4. Расчет массы прибыли в зависимости от изменений выручки
5. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
6. Определение точки безубыточности и расчет силы воздействия операционного рычага
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Существуют два метода максимизации прибыли.
Совокупная прибыль фирмы представляет собой разницу между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками TR - ТС.
Прибыль будет максимальной в том случае, когда разность между совокупной выручкой и совокупными издержками достигает наибольшей величины. Т.е. фирма заинтересована сокращать свои издержки и наращивать выпуск продукции (совокупную выручку).
Чтобы определить максимальную прибыль фирмы, необходимо найти величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции: АП = AR - АС. В условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна разности между ценой и средними издержками: АП = Р - АС. В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции: ТП - АП х Q.
Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом продукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои затраты без получения прибыли (рис. 3).
Рисунок 3 - Условия безубыточной деятельности предприятия
Из рисунка следует, что определение величины прибыли основывается на механизме взаимосвязи: «издержки — объем реализации — прибыль» (Cost — Volume — Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:
1. Определение объема реализации
продукции, который
2. Достижение плановой суммы
прибыли через определение
3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка.
В определении политики предприятия, в части формирования результатов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в которой общий доход от продаж равен постоянным и переменным издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издержкам.
Для того чтобы знать, как будет складываться ситуация после нахождения точки безубыточности, целесообразно использовать графические методы построения границ безубыточности (рис. 4).
Рисунок 4 - График определения точки безубыточности
Вместе с тем предприятие должно иметь возможности маневра как в установлении цен, так и в снижении объема продаваемых изделий и объемов реализации. Эти возможности находят свое выражение в установлении так называемого предела безопасности (финансовой прочности). Графически он представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 - График формирования безубыточности
Из приведенного графика видно,
что «предел безопасности»
4. Расчет массы прибыли в
Масса прибыли зависит от изменения выручки и всегда интересует не только руководителей предприятия, но и инвесторов. Установлено, что процент роста прибыли выше, чем выручки. Это явление в теории получило название операционного (производственного) рычага, которое объясняется непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результаты финансово- экономической деятельности (на прибыль).
Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции в изменении состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.
Основными факторами, влияющими на величину прибыли являются:
- изменение объема реализации продукции;
- изменение структуры
реализованной продукции (
- изменение себестоимости
реализованной продукции (
- изменение цен реализованной продукции (работ, услуг).
Воздействие этих показателей, чаще всего, взаимосвязано. В решении подобных взаимосвязанных задач, относимых к задачам «Издержки – Объем – прибыль» (Costs – Volume – Profit» или сокращенно CVP) и «Заемный капитал – Прибыль» используют показатели операционного (ореrаting 1еvеrage) и финансового рычагов (finanсial 1еvеrage – leverage в дословном переводе – рычаг) которые позволяют выявить как измениться прибыль при изменении объема реализации с учетом изменения структуры переменных и постоянных издержек (операционный рычаг); использования для этого заемных средств (финансовый рычаг). Использование понятия «рычага», например, в операционном анализе более наглядно потому, что изменение объема реализации воздействует на изменение прибыли как рычаг. Если его величина достаточно высока, то малейшее изменение объема и соответствующего ему поступления выручки может привести к значительным изменениям в ожидаемой к получению прибыли, т.е. напоминает действие рычага. Механизм действия операционного рычага основывается на непропорциональности изменения величины постоянных издержек и величины объема производства.
Для оценки воздействия операционного рычага используется понятие «сила операционного рычага» (degree of ореrаting 1еvеrage (DOL)). Рассчитывать силу воздействия операционного рычага можно используя формулу:
F = ВМ / П,
где F – сила воздействия операционного рычага,
ВМ – валовая маржа, руб.,
П – прибыль, руб.
Сведения для расчета легко найти в приложениях к балансу предприятия. При оценке величины операционного рычага эти данные лучше всего брать на начало и конец анализируемого периода.
Когда выручка от реализации снижается, сила операционного рычага возрастает. Предположим, что F = 5. Это означает, что при сложившейся на предприятии структуре основных средств, структуре переменных и постоянных издержек, снижение объема продаж на 1% приведет к снижению поступления прибыли на 5 %. Колебание в объемах продаж, в силу высокой неопределенности в каждом текущем периоде факторов воздействующих на них, и, последующего влияния на объем текущего производства, могут быть достаточно значительными. Если случится так, что объем продаж снизится на 10% (а это не такой уже и редкий случай в деятельности предприятий), то при F = 5 снижение прибыли составит 50%, и, наоборот.
5. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
Уровень спроса, цена, затраты - взаимосвязанные показатели, поэтому при оценке последствий снижения цен надо рассматривать их в комплексе.
Учет коэффициента эластичности. При снижении цены происходит, с одной стороны, рост спроса потребителей на товары, а с другой - снижение прибыли с единицы каждого изделия (следовательно, уменьшение получаемой предприятием прибыли в целом). Для того чтобы при снижении цены предприятие получило такой же размер прибыли, как при прежней цене, объем производства товаров надо увеличить.
Предприятие может увеличить объем производства, если ему позволяют производственные мощности. Однако чтобы получить прибыль, надо не только произвести, но и реализовать больше.
Если фактический коэффициент эластичности спроса на единицу продукции меньше, то снижение цены не приведет к росту спроса, компенсирующему снижение выручки от продажи, и прибыль, полученная предприятием, уменьшится. Одновременно при изменении объемов производства происходит изменение затрат предприятия, причем их сумма растет за счет условно-переменных расходов, а себестоимость единицы изделия снижается за счет условно-постоянных издержек в определенном диапазоне масштабов производства в краткосрочном периоде.
Повышение цен может быть вызвано несколькими причинами:
- устойчивой инфляцией, обусловленной как ростом издержек, так и ростом цен на товары, что вынуждает предприятия постоянно повышать цены;
-наличием чрезмерного спроса, когда потребитель согласен платить больше, чтобы приобрести товар.
Изменение цен, как уже отмечалось, по-разному будет влиять на объемы продаж и прибыль в зависимости от эластичности спроса (рынка). В условиях неэластичного или слабо эластичного рынка предприятие может позволить себе увеличивать цены, повышая долю прибыли в цене, в то время как снижение цен не приведет к росту продаж и нецелесообразно. Эластичный рынок весьма чувствителен к изменению цен, и действия предприятия должны быть обоснованы. Повышение цен на нем приводит к переключению спроса на другие товары (субституты) или на товары конкурентов. Поэтому предприятие должно учитывать реакцию конкурентов: если они также поднимут цены, то прибыль возрастет, так как покупатели не смогут переключить свой спрос. Снижая цены, необходимо осуществить анализ изменения выручки, затрат и прибыли.
В обобщенном виде воздействие изменения цен на прибыль представлено в табл. 1.
Таблица 1
Влияние изменения цен на прибыль
Прибыль |
Рост цен |
Снижение цен |
1 |
2 |
3 |
Прибыль увеличивается |
Наличие неудовлетворенного спроса. Необоснованно низкая первоначальная цена в сравнении с той, которую согласны заплатить при покупке. Рынок нечувствителен к ценам. Более высокая цена делает товар привлекательным в глазах потребителей или приводит к расширению сегмента покупателей. Складывается ситуация, когда возрастает вместительность рынка (рост доходов, улучшение экономического положения в стране). Конкуренты также повышают цены. |
Высокая эластичность спроса на товар, в результате чего объем продажи возрастает быстрее, чем уменьшается относительная прибыль. Цена в базовом варианте была необоснованно завышенная, и ее снижение расширило сегмент потребителей. Затраты на единицу товара снижаются большими темпами, чем прибыль (к определенному моменту). Снижение цены содействует выходу на новые рынки сбыта. Уход конкурирующих |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 |
2 |
3 |
Прибыль уменьшается |
Высокая инфляция: цены растут быстрее, чем цена на товар, в результате снижается относительная прибыль в единице. Высокая чувствительность спроса покупателей; темп роста цены ниже, чем темп снижения объема продажи. Первоначальная цена была обоснованной в глазах потребителей, и ее рост приводит к отказам от покупок. Конкуренты оставляют цены на бывшем уровне. Рост цен опережает доходы потребителей (ухудшение экономического положения). Наличие товаров-субститутов довольно большое, и цены на них растут меньшими темпами или постоянные |
Рынок совсем нечуткий к изменению цены или эластичность спроса слабая, поэтому не меняется объем продажи. Конкуренты также снижают цены. Первоначальная цена была обоснованной, и покупатели рассматривают ее снижение как ухудшение качественных характеристик товара. Предприятие ставило задачу расширения частицы рынка, или путем снижения цены старалось не допустить на рынок конкурентов. Ситуация в экономике |
Для сохранения прежней прибыли при изменении цены или затрат в сфере торговли целесообразно осуществлять анализ чувствительности финансовых результатов, отвечающий на вопросы, что произойдет, если изменятся эти показатели, и что надо сделать, чтобы получить прибыль в том же размере. В основе анализа чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат лежит расчет объема товарооборота, обеспечивающий получение определенной прибыли при изменении цены, постоянных или переменных затрат. Расчет товарооборота, обеспечивающего получение базовой прибыли, основан на принципе маржинальной прибыли, рассчитываемой в торговой деятельности как разница между суммой валового дохода и величиной переменных издержек обращения предприятия.
Общая характеристика ООО «Техникс»
ООО "Мастерская по ремонту и обслуживанию Техникс" (именуемое дальше как ООО «Техникс») осуществляет свою деятельность в сфере услуг по ремонту, в частности ремонта бытовой, ТВ, видео, аудио и оргтехники. Располагается предприятие на территории арендуемого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью 80кв. м. Мощность предприятия – 290 заказов в год.
Организационно - правовая форма - Общество с ограниченной ответственностью. Общество учреждено физическими лицами с целью осуществления коммерческой деятельности в сфере оказания услуг населению и извлечения прибыли. Уставный капитал общества составляет 10тыс. руб.
Рисунок 6 - Линейно - функциональная структура
ООО "Техникс"
Главный бухгалтер ведет бухгалтерский учет всей организации по всем участкам в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и отчетности.
Старший мастер отвечает за производственный
процесс и метод ремонта
Рабочие выполняют заказы согласно распоряжению старшего мастера.
Система оплаты труда повременно – премиальная. Оплата труда в организации производится на основании тарифных окладов, 25% премии к окладам в случае выполнения производственных показателей, районного коэффициента, действующего на территории Республики Башкортостан, равного 15%.
Заработная плата в
Все работники салона оформлены официально с записями в трудовую книжку и полным пакетом социальной защиты.
Себестоимость услуг. Общая сумма расходов за февраль составляет 68457,5 руб., а число заказов - 290. Следовательно, себестоимость услуги равна 237 руб. Расчет точки безубыточности.