Прибыль в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:11, доклад

Описание работы

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.
Важнейшим качественным показателем, характеризующим работу предприятий, является прибыль. Прибыль – показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем синтезируются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.....................................5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................22

Файлы: 1 файл

МОЙ УИРС.docx

— 57.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ.....................................5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

      В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.

      Важнейшим качественным показателем, характеризующим работу предприятий, является прибыль. Прибыль – показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем синтезируются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

      Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

      При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.

 

       Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

       Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что прибыль предприятия является основным показателем эффективности деятельности предприятия.

       Теоретической основой являются материалы из экономических книг, газет, журналов и научных сборников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 Акулич В.В. [1] в своей статье считает, что обобщающая оценка финансового состояния организации производится на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Они четко отражают эффективность деятельности организации, рациональность использования собственных ресурсов, доходность направлений деятельности. Прибыль и рентабельность — понятия, тесно взаимосвязанные, но не тождественные по своим аналитическим возможностям.

Прибыль к распределению определяется как разность между прибылью за отчетный период и налогами из прибыли за этот период. Для определения направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам. К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Для оценки эффективности работы недостаточно наличия показателя прибыли, поскольку  это еще не свидетельствует об успешной работе организации. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель — уровень рентабельности.

     Рентабельность — синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организации за определенный период. Он, как правило, оценивается в процентах, реже — как коэффициент.

      В любом определении рентабельность означает отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и др.

По мнению Бланка И.А. [13] прибыль — наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием. Успешное функционирование системы управления прибылью предприятия во многом определяется эффективностью ее организационного обеспечения. Система организационного обеспечения управления прибылью представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли, и несущих ответственность за результаты этих решений. Построение системы организационного обеспечения управления прибылью путем создания центров ответственности разных типов зависит от многих факторов — объема деятельности предприятия, многофункциональности этой деятельности, численности персонала, организационной структуры производства, организационно-правовой формы деятельности   и   других.

По мнению Буряковского В.В. [16] распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли  должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению  эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом. Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

        Гаврилова А.Н. [3] считает, что прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток — их уменьшение. Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. Экономическая прибыль определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, позволяя сравнить рентабельность вложенного капитала с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью. Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия.

     Объем выпуска продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение прибыли.

      Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Структура товарной продукции оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в структуре выпуска приводит к возрастанию прибыли. При увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

      Изменение цен реализации и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: с увеличением цен прибыль возрастает, и наоборот.

Грищенко О.В. [2] отмечает, что при изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

 Прибыль на предприятии распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

      Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).

                                                       МД=П+А                                                         (3)

С помощью  формулы можно рассчитать сумму  прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Добросердова И.Н. [4] выделяет две основные функции прибыли – измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующую функцию.

 Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, перемещение капитала из одних отраслей в другие и т. п.

      Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что, в свою очередь, приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет. Она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

       В своей статье Засмужец С.И. [5] отмечает, что экономическая эффективность предприятия характеризуется системой показателей рентабельности.

      В основу расчета показателей рентабельности могут быть положены различные величины прибыли предприятия: маржинальная прибыль, операционная прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль, прибыль до выплаты налога на прибыль, чистая прибыль. Чаще всего для расчета коэффициентов рентабельности используется чистая прибыль или прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль. Факторами, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемые средства, обеспечивающие возможность производительной деятельности и получение прибыли, с другой — выручка от реализации произведенной продукции (оборот) как источник поступления средств на предприятие и формирования прибыли. Цели анализа предполагают различные сочетания прибыли по отношению к показателям, для которых исследуется их отдача (эффективность использования).

Ильин А.И. [19] полагает, что как экономическая категория прибыль представляет собой чистый доход, созданный в сфере материального производства, а на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Природа прибыли противоречива.

Нормальная прибыль  — минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли. Нормальная прибыль представляет собой ту прибыль, которую получил бы инвестор, вложив средства в другой бизнес (в банк).

Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума. Поэтому ее называют целевой прибылью.

Финансовый результат деятельности предприятия складывается из суммы финансовых результатов:

• от реализации продукции, работ, услуг;

• операционных доходов и расходов;

• внереализационных  доходов и расходов.

      Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на недвижимость, налог на прибыль и местные сборы и налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником.

       В процессе распределения прибыли предприятие также определяет величину прибыли, которая является базой для расчета местных налогов и сборов (прибыль, облагаемая налогом на прибыль, минус налог на недвижимость, минус налог на прибыль).

    Заключительным этапом в распределении прибыли является расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли), и установление направлений ее использования.

Информация о работе Прибыль в организациях