Прибыль в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:11, доклад

Описание работы

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.
Важнейшим качественным показателем, характеризующим работу предприятий, является прибыль. Прибыль – показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем синтезируются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.....................................5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................22

Файлы: 1 файл

МОЙ УИРС.docx

— 57.81 Кб (Скачать файл)

 Основное направление распределения чистой прибыли оговаривается в учредительном договоре, уставе и соответствует требованиям законодательства.

       Ковалев В.В. [14] считает, что прибыльность понимается как возможность и способность бизнеса «делать прибыль». Поскольку показателей прибыли много, рассуждения ведутся прежде всего с позиции собственников фирмы, играющих ключевую роль в судьбе бизнеса. Для них базовой результатной характеристикой является чистая прибыль; именно этот показатель рассматривается ими как один из основных критериев успешности функционирования фирмы. Чистая прибыль — это разность доходов и расходов, понимаемых в обобщенном смысле. Отсюда с очевидностью следует, что соответствующий комплекс процедур оценки и управления прибыльностью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы повышению доходов и снижению расходов.

  Управление факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов (имеются в виду прежде всего показатели доходов и расходов), но и путем регулярного исчисления показателей рентабельности. Как известно, прибыль — это абсолютный показатель, мало пригодный для пространственно-временных сопоставлений. Поэтому в аналитике принято сопоставлять его с некоторыми базами, получая тем самым упомянутые показатели рентабельности.

В своей статье Михайлова Н.И. [6] говорит, что В процессе осуществления своей уставной деятельности субъекты хозяйствования несут определенные затраты и получают доходы. В конце отчетного периода производится подведение итогов — выводится финансовый результат. Это может быть как прибыль (превышение доходов над расходами), так и убыток (превышение расходов над доходами).

      Положительным финансовым результатом является прибыль. Особенно важное значение этот показатель приобретает в условиях рыночной экономики, т.к. он убедительно свидетельствует об эффективности использования основных и оборотных средств предприятия, трудовых ресурсов, о правильном и своевременном учете рыночной конъюнктуры, о быстрой переориентации производства в связи с изменением покупательского спроса.

       По мнению Одинцовой Г.С. [17] в реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. В настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская, валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.

       Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

      Валовая прибыль - это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью тих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

     Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках, по своему содержанию соответствует нераспределенной прибыли.

      При расчете планового размера прибыли (убытка) от продаж используют производственные показатели.

       Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы.

                                                П= В-З                                                (1)

где П - прибыль; В - выручка от реализации продукции по оптовым ценам;

З - полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаре продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы.

       Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия.

       Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает.

       Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции а также как дополнение к прямому методу, для проверки.

                                             П=Т(100-З)/100                                               (2)

где П - валовая прибыль от выпуска товарной продукции; Т- товарная продукция в ценах реализации предприятия; З – затраты товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

       Аналитический метод применяют при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.

       К аналитическому методу относят также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновидность аналитического метода расчета прибыли. Базовая рентабельность - отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях составления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме того, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.

В своей статье Отливанчик М.В. [7] отмечает, что финансовый результат деятельности предприятия является важнейшим показателем, по которому оценивается качественное состояние предприятия. Основной составляющей финансового результата деятельности предприятия является прибыль (убыток) от основной деятельности, т.е. той деятельности, ради которой и создавалось предприятие. Данный показатель находится на особом контроле у руководства предприятия, и для успешного управления требуется соответственная аналитика отчетности, которая показывает, как формируется прибыль.

       В своей статье Платоненко Е.И. [8] отмечает, что прибыль – один из важнейших оценочных показателей, характеризующий результат хозяйственной деятельности предприятия. В упрошенном виде прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.

     Рентабельность - важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям, работающим на основе хозяйственного (коммерческого) расчета. Она означает доходность, прибыльность предприятия. Рентабельность выражается в том, что за счет выручки от продажи продукции предприятие не только покрывает затраты на ее производство и реализацию, но и получает определенную долю чистого дохода (прибыли).

      Весь комплекс резервов роста рентабельности агропромышленного производства на любом предприятии можно подразделить на две однородные группы.

Первая объединяет в себе возможности  интенсификации производства за счет пополнения и совершенствования потенциала производственных ресурсов на предприятии — материально-технических, земельных и трудовых.

      Вторая группа резервов роста агропромышленного производства на предприятиях отечественного АПК объединяет в себе возможности лучшего, более производительного и бережного использования имеющихся и пополняемых производственных ресурсов. Здесь первостепенное значение имеет использование прогрессивных технологий и организации производства.

Савицкая Г.В. [11] указывает, что чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов предприятия, покрываемых за счет прибыли. Чтобы определить изменение чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение балансовой прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли. Прирост чистой прибыли рассчитывается умножением прироста удельного веса фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме балансовой прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде.

Скляренко В.К. [9] считает, что прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль предприятия — основной фактор его экономического и социального развития. Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разного уровня в виде налогов и других обязательных платежей. В соответствии с законодательством налогооблагаемая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

Прибыль (убыток) планируется раздельно  по видам, а именно:

• от продажи  продукции и товаров;

• от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера;

• от реализации основных средств;

• от продажи  другого имущества и имущественных  прав;

• от оплаты выполненных работ и оказанных  услуг и т. д.;

• от внереализационных  операций.

       Помимо метода прямого счета и аналитического метода существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

       Смирнов П.Ю. [15] считает, что прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

  Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение объема производства и реализации: чем больше объем реализации, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

 Вторым, не менее важным, фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь, находится под воздействием многих причин.

      Суша Г.З. [10] в своей статье говорит, что эффективность предприятия — это экономическая категория, выражающая результативность его деятельности. Основные виды эффективности — экономическая, социальная, экологическая. Затраты на хозяйственные, социальные и экологические нужды, на инновационные и инвестиционные проекты в конечном итоге отражаются в финансовой отчетности предприятия. В ней представлены также конечные экономические результаты, на которые оказывают влияние социальные, экологические, внешние и внутренние факторы, а также инновации и инвестиции. Следовательно, понятие экономической эффективности предприятия представляет собой совокупную результативность субъекта хозяйствования по всем направлениям деятельности.

 По мнению Трошина А.Н. [12] прибыль — экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развитая. При этом прибыль — это положительный результат деятельности предприятия. Отрицательный результат его деятельности называется убытком.

Экономическое содержание прибыли  проявляется в выполняемых функциях, среди которых можно выделить следующие.

Главная цель управления прибылью —  максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе.

 Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т. е. это финансовый результат от основной деятельности предприятия. Тем самым прибыль от продаж свидетельствует об эффективности основной деятельности предприятия, т.е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

 Для физических и юридических лиц, ссужающих деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль). С позиций интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (прибыль до налогообложения).

 Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих расходов. Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов и, следовательно, показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

      В своей статье Харевич Г.Л. [18] отмечает, что планирование прибыли — составная часть общей системы планирования на предприятии. Оно позволяет определить успешность деятельности предприятия и через постановку целей по достижению величины основного финансового результата связано с процессом управления. Планирование прибыли различными методами позволяет расширить возможности определения потенциала и увеличения прибыльности предприятия, нахождения баланса между прибылью и ликвидностью, более эффективного управления основными факторами, воздействующими на изменение прибыли.

     Экономико-математические методы требуют многочисленных показателей, учитывающих реальные факторы риска в планируемом периоде, и моделей, обладающих высокой достоверностью, что в силу объективных условий для плановых служб многих предприятий не всегда доступно  и существенно усложняет задачу их применения.

Информация о работе Прибыль в организациях