Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:14, контрольная работа
Новая бюджетная система Российской Федерации основывается на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного государства, получившей название бюджетного федерализма.
Проблеме бюджетного федерализма по праву принадлежит важное место в реформировании бюджетной системы России на современном этапе. От решения этой проблемы зависит будущее России – сохранится ли она как единое государство, развивающееся на основах подлинного федерализма, или распадется на ряд слаборазвитых территориальных образований.
Введение……………………………………………………………………….3
Ключевые аспекты бюджетного федерализма и разграничения
полномочий…...............................................................................................4
Принципы бюджетного федерализма……………………………………9
Актуальные проблемы бюджетного федерализма в современной
России……………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
полномочий…...................
России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Новая бюджетная система Российской Федерации основывается на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного государства, получившей название бюджетного федерализма.
Проблеме бюджетного федерализма по праву принадлежит важное место в реформировании бюджетной системы России на современном этапе. От решения этой проблемы зависит будущее России – сохранится ли она как единое государство, развивающееся на основах подлинного федерализма, или распадется на ряд слаборазвитых территориальных образований.
Бюджетный федерализм реализуется
через единую социально-экономическую
и бюджетно-финансовую политику государства.
Это такая организация
До сих пор обсуждаются
вопросы, связанные с эффективностью
принципов организации
Цель работы – раскрытие основных принципов бюджетного федерализма.
1 КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
Бюджетный федерализм —
система государственного финансирования
общественно-значимых услуг в стране
с многоуровневой бюджетной системой,
основанная на децентрализации бюджетно-
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами: законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти; законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий; сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны [7, с. 121].
Реализация указанных выше аспектов бюджетного федерализма приводит к объективному формированию финансовых отношений между всеми уровнями бюджетной системы, т.е. к межбюджетным отношениям.
Рассмотрим содержание основных аспектов бюджетного федерализма.
1 аспект. Разграничение
полномочий в области расходов
между федеральным и
1) Соответствие между радиусом полезного действия (эффективности) оказываемых услуг и статусом органа власти, ответственным за ее финансирование.
2) Перераспределение полномочий и ответственности за финансирование общественной услуги должно осуществляться в пользу органа власти того уровня, которых обеспечит максимальную эффективность предоставления этой услуги в соответствии с потребностями ее получателей.
3) Обеспечение финансового доступа населения к стандартным общественным услугам на всей территории страны при сокращении фискального неравенства отдельных ее территорий.
4) Сочетание различных видов услуг, предоставляемых обществу одни и тем же органом власти.
5) Перераспределение расходных функций не должно вести к миграции населения из одного региона в другой.
6) Адекватность бюджетных обязательств расходным полномочиям.
7) Соразмерность бюджетных ассигнований бюджетным обязательствам.
Таблица 1 – Инструменты разграничения расходных полномочий [3, с. 70]
2 аспект. Распределение
и закрепление доходных
1) Налоговый потенциал какого-либо бюджетного уровня должен соответствовать объему его расходных полномочий.
2) Закрепление налоговых полномочий должно сводить к минимуму экономическое неравенство от налогообложения.
3) Налоги, имеющие перераспределительный характер и взимаемые по прогрессивным ставкам (налоги на доходы), должны закрепляться за центральным (вышестоящим) бюджетным уровнем.
4) Налоги, легко поддающиеся экспорту, не должны быть источником формирования децентрализованных бюджетов.
5) За децентрализованными бюджетными уровнями необходимо закреплять налоги, которые имеют немобильную базу и не приводят к искажению рыночного поведения производителей и потребителей.
6) Налог, по которому налоговая база распределена неравномерно на территории государства, должен собираться центральным бюджетным уровнем.
7) Ответственность за сбор налогов должна возлагаться на тот бюджетный уровень, который обеспечит минимальные затраты по их администрированию и максимальную собираемость (соответствие затрат с эффективностью).
Таблица 2 – Разграничение основных налогов и сборов РФ между уровнями бюджетной системы [3, с. 73]
Условные обозначения: Ф – федеральный уровень, Р – региональный, М – местный, (Ф) – региональные или местные органы власти устанавливают ставку в пределах федеральных ограничений. Принцип, по которому доходы делятся между уровнями власти: 1 – по исключительной ставке (100% зачисление); 2 – налог с разделенной ставкой между бюджетами; 3 – налоги, распределяемые по нормативам отчислений (в %).
Инструменты разграничения налоговых полномочий между бюджетными уровнями:
- исключительные налоги — жесткое закрепление конкретных налогов за одним уровнем власти и разграничение полномочий по их взиманию (один налог – один бюджет);
- налоги с разделенными (параллельными) ставками — совместное использование одной и той же налогооблагаемой базы при параллельном закреплении налоговых полномочий за несколькими бюджетными уровнями;
- распределяемые налоги — долевое распределение налогов в бюджеты разных уровней по временным или постоянным нормативам от совместных налогов [5, с. 169].
Рис. 1 – Бюджетное выравнивание [3, с. 80]
3 аспект. Выравнивание
сбалансированности бюджетной
Различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы.
Горизонтальная
В соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации в
целях обеспечения
2 ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМ
Принцип бюджетного федерализма
представляет собой основополагающее
правило бюджетного права, и заключается
в том, что административно-
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица, не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает [4, с. 218]:
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;